Д.Джунушалиев (историк) - Древнекыргызское великодержавие... во времена Карла Великого... простиралось от Байкала до Тибета... 00:10 29.03.2003
"Хагяс подле белых гор..."
Идея празднования 2200-летия кыргызской государственности встречена некоторыми современными теоретиками - как правило, политическими оппонентами Акаева - в штыки. Вероятно, потому, что, не обременяя себя кропотливым трудом многолетних исследований, они полагают, что первооткрытие глубокой древности кыргызской государственности принадлежит Президенту республики. Мол, подбрасывая народу очередную идею в заманчивой обертке, он отвлекает его от тяжелой сущности экономических проблем.
Однако на самом деле все обстоит не так. Идея об уходящих в III век до нашей эры корнях кыргызской государственности исходит не от сегодняшнего главы государства, хотя он и является ученым с мировым именем, а от историков - отечественных и зарубежных, на протяжении многих лет изучавших древние рукописи, сверявших свои сведения в этом поиске, обменивавшихся открытиями и в августе 2001 г. на авторитетной международной конференции пришедших к заключению, что этнос "кыргыз" был носителем государственности в течение двух с лишним тысячелетий. Директор Института истории Национальной академии наук Джениш ДЖУНУШАЛИЕВ был среди этих ученых.
... Абсолютно белая, ни единого темного волоска, шевелюра (академический признак учености), черный свитер с высоким воротом... Наш собеседник прост в одежде, как прост в обращении. Точно так же, как неприхотлив его кабинет, - не чета апартаментам современных боссов, где "евро" начинается с дверной ручки приемной. Здесь на всем -следы еще советского ремонта, включая крашенные в белое двери. Но есть исключение: невероятно роскошный рабочий стол хозяина кабинета, три стула и диван с уже скособочившейся спинкой. Предмет творений мастера-краснодеревщика: кожаная обшивка, витиеватые ножки, тонкая резьба, точеные головки неизвестного зверя на спинках. Все правильно: в кабинете руководителя Института истории что-то да должно носить печать древней историй. Распоряжение судьбы. Но об этом позже. А сейчас о главной цели нашего прихода в этот кабинет.
Корр. - Джениш Джунушалиевич, вы действительно убеждены, что история кыргызской государственности корнями уходит в 111 век до нашей эры?
Д.Д. - Согласно современной социологии, существуют четыре признака государственности: власть, не отождествляющая себя с остальным населением и возвышающаяся над ним территория, чиновничий аппарат и налоги. Чтобы не сомневаться в доказательности тезиса о древности кыргызской государственности, я добавил еще два признака: наличие законов, регулирующих внутригосударственные отношения и внешние отношения.
К сожалению, потеряв свою письменность в тысячелетиях кровопролитных столкновений с другими народами Центральной Азии за господство в регионе, кыргызы не донесли до современности достаточных письменных сведений об истории этноса и особенно об его государственном устройстве. Но зато сохранились древнейшие китайские источники, "Отец истории" в Китае Сым Цян зафиксировал в своих "Исторических записках" (это первый по времени памятник китайской официальной историографии, описывающий прошлое с древнейших времен до 98 г. до н. э.): при Огуз-хане гунны покорили в числе других и владения Гэ-гунь...
Гегу, Гэгунь, Гяньгунь, Га-гяс, Хагяс, Хакянсы - названия одной и той же страны, народа: кыргызов. Мы узнаем об этом из "Тан-шу" ("История династии Тан"). Просто, по мнению ученых эти слова - разные транскрипции одного и того же понятия - "кыргызы", поскольку в китайском языке отсутствует звук "р" и окончание "с" или "з".
Что касается территории, те же китайские источники неопровержимо доказывают, что древнекыргызское государство простиралось на огромном пространстве - от Байкала на севере до Тибета на юге, от Западной Монголии на востоке до Юго-Западного Алтая на западе.
Если говорить о наличии верховной власти, то вот вам одно из доказательств. В 99 г. до н. э. после долгого сопротивления в плен к гуннам попал китайский полководец Ли Лин. Вместо того чтобы поступить с ним так, как обычно поступают с пленными, предводитель гуннов оказал ему должное за отвагу и таланты: женил на своей дочери и дал ему во владение страну Хагнс, и потомки его царствовали здесь почти до времен Чингисхана. У древних кыргызов была довольно сложная система чиновничьей иерархии (возможно, вывезенная тем же Ли Лином из Китая). "Тан-шу" сообщает по этому поводу следующее: "Государь (кыргызов. - Д. Д.) называется ажо... Чиновники разделяются на шесть разрядов: как-то: министры, главноначальствующие, управители, делоправители, предводители и дагани...".
Наличие иерархической лестницы государственного управления подтверждается и исторической народной памятью. До сих пор время безвластия и анархии кыргызы называют: "Ай!" деген ажо жок. "Кой!" деген кожо жок" ("Нет сдерживающего ажо запрещающего кожо"). Наши кыргызы, которые живут в Китае, перевели три письма китайского императора кыргызскому кагану. Я перевел их на русский, готовлю к печати в числе других источников, которые будут изданы к лету. В этих письмах китайский император относится к кыргызскому кагану, как к равному, и называет его "мой царь", "мой каган".
Корр. - Но если кыргызская государственность имеет такую глубокую историю, то почему о ней заговорили только сейчас?
Д.Д. - Причин немало. Первая и главная: историческая наука Кыргызстана формировалась в советское время. А вы ведь знаете, что тогда наука строго руководствовалась марксистской методологией, основу которой составлял классовый подход к изучению исторических процессов. Согласно этой теории государство возникает с расслоением общества на классы. Если придерживаться такого подхода, то кыргызы не только в глубокой древности, но и сейчас не имеют права на государственность. Дело в том, что у них никогда не было классового деления, а было лишь родоплеменное и имущественное расслоение. "Бай чиренсе - бир кыштык" существовала такая поговорка, означающая "спесь бая стоит одной зимы" - выдалась тяжелая зима бай к весне гол как сокол.
Если бы ученые "переписали" историю по-своему, то это было бы воспринято как грубейший отход от марксистской методологии со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Вторая причина. В исторической науке Кыргызстана с первых дней ее становления господствовала тенденция преувеличения достижений народа в советское время. Согласно ей, кыргызы почти все приобретали впервые благодаря советской власти: и письменность, и литературу, и искусство, и конечно же, государственность. Глубокое исследование истории государства в такой обстановке в лучшем случае закончилось бы навешиванием ярлыка "буржуазного националиста".
Корр. - Выходит, на протяжении всего советского периода отечественные историки испытывали двойственность?
Д.Д. - Да. Правду о прошлом кыргызов в свое время сказал лишь академик В. Бартольд, писавший, что в К веке кыргызам в результате соперничества с гуннами, тюркскими каганатами, уйгурами и другими удалось создать свое великодержавие, которое было "ровесником" Киевской Руси и империи времен франков Карла Великого. Однако Бартольду повезло: он заявил об этом еще до укрепления сталинского репрессивного аппарата. То есть до 1938 года, когда вышел "Краткий курс истории ВКГЦб)", согласно которому следовало трактовать историю, общую для всего Отечества - СССР, и в том числе для Кыргызстана. Во-вторых, академик был евреем и его нельзя было обвинить в кыргызском национализме. И наконец, к тому времени он был уже ученым с мировым именем и как бы вне уязвимости.
Корр. - А кыргызские историки занимались исследованием глубокого прошлого своего государства?
Д.Д. - Честно говоря, только один Караев, доктор исторических наук, добрался в своем исследовании до ХИ века. Большинство ученых изучало более поздний период - до ХII столетия, остальные -ХХ век. В последние годы появился ряд молодых ученых, сосредоточивших свой поиск на Средневековье.
Корр. - А когда вы занялись изучением древнейшей истории кыргызов?
Д.Д. - Вплотную - в начале 90-х годов. КПСС разогнали, Институт марксизма-ленинизма ликвидировали, и я стал ученым секретарем отделения общественных наук при НАН. Именно тогда написал докторскую диссертацию, посвященную 20-30-м годам ХХ века. В этой работе я уже говорил о том, что история кыргызского государства уходит в глубокую древность.
Должен сказать, что мне повезло: в течение шести лет, что работал в Институте марксизма-ленинизма, в моем распоряжении был архив партии, к которому многие не имели доступа. Добавьте к этому, что это было время, когда востребовали правду, только правду о прошлом. Если бы не эти два обстоятельства, я не смог бы сделать половину того, что сделал, даже если бы занимался наукой всю жизнь. Архив позволил открыть страницы совершенно неизвестного. Оказывается, хваленая кыргызская промышленность, которая в 30-е годы якобы была на подъеме, в 1936 году выпускала продукции на душу населения на 126 рублей, причем 70 процентов этой суммы составляла стоимость угля. Индустриализация Кыргызстана, вопреки официальной версии, состоялась не до войны, а во время нее (не было бы счастья, да несчастье помогло) и после нее.
Корр. - Как вы считаете, что движет людьми, которые упорно продолжают твердить в публичной печати, что древняя кыргызская государственность - выдумка современных конъюнктурщиков?
Д.Д. - Иным хочется сделать на этой волне имя и достичь собственных целей. Другими движет незнание. Возьмите хотя бы недавние споры по Узенгу-Куушу. Оппозиционеры утверждали: земля, которая по последним соглашениям отошла к китайцам, - кыргызская. Да, она древнекыргызская. И сами китайцы этого не отрицают. Но дело в том, что есть западные кыргызы (те, что живут сегодня в Кыргызстане) и восточные (160 тысяч человек, .живущих в современном Китае). Вот им издревле и принадлежали земли, вернувшиеся к ним по соглашению. Но дело в том, что в 80-90-х годах ХIX века две великие державы -Россия и Китай, - устанавливая между собой границу, не спросили их мнения. Вот этого оппозиционеры не знают или не желают знать.
В этом году выйдет в свет на русском языке сборник документов из истории кыргызско -китайских отношений в ХVII-ХVIII веках.
Он был подготовлен к изданию еще лет тридцать назад, но не публиковался из идеологических соображений. Думаю, что люди прочитают его и многое всем станет ясно.
Наверное, следует опубликовать в газетах и памятники китайской официальной историографии, чтобы отпали сомнения и в древности кыргызской государственности.
Корр. - И последний вопрос: откуда в кабинете директора мебель с явными признаками старины глубокой?
Д.Д. - За нею - очень интересная история. За этим столом в начале ХХ века сидел городской "голова" Пишпека. Не знаю, кому принадлежал стол в годы революции, а вот начиная с 1926 года за ним работал председатель Совнаркома Юсуп Абдрахманов, позже - его преемники. А в 1943 году, когда создали киргизский филиал Академии наук СССР, за ним трудился руководитель филиала К. Скрябин. Потом стол перешел к председателю Верховного Совета, а когда тот стал вице-президентом Академии наук, с ним переехал сюда и стол. И стулья, и диван из одного с ним гарнитура. В прошлом году, когда было 90-летие Юсупа Абдрахманова, я предложил депутатам Жогорку Кенеша открыть его музей в здании Ассамблеи народа и перенести туда этот гарнитур, а мне взамен него купить другую мебель. Ответили: нет денег. Ну да Бог с этим. Не об этом сейчас разговор
К. Аскеров 28 марта 2003 года
|