КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Воскресенье, 16.03.2003
21:04  Всемирный форум по проблемам воды открылся в Японии
18:50  Американский морской пехотинец покончил с собой на границе Ирака
16:01  Президент Казахстана в апреле совершит визит в Пакистан
12:26  В Астане (Казахстан) пакистанский террорист поджег небоскреб?
11:00  В Таджикистане установлен период легализации денежных средств граждан с 1 апреля до 1 июня 2003 года
09:32  С.Акимбеков - Прерванный полет. Главная проблема казахстанской элиты - как обеспечить преемственность
09:15  Главой правительства Китая избран 60-летний Вэнь Цзябао

09:10  Карагандинские бизнесмены (Казахстан) решили публиковать в Интернете списки чиновников-бюрократов
08:55  Авиабаза "переменного" состава. Первые российские штурмовики разместятся в киргизском Канте в апреле
07:19  Апокалипсис сегодня. Карп (рыба) обратился с пророчеством к верующим хасидам, после чего... был съеден
03:30  Игорь Яровенко представляет новую коллекцию купальников Азия-2003
01:09  Р.Беккин - Исламская экономика: право каждого - благо всех
00:54  В центре Ростова найдена гробница женщины-воина. Усопшая была тюркоязычной кочевницей
00:43  Есть контракт! Редкоземельный бериллий поехал из Казахстана в Китай
00:34  А.У.Эшманов - Ставка Каримова больше чем жизнь. Власть агонизирует в поиске выхода...
00:32  "Из моих благотворительных средств..." Туркменбаши раздал творческой интеллигенции $500 тыс
00:21  Ваши предложения... Казахстан выставил Мангышлакский атомный энергокомбинат единым лотом
00:16  В Пакистане арестован еще один маститый "аль-каедовец" - финансист аль-Джазири
00:14  В Аксыйской районе Киргизии опять стрельба. Узбекские пограничники против киргизских чекистов
00:05  "Бритиш газ" уходит с Каспия. На место 1 английской пришли 2 китайских компании
00:01  Поправился после ранения. Секретарь СовБеза Киргизии Аширкулов вернулся на родину и приступил к работе
Архив
  © CentrAsiaВверх  
  
Р.Беккин - Исламская экономика: право каждого - благо всех
01:09 16.03.2003

Исламская экономика: право каждого - благо всех

Ренат БЕККИН

Ислам заинтересован в создании сильной и развитой экономики. Без этого цели, начертанные еще во времена Пророка (мир ему), не могли бы быть достигнуты. Например, благоденствие максимально большего числа людей и социальную справедливость можно обеспечить только в экономически стабильном государстве. Исламская экономическая модель в общих чертах может быть сведена к нескольким равноценным в концептуальном отношении положениям, сформулированным на проходившей в ноябре 1988 г. в Тунисе под эгидой Лиги арабских государств научно-практической конференции по проблемам экономической системы Ислама:

1)полное право собственности на все, что существует в мире, принадлежит только Аллаху (а через Него - всей мусульманской общине). Человек выступает лишь доверительным собственником имеющихся в его распоряжении богатств и благ;

2)все, что делает человек в этом мире, происходит с согласия и с ведома Аллаха;

3)частная собственность, которую утвердил Ислам, ограничивается законными способами присвоения, расходования средств и уплатой финансовых долгов;

4)экономический порядок в Исламе сочетает сбалансированность с социальной справедливостью.

Начало дискуссий, как может сочетаться доктрина Ислама с практическими моделями экономики, относится к концу 50-х–началу 60-х гг. С конца 70-х гг. концепция исламской экономики развивается во взаимозависимости с проектами хозяйственных преобразований во всем мусульманском мире. И если до этого времени мусульманские ученые предпочитали ориентироваться на западные экономические модели, то семидесятые годы характеризуются возвратом к исламским ценностям. В 80-е гг. Иран, Пакистан,Судан предприняли попытки реализации исламских идей на практике (в том числе путем исламизации экономики). В разработке модели мусульманской экономики участвовали теологи из Пакистана, Египта, Саудовской Аравии.Попытки создания исламской экономики или ее отдельных элементов предпринимались в рамках Организации исламская конференция (ОИК),
а также на неправительственной основе. Например, если брать сферу страхования, то в Хартуме (Судан) еще в 1978 г. в структуре ОИК был создан Институт по вопросам взаимного страхования, призванный регулировать отношения в области дозволенных видов страхования в Умме.
Концепция исламского экономического порядка и вытекающих из него прав в сжатом виде содержится во Всеобщей исламской декларации прав человека (ст. 15):

"1) в своей хозяйственной деятельности все люди имеют право пользоваться природными богатствами. Это блага, дарованные Аллахом в интересах всего человечества;

2)все люди имеют право добывать средства к существованию в соответствии с Законом (Шариатом);

3) каждый человек обладает правом собственности, которой владеет индивидуально или совместно с другими лицами. Национализация некоторых экономических средств законна с точки зрения общественных интересов;

4) бедняки имеют право на определенную часть состояния богатых, установленную "закятом" и выделяемую в соответствии с Законом;

5) все средства производства должны использоваться в интересах всей общины (Уммы), запрещается не принимать их в расчет или плохо ими распоряжаться;

6) для обеспечения развития сбалансированной экономики и защиты общества от эксплуатации исламский Закон запрещает монополии, чрезмерно ограничительную коммерческую деятельность, ростовщичество,использование принудительных мер при заключении сделок и публикацию лживой рекламы;

7) в обществе разрешены все виды экономической деятельности, если они не приносят вреда интересам общины (уммы) и не нарушают исламские законы и ценности".

Согласно исламскому вероучению в основе получения материальных ресурсов (в том числе денег) лежит труд: "По свидетельству Рифа’а бин Рафи’: "Однажды Пророка (мир ему) спросили: "Какое из приобретений является наилучшим?" Он сказал: "То, что человек приобрел трудом рук своих, а также то, что принесла ему добрая торговля".В Коране слово работа (ал-‘амал) упоминается в 360 айатах, его синоним - ал-фи’ал – присутствует еще в 109 стихах. Все вышеупомянутые айаты подчеркивают необходимость труда. Не случайно Ислам называют "религией действия".

Труд в концепции Ислама – нераздельная часть религии. Тот, кто честно зарабатывает себе на жизнь, достоин наивысшей похвалы. Результаты своего труда человек почувствует не только в этой, но и в будущей жизни, и ничто из его деяний не укроется от Аллаха (99:6-8).

Работа – это право и обязанность одновременно. Ислам предоставляет человеку право выбирать тот вид деятельности, который ему по душе. Индивид, однако, должен учитывать потребности общины в той или иной специальности. Так, совершенно бесполезной окажется профессия ювелира в голодном и нищем обществе, нуждающемся в производителях продуктов питания.

Ислам защищает и тех, кто по возрасту или вследствие физических недостатков не способен трудиться (2:110, 2:254, 9:60, 73:20 и т.д.). Другой богоугодный источник дохода - получение материальных ценностей вследствие заключения признаваемых Шариатом сделок (дар, наследство, купля-продажа и т.д.). Таким путем происходит законный переход права собственности от одного лица к другому.

Краеугольный камень исламской экономики - свобода заключения договора, поскольку почти все сделки основаны на договорно-правовой базе. Даже правитель государства при вступлении в должность должен заключать с мусульманской Уммой в лице ее представителей (как правило, муджтахидов –ведущих ученых, имеющих право делать богословско-правовые выводы из Корана и Сунны) договор, именуемый "мубай’а" (или "бай’а"),где оговорены права и обязанности главы государства и верующих по отношению друг к другу.

Честность - первейшее условие для участников экономических отношений. В современном мире, особенно в масштабах мировой экономики, ориентация на честность партнера должна подкрепляться объективной информацией. Данное обстоятельство представляет существенную проблему для исламских финансовых учреждений, вынужденных часто тратить много времени и денег на получение необходимых сведений о потенциальном партнере.

Находящиеся в распоряжении индивида избыточные материальные блага должны использоваться в интересах всей мусульманской общины (Уммы). Но прежде человек должен удовлетворить свои потребности, а также потребности своей семьи: "По свидетельству Абу Хурайры, который передал слова Пророка (мир ему): "Из всех динаров, которые вы расходуете на пути Господнем, те динары, что вы тратите на выкуп раба, те, что подаете как милостыню бедным, и те динары, что вы расходуете на жену и детей, - самыми ценными (для Аллаха) будут те, что вы тратите на свою семью". Считается, что тот человек, который усердно трудится, чтобы обеспечить свою семью всем необходимым, более угоден Аллаху, чем тот, кто целые дни посвящает молитве, забывая о нуждах родных ему людей.

Богатство ради самого богатства осуждаемо Шариатом как алчность (102:1-8, 104:1-9). В определенной степени, богатство – это испытание для верующего: "Для каждой общины людей предусмотрено испытание, испытание для моей общины – богатство" (хадис).

Материальные ресурсы верующего не должны использоваться для причинения другим людям вреда. А там, где между людьми существует имущественное неравенство, создается почва для эксплуатации человека человеком, что недопустимо с точки зрения Ислама. Поэтому распоряжение накопленным богатством должно ограничиваться интересами других лиц.

Кроме того, в целях ограничения богатства и установления справедливого порядка распределения общественного продукта Исламом предусмотрены обязательные сборы и налоги (закят, хумс), а также те, выплата которых оставлена на усмотрение владельца собственности (инфак).

Деньги должны постоянно находиться в обороте. Владельцу избыточных средств следует обратить внимание на нужды общества, чтобы умело и с пользой для Уммы употребить свой капитал.

В Исламе не допускается обмен неодинаковыми по номинальной стоимости суммами денег (как это имеет место при кредитной операции), а использование ресурсов, если требуется их объединение, происходит через долевое участие их обладателей в прибылях и убытках делового предприятия. Прибыль участников напрямую и полностью зависит от конечного результата планируемой операции, правильности проведенной оценки ожидаемого дохода, перспектив конъюнктуры в данном сегменте рынка, управленческих и предпринимательских способностей партнеров по бизнесу.

Главное техническое отличие исламских финансов от господствующей в мире модели может быть сведено к отказу от ссудного процента. Это позволяет мусульманским экономистам вместо такого инструмента, как "цена денег", подверженного воздействию огромного числа субъективных и сугубо спекулятивных факторов, ввести более приемлемую категорию "эффективности капитала". Ресурсы, ориентируясь на норму доходности непосредственно, перетекают в те сектора экономики, потенциал которых наиболее положительно оценивается рынком.

По мнению ряда мусульманских исследователей, в исламской "смешанной" экономике преодолены многие недостатки, присущие социалистической и капиталистической системам, а также созданным на их основе экономическим моделям. Существует и более сдержанная позиция. Так, марокканский экономист бин Барка считает, что нельзя сравнивать Ислам с социализмом и капитализмом, поскольку исламское вероучение возникло намного раньше в совершенно иных социально-экономических условиях. Ислам признает частную, государственную и кооперативную собственность. Основой производительной деятельности считается труд, а не капитал. В связи с этим во многих работах исламских ученых неприемлемой признается идея поставить в исключительную зависимость от накопления капитала процесс экономического роста, т.е. подвергается сомнению один из ключевых моментов западной экономической теории.

Финансирование за счет собственных средств или мобилизация средств через прямое участие в капитале - основа исламской экономической системы. В последнее время все чаще высказывается мнение, что именно за финансированием за счет собственных средств будущее корпоративных финансов – в противоположность чуждому Исламу долговому финансированию (т.е. через традиционный банковский кредит).

Исламская экономическая модель находится в настоящее время в процессе разработки. Существуют различные подходы. Бесспорно одно - мусульманская экономическая теория, еще в VII в. сформулировавшая постулат о мобилизации средств через прямое участие в капитале или финансирование за счет собственных средств, заслуживает тщательного изучения, особенно на фоне усиления в последнее время влияния этических ограничителей человеческой деятельности на процесс глобализации мировой экономики.

В свете всего вышесказанного такое массовое явление, как антиглобализм уже не кажется блажью буржуазной молодежи, а представляются осознанным прагматичным движением, направленным на защиту (прежде всего!) западной цивилизации от транснационального бизнеса, практически неподконтрольного, а потому – безнаказанного. Поборники этизации бизнеса на Западе отнюдь не перечеркивают лозунг "прибыль ради прибыли", они только ставят перед обществом два существенных вопроса: чьей прибыли? и за счет кого? Многие из них и не подозревают, что подобными вопросами задавались мусульманские авторы почти XIV веков назад...

Источник - Ислам Ру
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1047766140
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Рабочий график первого президента
- Вопрос занятости имеет первостепенное значение - А. Мамин
- Премьер-Министр РК А. Мамин поручил обеспечить качественное проведение ЕНТ с соблюдением санитарных требований
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2020 года №338
- В Сенате обсудили проект Кодекса "О здоровье народа и системе здравоохранения"
- Кадровые перестановки
- Состоялась отчетная встреча Министра индустрии и инфраструктурного развития РК перед населением
- Аппаратное совещание состоялось в Министерстве обороны
- Строительство комплекса "Байтерек" на Байконуре может начаться в конце 2020 года
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх