О любви, истине, мире и... Сатьи Бабе. Философское содержание учебного предмета, разработанного С.Назарбаевой 00:33 30.03.2003
О любви, истине и мире Об истоках и основах курса "Самопознание"
Марат ХАСАНОВ, заместитель генерального директора по науке - директор Института гармоничного развития человека РУОЦ "Бобек":
В работах "Путь к себе", "Этика жизни" президент детского фонда "Сара Алпыскызы Бобек" С.А. Назарбаева определила цель и задачи курса "Самопознание". По ее глубокому убеждению, целью образования является раскрытие духовных, творческих способностей человека, задачей наставника - очищение сердца ученика, наполнение его чистотой и святостью, содействие в выборе направления жизненного пути.
Она полагает, что заслуживает самого серьезного внимания программа развития общечеловеческих ценностей Сатьи Саи Бабы, основанная на понятиях Истины, Праведности, Мира, Любви и Ненасилия. Ей близки идеи великих казахских просветителей и гуманистов. Обобщая эти идеи, Сара Алпысовна отмечает, что их квинтэссенцией является Любовь. Эти общечеловеческие ценности составляют суть авторской программы курса "Самопознание" и имеют глубокие философские традиции.
Согласно Сократу, сомнение (я знаю, что ничего не знаю) должно было привести к самопознанию ("познай самого себя"). Он полагал, что только таким образом можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла.
С этого "сократического поворота" проблема человека, его познавательных способностей становится центральной в философии, психологии, педагогике. Эти науки и в целом гуманитарная культура выстраивали толкование мира в традициях понимания, призывали исследовать факты культуры как уникальные и неповторимые.
После долгих дискуссий ученые пришли к выводу о том, что человечество на пороге XXI века должно пересмотреть систему координат, в которой собирается создавать свое будущее бытие.
Дело в том, что до XX века картина мира была ориентирована на мир объектов, практически игнорировала присутствие в этом мире человека. Наука XX столетия показала, что в ткань самого мира должна быть введена человекоразмерность.
Иными словами, эпицентром мира должен стать Человек, а главной ценностью - Жизнь, которая стала уязвимой в эпоху клонирования, техногенных катастроф, массовых депрессий.
Таким образом, чтобы понять мир, потребовалось лучше изучить человека. Человек всегда был фокусом социогуманитарного знания: философии, истории, социологии, психологии, культурологии, права, этики, эстетики социальной экологии, педагогики.
Задача педагогики - выработать соответствующую культурному времени теорию Личности и превратить ее в работающий инструмент. Способна ли казахстанская педагогика самостоятельно разработать теорию личности в условиях кризиса системы образования и начавшегося процесса его реформирования?
Как представляется, здесь должны быть интегрированы другие дисциплинарные области, такие, как философия образования, социология образования, психология образования, этика, право и др. Для всех уровней и ступеней образования мы формируем базовую парадигму о человеческом достоинстве, которое объединяет в себе такие ценности, как Истина, Праведность, Мир, Любовь и Ненасилие. Задача философской компоненты в образовательном курсе "Самопознание" - сделать простые нормы нравственности азбучными истинами, показав взаимосвязь и зависимость Я и Других, Я и Природы, Я и Общества.
Если рассматривать предназначение образования как предпосылку и условие развития личности, то обучение должно строиться в масштабах социального оптимизма (но не социального утопизма, когда нам предлагали верить в абстрактное идеальное будущее), культурного многообразия.
Важен при этом общий настрой сознания обучаемого. Мы фокусируем его на вере в собственные возможности, преодолимость любых сложных жизненных ситуаций при помощи знаний, убеждений, умений пользоваться механизмом самопознания.
Бесспорно, огромное значение имеют позитивные установки на активную творческую деятельность в социуме, возможность посмотреть на мир и на самого себя глазами другого.
Человеколюбие должно стать общефилософской основой воспитания и обучения. А в самом человекознании необходимо реанимировать его гуманитарный потенциал, который передается от сердца к сердцу, делая наш ум добрым, а сердце - умным. 28 марта 2003 № 12 (252)
|