Н.Джураев - Размышления о Наврузе, о новой жизни, об истории наших предков 20:46 25.03.2003
Неъматулло ДЖУРАЕВ, кандидат филологических наук
Этот праздник для меня - праздник возрождения природы, праздник воспоминаний об истории своих предков, и еще одно подтверждение единства человечества с природой.
Наврузу все народы, чествующие его как исторически национальный праздник, дают прекрасные определения - "Иди Навруз", "Наврузи джамшеди", "Наврузи султони", "Наврузи джалоли", "Праздник весны". Самый популярный, самый народный и самый древний праздник зороастрийского происхождения, когда чествуют его одинаково вместе все - и стар и млад, и шах и слуга. До наступления этого прекрасного праздника люди считали недели, дни и даже часы, пекли сладости, прибирались в своих домах, шили новые наряды. К этому дню старались приурочить свадьбы и перемирия враждующих сторон. В этот день любое зло должно было превращаться в любовь. Всеобщим этот праздник называется потому, что Навруз не знает ни политических, ни географических границ, приходя в дом каждого народа, проживающего на земле Востока.
Само слово Навруз в среднеперсидском языке произносилось как "Нокроч", где "нок" означал - новый, а вторая часть "роч" - день. И издревле отмечается он с первым днем наступления весны, когда Солнце вступает в знак Овна, и день и ночь становятся равными.
Источники мифологии подтверждают, что в древние времена, когда писались старые части священной книги "Авеста", Навруз в Междуречьи, называемом позже Средней Азией, отмечался тоже весной. В священной книге Маздаясна Навруз назывался Великим.
Ибо именно в этот день, по легенде, - Зардушт был избран Богом, чтобы принести людям счастье, - Каюмарс, первое живое существо, был создан Богом из глины, - Хушанг - стал первым царем, - Тахмурас - отправил в темницу злых дивов и бесжалостных людей, - Сом Нариман - поднял восстание против жестоких людей и уничтожил тиранство, - Гоштосп, царевна Каетун и Джомосп - в этот прекрасный день приняли веру Маздаясна и последовали за пророком Зардушта.
Здесь же говорится, что в Навруз Бог создал свет.
В более поздних преданиях зарождение Навруза связывают с мифическим царем Джамшидом. "…он сел на золотой престол, и люди понесли его на своих шеях, - читаем в книге Беруни "Памятники минувших поколений". - И когда лучи солнца упали на Джамшида и люди увидели его, они восхитились, и обрадовались, и объявили этот день праздником".
Кроме мифологии история появления Навруза указывается и в религиозных источниках зороастрийцев. Например, согласно учениям Авесты и религии Зардушта, которые являются божественными и монотеистическими религиями, создание Богом мира происходило "в шести видах, в течение года:
Первый вид - на 45-й день было создано небо. Второй вид - на 150-й день была создана вода. Третий вид - на 180-й день была создана земля. Четвертый вид - на 210-й день были созданы растения. Пятый вид - на 290-й день были созданы животные. Шестой, благочестивый вид - на 365-й день года был создан человек.
После этого дня завершается создание Богом мира и начинается человеческая жизнь. За это люди должны были благодарить Бога и каждую весну отмечать появление жизни на Земле.
Не удивительно, что о шести видах создания мира Богом говорится и в святой книге "Таврот". Правда, здесь утверждается, что создание неба, земли, света, растений, животных и человека происходило в течение шести дней, а седьмой день был объявлен выходным. Такие же писания встретились мне в Библии и Коране.
Согласно вере Зардуштизма, дух погибших - Форохар, взошедший на небо, на праздник Навруз возвращается на землю, и на несколько дней остается среди родственников, и даже осматривает свое тело. Такие представления можно встретить в религиях индусов и древних римлян. Не отсюда ли у нас традиция не посещать кладбища на Навруз и не оплакивать ушедших в мир иной родственников?
В дошедшей до наших дней книге среднеперсидких времен Динкарде, говорится: "Навруз и Мехргон являются старинными праздниками. А Навруз - это начало созданного мира, и первый день его определен как Навруз". Как написано в клинописи Бистунской скалы вблизи Хамадана, персы отмечали Новый год не весной, как Междуречье, а осенью. И этот праздник у них назывался Мехргон, который также отмечался у сог-дийцев как праздник Урожая. Уже в период правления династии Сасанидов празднование Нового года и у персов было перемещено на Навруз.
Вот как описал празднование Навруза древнегреческий летописец Страбон: "В самые древние, давние времена и по сегодняшний день жители Междуречья собираются в этот день в Храме огня - это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу. Все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаниями, которых коснулся огонь". Изучивший досконально историю культуры и литературы Ирана и Средней Азии великий востоковед Е.Э.Бертельс, также пришел к выводу о том, что Навруз зародился у жителей Средней Азии, и всегда был связан с весной. Но вот у персов этот праздник, начиная со времен Сасанидов до прихода к власти Сельджукидов, отмечался каждый год в разное время. Навруз стал оправдывать свое имя и значение лишь после того, как в 1074 году великий ученый Умар Хайям, согласно указанию эмира Джалалиддина Маликшаха Сельджуки, изучил и составил новый календарь, который сейчас называется календарем Джалали. Согласно его расчетам, протяженность года составляет 365 дней 5 часов 48 минут 24 секунды и несколько миллисекунд, и наступление Навруза он определил с равноденствием дня и ночи. С той даты и по настоящее время Навруз наступает 1 фарвардина (21 марта).
Навруз имел немало обычаев и традиций, недошедших до наших дней. В исторических рукописях и в произведениях таджикских классиков говорится о двух его разновидностях - "Всенародный Навруз" и "Благочестивый Навруз", то есть Малый и Великий Навруз. Празднование Всенародного Навруза носило массовый характер, и отмечалось в течение пяти весенних дней. Но во времена династии Сасанидов этот праздник длился весь месяц фарвардин. Причем каждые пять дней были распределены между определенным общественным слоем: за царскими особами полагалось гулять аристократам, затем - придворным, после них - служащим, за которыми наступала очередь народных масс, и лишь в конце месяца свои пять дней чествовали Навруз пастухи.
Обратите внимание: именно шесть пятидневок! И сравните с количеством видов создания мира Богом у Авесты.
По описаниям в других рукописях средневековья, Навруз продолжался тринадцать дней, и на тринадцатый день народ выходил в поле, где и чествовали Новый год. В народе бытовала примета - если в эти дни вы выходите на природу, чтобы насладиться ею, то в течение всего нового года вам будет сопутствовать счастье и благополучие.
В Афганистане же этот праздник именуют и Наврузом, и Иди Гули сурх - Праздник Красного цветка, и его отмечают сорок дней. В эти дни поют знаменитую народную песню "Мулло Мухаммаджон". А в Исфаре этот праздник, по утверждению великого таджикского ученого Лутфулло Бузургзода, называли еще и "Сайри гули лола" - дословно "Гуляние среди тюльпанов", связывая с непременным празднованием его на природе.
Иной характер и свои ньюансы имел "Благочестивый Навруз". В древней Согде и Хорезме он отмечался вплоть до эпохи Саманидов. В Бухаре, где все колонны домов и арок украшались ранними цветами и зелеными ветками, пишет восточный мыслитель Абдурайхон Беруни, его отмечали только шахи и придворные. В течение пяти дней царские особы принимали различные подношения от своих поданных. В эти дни дворец и, прилегающие к нему улицы, заполнялись простым народом. Наверное, потому праздник называли Великим Наврузом, что на шестой день, проводив всех гостей, элита продолжала праздник в своем узком кругу. На мой взгляд, эта традиция родилась именно в царских покоях ради получения несметных подарков.
Навруз настолько вошел в жизнь нашего народа, что до сегодняшнего дня, через века, притеснения, запреты он сохранил древние классические мелодии и песни, такие, как "Наврузи Бузург" ("Великий Навруз"), "Сози Навруз" ("Мелодия Навруза"), "Боди Наврузи" ("Дыхание Навруза") и так далее. В творчестве всех поэтов Востока песни о приходе весны составили новую жанровую поэзию - "Бахория". В качестве примера можно привести касыду Рудаки:
В благоухании, в цветах пришла желанная весна, Сто тысяч радостей живых вселенной принесла она, В такое время старику нетрудно юношею стать, - И снова молод старый мир, куда девалась седина! Построил войско небосвод, где вождь - весенний ветерок, Где тучи - всадникам равны, и мнится: началась война. Здесь молний греческий огонь, здесь воин - барабанщик - гром. Скажи, какая рать была такой, как полчище, сильна? Взгляни, как туча слезы льет. Так плачет в горе человек. Гром на влюбленного похож, чья скорбная душа больна. Порою солнце из-за туч покажет нам свое лицо, Иль то над крепостной стеной нам голова бойца видна? Земля на долгий-долгий срок была повергнута в печаль, Лекарство ей принес жасмин: она теперь исцелена. Освобожденный от снегов, окрепший мир опять расцвел, И снова в высохших ручьях шумит вода, всегда вольна. Как ослепительный клинок, сверкнула молния меж туч, И прокатился первый гром, и громом степь потрясена. Тюльпаны, весело цветя, смеются в травах луговых, Они похожи на невест, чьи пальцы выкрасила хна. На ветке ивы соловей поет о счастье, о любви, На тополе поет скворец от ранней зорьки дотемна. Воркует голубь древний сказ на кипарисе молодом, О розе песня соловья так упоительно звучна. Живите весело теперь и пейте славное вино, Пришла любовников пора, им радость встречи суждена. Скворец на пашне, а в саду влюбленный стонет соловей, Под звуки лютни пей вино - налей же, кравчий, нам вина!
Многим читателям, конечно, известны другие традиционные мероприятия, проводимые в эти дни. С украшением домов, посещением родных, всенародным гулянием мы встречаемся каждый год. Немало рассказывалось и о праздничном дастархане с семью "син", то есть продуктами, название которых начинаются на букву "с". Правда, до принятия Ислама эти продукты начинались с буквы "шин" т.е. "ш". Это - шакар (сахар), шамъ (свеча), шарбат (сок), шароб (вино), ширини (сладости), шир (молоко) и шона (не удивляйтесь, но это - расческа). Сегодня их заменяют сабза (зелень), сирко (виноградный уксус), санджит (джигда), сир (чеснок), себ (яблоко), сипанд (рута) и суманак. С дастархана зороастрийцев мусульманство убрало в первую очередь вино, не соответствующее шариату… Отдельно стоит сказать о суманаке.
В своих трудах Абдурайхони Беруни пишет, что в каждом доме за 25 дней до Навруза поднимали семь невысоких колон из сырого кирпича, на которых выращивались семь видов зерновых. Обратите внимание - вновь магическое число. Считалось, что семена той культуры, которые проросли быстрее других, обещали богатый урожай в новом году. И большая часть полей засевалась именно этими зерновыми. В других источниках говорится о 12 колоннах. Видимо, это было связано с количеством месяцев в году. Собрав на шестой день Великого Навруза выращенную зелень, люди украшали ею свои дома. Некоторые ученые этимологию семь "шин" и семь "син" приурочивают именно к этой традиции, и называют ее "хафт чин" - семь сборов, то есть от семи колонн. И накрытие праздничного дастархана тоже исходит отсюда.
Народная поговорка "Ид зиндониенро кунад озод!" - "Праздник освободит узников зиндана!", обязана своим появлением еще одной наврузовской традиции: накануне праздников правители делали снисхождение многим узникам темниц, объявляя об амнистии. Другая традиция относится к предпраздничной неделе: "чоршанбеи сури" ("среда радости"), отмечаемой в последнюю среду уходящего года. Например, в Мовароунахре и Хуросоне во вторник, во время захода солнца, во дворе, на улицах, на площадях, на холмах жители разжигали костры и прыгали через него. Такой обычай с большой радостью и весельем отмечали даже в шахском дворце. Этот обычай наших предков и сегодня соблюдают во всех уголках современного Ирана. В исследованиях профессора В. Асрори отмечается, что вышеназванные обычаи в Матче и Каратегине называют "чоршанбеи охирон" ("последняя среда") или "чоршанбеи сурук" ("среда радости"), а в Худжанде и Косоне (Андижанская область) называют "Сафар коджди".
"От Египта и Ирака до Китайского Туркестана, - пишет Иосиф Брагинский в книге "Исследования по таджикской культуре",- был распространен обычай обрызгивать в Навруз друг друга водой. Часто с праздником весны связывались воспоминания о прежних вольностях, что выливалось в форму массовых карнавалов, опровождавшихся буйным весельем и острой критикой власть имущих".
Много интересного можно узнать из истории о таких увеселительных состязаниях, как козлодрание, гуштингири, перетягивание каната, петушиные бои и другие. Очень красочно описал народные гуляния и игры в Навруз в предреволюционной Бухаре С.Айни в своих "Воспоминаниях". В дореволюционном Ходженте выходили на крыши домов хоры девушек и пели язвительные песенки, в которых насмехались над нелюбимыми в народе богатеями и чиновниками. Сила традиций была столь велика, что за подобные действия простые люди не подвергались преследованию и наказанию. Это подтверждает и востоковед А.Мец, приводя сообщения средневековых авторов о Наврузе и других народных праздниках: "Доказательством того, насколько непрочен был внешний налет ислама, покрывший жизнь народа, являются праздники". И верно: как ни старалось мусульманское духовенство вначале запретить его, а затем внести в его празднование религиозные элементы, ничего не получилось. Народные массы сохранили внерелигиозный, вольный характер праздника Навруза, как праздника весны.
В течение веков праздник пробуждения весны, кроме традиционной обрядности, приобрел и некоторые новые черты. Монархи и духовенство пытались "приучить" этот новогодний праздник, внести в него новые, религиозные и монархические элементы. Однако воспринималось народом лишь то, что отвечало характеру праздника, а все чуждое ему не удерживалось, "испарялось".
Но венцом Иди Навруз для земледельцев Согды всегда был и остается первый сев! В поле выходят тысячи людей - от старейшин до рядовых поливальщиков и чабанов в ожидании первой пары быков с разукрашенными рогами. Первая борозда, проведенная дедовским деревянным плугом, первые семена, уложенные седобородым дехканином, знаменуют начало Весны, надежду на Изобилие, любовь к Земле.
Навруз - это не только возрождение древних обычаев и культуры, но и праздник новых надежд, новой радости, благополучия и счастья.
|