С.Демидов - Приход ислама в Прикаспий. Как это было 00:03 19.03.2003
ПРИХОД ИСЛАМА В КАСПИИ
С.ДЕМИДОВ
Начальный период в истории ислама, утвердившегося на своей родине – Аравийском полуострове – характеризовался его большой экспансией, быстрым распространением в целом ряде сопредельных и более отдаленных регионов. Всего через два десятка лет после смерти основателя новой религии, пророка Мухаммеда, арабы, преследуя Йездегерда, последнего иранского царя из династии Сасанидов, в 651 году появились под стенами древнего Мерва, земли которого входили тогда в состав Сасанидской империи. Царь был убит, империя пала, а область Мерва, являвшегося одной из провинций Сасанидского государства, перешла под власть новых хозяев.
С 651 года на территории современного Туркменистана и началась история принесенной арабами новой религии – ислама, которая со временем здесь утвердилась и господствует уже более тысячи лет. Тем не менее, процесс принятия ислама на всей территории этого региона (в отличие от высказываемого в последние годы в некоторых публикациях мнения о быстром и повсеместном добровольном принятии этой религии местным населением) растянулся на весьма значительный период. Во многих местах, особенно в кочевой среде, даже там, где ислам уже был официально провозглашен, люди еще долго тайком почитали своих древних богов, а многие старые верования и обряды в той или иной форме переплелись с постулатами и обрядами мусульманского вероучения, образовав синкретическую систему, известную, как народный ислам.
В том же 651 году, когда арабы впервые появились на территории современного Туркменистана, их войска заняли земли Хорасана, в который входила и территория южного Туркменистана. Нисса, Абиверд (в более позднее время его территория известна как Атекский оазис, ныне Каахкинский район или этрап) и Мерв сдались без боя, обязавшись уплатить большую дань. Кроме того, жители Мерва должны были предоставить место в своих домах для постоя арабских воинов. Однако правитель Серахса и жители селения Синдж в Мервском округе оказали сопротивление захватчикам и были в большинстве своем ими перебиты. Через несколько лет, при четвертом преемнике Мухаммеда, халифе Али (656-661 гг.), население Хорасана решило воспользоваться разгоревшейся в Арабском халифате борьбой за лидерство и предприняло попытку сбросить власть завоевателей. Но поднятое восстание было жестоко подавлено.
Более стойкое сопротивление арабам оказали кочевые и полукочевые племена Хорасана. Так, возглавившего их борьбу правителя объединения тюркских и эфталитских племен Низак Тархана, владевшего Бадгисом (современный Бадхыз) – местностью между Серахсом, Гератом и Мургабом, арабским полководцам удалось вероломно схватить и казнить лишь в 709 году.
С большими трудностями столкнулись арабы и при завоевании Юго-Западного Туркменистана. Предпринятые ими в конце YП века попытки захватить прикаспийские области Табаристан, Гурган и Дехистан (последняя была расположена на территории современных Кизылатреского и Эсенкулийского районов Туркменистана) окончилась неудачей: местное население оказало упорное сопротивление, арабское войско было уничтожено. В 716 году крупные силы арабов вновь выдвинулись на Дехистан, где столкнулись с его владетелем тюрком Сулом. После шестимесячной осады главного города этой области, когда иссякла вода, и начались болезни, Сул вынужден был сдаться. При взятии города арабами было перебито 14 тысяч пленных тюрков. Оставленный в живых по условиям сдачи Сул продолжил борьбу, укрепившись в городе Аль-Бухейра (или Дехистан-Сур) на берегу Каспия. Однако из-за отсутствия пресной воды ему снова пришлось сдаться. На этот раз, вместе с соратниками, он был подвергнут мучительной казни.
Третья крупная и в определенной степени обособленная область Туркменистана, Хорезм, была подчинена арабами в 712 году в результате двух походов наместника халифа в Хорасане и Кутейбы ибн Муслима. Во время этих походов погибли многие хорезмские ученые и были уничтожены их труды, созданные в доисламский период.
Таким образом, как видим, лишь на то, чтобы обратить в ислам оседлое население оазисов, а также часть полукочевых племен Юго-Восточного Туркменистана, арабам понадобилось не менее семидесяти лет.
Не следует, конечно, думать, что внедрение новой религии взамен предшествующей – зороастризма-маздеизма – осуществлялось лишь огнем и мечом. Арабы применяли широко практиковавшийся везде и во все времена метод кнута и пряника. Поэтому наряду с разрушением зороастрийских храмов и святилищ, шло строительство мусульманских мечетей, и тем, кто посещал их, после молитвы и проповеди на первых порах при выходе выдавали по два дирхема, что было довольно приличной суммой. Значительно большим стимулом явилось то, что не принявшие ислам вынуждены были платить дважды – подушную подать "джизья" и поземельный налог "харадж". С тех же, кто принимал ислам, "джизья" не взималась.
Часть бедных и эксплуатируемых привлекали проповеди мусульманских миссионеров о мнимой демократичности ислама, кажущемся равенстве членов мусульманской общины перед лицом бога, манила надежда на улучшение, со сменой власти и религии, своего положения.
Желающих разбогатеть за счет грабежей других областей и народов во время джихада – священной войны за веру ислама устраивало узаконенное распределение военной добычи, материальное обеспечение раненного или искалеченного воина, а также семьи погибшего в борьбе с неверными. Кроме того, и самим павшим в бою гарантировалось то, что они сразу же попадут в рай, изображенный в Коране весьма живописно.
Представители элиты – аристократия, земледельцы-дихкане и городское купечество расценивали переход в ислам как тактический прием, чтобы сохранить свои богатства и положение. Правда, так поступали далеко не все, в зависимости от личных качеств, силы приверженности прежней религии и других причин. Например, упоминавшиеся Низак Тархан, Сул и некоторые другие вожди местных племен предпочитали смерть арабскому владычеству и новой вере.
И, наконец, внедрению ислама способствовало то, что в период своего формирования, и позднее он активно использовал многие элементы других, предшествовавших ему, религиозных учений и народных традиций. Среди них мы встречаем и представления, заимствованные из зороастризма-маздеизма – основной религии народов Средней Азии в предмусульманский период (например, пятикратную молитву, вместо бывшей до этого трехкратной; представление о мифическом мосте Чинват, получившем в Коране название Сират, по которому, якобы, на том свете должны переправляться в рай души умерших, и тому подобное).
Уже в YП – YШ веках создалась целая сеть мусульманизированных регионов – государств, включенных в единую систему Арабского халифата, что, в целом, способствовало сближению ряда мусульманских народов и возникновению того комплекса родственных культур, который получил название мусульманская культура.
В IХ-Х веках в эту уже более или менее монолитную мусульманскую массу с севера-запада через Усть-Урт и с северо-востока через Маверранахр, междуречье Амударьи и Сырдарьи, хлынули пришедшие из Центральной Азии мощные волны племен тюрок-огузов или гузов, так называли их арабские авторы, - один из основных предков туркмен. По своим религиозным воззрениям основная их масса оставалась шаманистами. Известный арабский путешественник-миссионер Х века Ибн-Фадлан, побывавший в 922 году у огузов, кочевавших по Усть-Урту, сообщил, что все его попытки обратить их в ислам остались тщетными. Как рассказывали ему сами кочевники, один из их правителей Инал младший принял было ислам, но потом, когда соплеменники поставили перед ним альтернативу остаться их главой, отказавшись от новой веры, или сохранить ей верность, но потерять власть, он выбрал первое. Поэтому окончательное принятие огузами ислама произошло лишь в конце того же Х – начале ХI вв.
Так завершилась исламизация населения всей территории современного Туркменистана, если не считать сохранившихся в некоторых местах немногочисленных общин христиан и буддистов, на которых остановимся отдельно.
|