В Иране в 2001 г. было изъято 100 тонн, а в Центральной Азии - всего 10 т. наркоты. Рассказывает зам. генсека ООН Коста 08:54 17.03.2003
"Россия - новый игрок на поле наркобизнеса"
Беседовала Катерина ЛАБЕЦКАЯ
На днях Москву впервые посетил с рабочим двухдневным визитом Антонио Мария КОСТА, заместитель Генсека ООН, курирующий с марта 2002 года управление ООН по наркотикам и преступности. Спецкор газеты "Время новостей" Катерина ЛАБЕЦКАЯ спросила его, что он думает о создании в России Госкомитета по контролю за незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ.
- Это очень важная мера, позволяющая сконцентрировать необходимые для борьбы с наркобизнесом ресурсы, скоординировать усилия. Аналогичные институты существуют и в других странах. Трудно сказать, кто сегодня сильнее - оргпреступность или общество. Средства, вкладываемые наркобизнесом в производство и распространение наркотиков, огромны, и для противостояния ему нужны адекватные ресурсы. Стратегическое положение и размеры вашей страны автоматически превращают ее в важный субъект любых процессов. Но Россия - относительно новый игрок на поле наркобизнеса.
- Что значит "игрок": потребитель, производитель, поставщик?
- Сегодня каждая страна является и производителем, и потребителем, и распространителем. Думаю, Россия не исключение. Это раньше все было просто: бедные страны производили наркотики, а богатые потребляли. Все меняется: в Таиланде, Пакистане и Турции производство наркотиков прекращено, зато растет наркомания. А производство наркотиков увеличивается в богатых странах - в Европе, США.
- Вы не упомянули Балканы, но в свете убийства сербского премьера Зорана Джинджича вопрос борьбы с оргпреступностью там обострился.
- Мы весьма озабочены ростом преступности на Балканах. Речь идет не только о наркотрафике, но и о торговле "живым товаром", оружием. На Балканы через Пакистан, Иран, Турцию традиционно идут основные поставки афганского опия. И особенность момента в том, что этот объем опия значительно превышает поставки в Россию из Центральной Азии. Наглядное свидетельство - объем конфискованных наркотиков. В Иране в 2001 году их было изъято 100 тонн, а в Центральной Азии - 10 тонн.
- Проблемой "грязных" денег вы тоже занимаетесь?
- Наркобизнес состоит из трех компонентов: производство, распространение и потребление. С отмыванием денег, утечкой капиталов, эксплуатацией людей, преступностью связано среднее звено. Задача нашего офиса - очень жестко обходиться с теми, кто задействован в распространении наркотиков, и помочь людям из первого и последнего звена, они вызывают искреннее сострадание, на их безжалостной эксплуатации зарабатываются миллиарды. Ведь грамм героина в Афганистане стоит всего 1-2 доллара, в Центральной Азии - 20-30, в России - 50-60, в Западной же Европе - 100 долларов.
- А либерализация законодательства в отношении "мягких" наркотиков может снизить опасность наркомании?
- В мире нет ни одной страны, в которой производство и распространение наркотиков не признавалось бы преступлением. Неважно, о каком зелье речь - героине, кокаине, опии или марихуане. Но в некоторых государствах употребление наркотиков не преследуется уголовно. Хотя различие между наркотиками стирается: "легкие" наркотики "тяжелеют". Если в 70-е годы в марихуане, выкуриваемой "детьми цветов", активное вещество составляло всего 1%, то сегодня этот показатель достигает 12-14%. Есть образцы растений, где он превышает и 20%. Так что говорить о "легких" наркотиках не приходится.
- Как же бороться с этим злом?
- Мы рекомендуем стратегию, ориентированную на снижение спроса и сокращение предложения. Наркомания - это болезнь, а не преступление. В России запретительные меры весьма сильны, а вот меры по лечению и профилактике для вас относительно новы. Необходимо осознание непосредственной связи между потреблением наркотиков и распространением СПИДа. В этом смысле очень важно обеспечить больных наркоманией одноразовыми шприцами. Ведь внутривенное введение наркотиков вызывает 80-90% новых ВИЧ-заражений.
№46, 17 марта 2003
|