Страна.Ru о политике России в Центразии. Итоги переговоров с Ираном, Афганистаном и Таджикистаном 21:03 14.03.2003
Переговоры министра иностранных дел России Игоря Иванова с высокими руководителями Ирана, Афганистана и Таджикистана еще раз подтвердили курс Москвы на укрепление своих позиций в Юго-Западной и Центральной Азии.
После поездки министра иностранных дел России Игоря Иванова в Иран, Афганистан и Таджикистан все меньше остается сомнений в том, что негативные последствия проведения планируемой военной операции в Ираке могут стать печальной реальностью не только для самого Ирака, но и для упомянутых выше стран. Попытки избавиться от сложного иракского узла с помощью ножа и силой насадить в Ираке угодный Вашингтону режим могут всколыхнуть волну возмущения, протеста и, не исключено, активного противодействия не только на Ближнем Востоке, но и в других мусульманских регионах.
Похоже, во всех столицах, которые посетил российский министр (Тегеран - 11 марта, Кабул - 12 марта, Душанбе - 12-13 марта), эту опасность хорошо осознали, и сейчас там в полной мере разделяют взгляды Москвы на ситуацию вокруг Ирака и необходимость поиска мирных, политических путей решения проблемы. Правда, представители Афганистана предпочли не акцентировать внимание наблюдателей на поддержке российской позиции. Они как бы лишь одобрительно покивали головой в сторону Москвы, не делая особо громогласных заявлений на эту тему. Но понять афганцев можно. Страна живет на деньги международных доноров, не последним из которых являются США и Великобритания. И с учетом весьма жесткой линии Вашингтона в отношении явных и вероятных противников военной операции такое молчание может действительно стать золотом.
Иран же не опасается жестких ответных шагов со стороны США. И его представители заявили о поддержке позиции Москвы по Ираку прямо. А до того иранская сторона выступила со своим собственным предложением о проведении референдума в Ираке, которое, увы, вряд ли может показаться приемлемым как для Ирака, так и для ряда других стран, почувствовавших, куда Тегеран клонит. Иран ведь шиитское государство, и в Ираке большинство населения шииты, но возглавляет государство суннит Саддам Хусейн, так что исход предлагаемого Ираном референдума абсолютно ясен.
Что касается таджикской стороны, то ее взгляды на пути решения иракской проблемы совпадают с российскими. Так, во всяком случае, сказал Игорь Иванов, вышедший на встречу с журналистами вместе с таджикским коллегой Талбаком Назаровым. Правда, сам Назаров на этот счет ничего не заявил. Но это, несомненно, связано лишь с недостатком времени для общения с представителями СМИ: российский министр решил вылететь из Таджикистана в Москву несколько раньше запланированного.
Вторая проблема, которая, конечно же, обсуждалась во всех трех столицах: как будет строиться дальнейший миропорядок в условиях, когда налицо попытки Вашингтона и Лондона перекроить его под себя. И судя по всему, результаты переговоров показали, что Иран и Таджикистан, а также скромно живущий на донорские средства Афганистан однополюсный мир, предлагаемый американцами, не устраивает. И в этих странах, и, конечно, в России, подумывают над тем, как бы убедить несговорчивых американцев в целесообразности изменить свой подход к данной проблеме.
Третьим моментом, объединившим три столицы на одном маршруте поездки Игоря Иванова, было глубокое осознание Тегераном, Кабулом и Душанбе необходимости четкой координации усилий в борьбе с такими новыми вызовами и угрозами, как международный терроризм и наркоторговля. В этом плане все упомянутые страны готовы оказать активную поддержку Соединенным Штатам и их союзникам по антитеррористической коалиции. В этой связи стоит отметить, что в Тегеране, Кабуле и Душанбе правильно понимают причины и корни терроризма "чеченского образца" и необходимость борьбы с ним.
Российскую и иранскую стороны, конечно, не может не волновать и вопрос об отношении посторонних к реализации их совместной программы строительства объектов ядерной энергетики. На встрече в Тегеране и Игорь Иванов, и представители иранского руководства сочли нужным еще раз заверить соседей по региону, Соединенные Штаты и все мировое сообщество в том, что эта программа не имеет ничего общего с военными делами и ядерным оружием. Проявленная сторонами открытость и прозрачность упомянутой программы должны успокоить международную общественность.
Что касается непосредственно российско-таджикского диалога по проблеме американского присутствия в Центральной Азии, то этот вопрос так и остался невыясненным журлистами. Ясно, что стороны едины во мнении о том, что пока американское военное присутствие диктуется необходимостью стабилизации обстановки в Афганистане, пусть оно таковым и остается. Но что будет потом, когда такой необходимости не будет? Что-то трудно вспомнить, чтобы американцы когда-либо уходили из освоенных ими стран и регионов.
Видимо, эта проблема, а также вопрос о придании дополнительного импульса российско-таджикскому сотрудничеству во всех сферах будут подробно рассматриваться на совместной встрече президентов двух стран, подготовка которой, по словам Игоря Иванова, рассматривалась на переговорах российского министра с таджикским руководством в Душанбе.
|