Проблемы Карачаганака. Казахстану нужны значительные запасы газа, чтобы поддерживать добычу нефти 06:51 02.04.2003
Кровеносная система Карачаганака
Гульмира КЕНЖЕГАЛИЕВА, специально для Gazeta.kz
В погоне за миллионами добытых баррелей нефти и газа почему-то мало кто задумывается о том, как все это происходит.
А главное, как эти миллионы ( не долларов, а баррелей), находящиеся на глубине нескольких километров попадают на поверхность, перерабатываются, загоняются обратно в пласт...
Миллионы тонн грунта перепаханы, многие дороги и реки пересечены артериями трубопроводов, сотни километров труб уложены под землю. И все это сделано ради одного - создания единой системы коммуникаций на одном из крупнейших месторождении страны. На сегодня основное внимание инвесторов и казахстанских властей приковано к Карачаганакскому перерабатывающему комплексу (КПК) и установке по переработке газа (ГП-2), которые будут сданы в эксплуатацию летом нынешнего года. Никто не отрицает, что эти объекты являются главными производственными объектами месторождения. Но несмотря на это именно система внутрипромысловых коммуникаций соединяет их все воедино и является своеобразной кровеносной системой Карачаганака, обеспечивающей бесперебойную работу всего месторождения.
Система эта опутывает месторождение сетью трубопроводов, проложенных в разных направлениях. И хотя по отношению к основным объектам промысла они выполняют вспомогательную функцию, это не умаляет их роли в общей технологической схеме. К тому же очень многое в этом плане в Казахстане делается впервые. А работы по закачке газа обратно в пласт являются едва ли не новейшей технологией в мировой нефтегазовой промышленности.
Поэтому проект прокладки коммуникаций, является одним из важнейших в целом для введения в действие всей технологической системы. По словам менеджера проекта строительства внутрипромысловых коммуникаций на Карачаганаке Роберта Шлейхера, в настоящее время все трубы уложены, и главное внимание уделяется подсоединению линий к основным установкам и сдаче в эксплуатацию скважин по графику для обеспечения первой закачки газа в пласт и добычи "ранней нефти".
Сложно представить, что только при строительстве системы сбора углеводородов было уложено более 150 километров труб, связавших воедино 38 скважин. И как только будут введены в строй КПК и ГП-2 нефть, газ и конденсат будут поступать со скважин по трубопроводам с диаметром труб от 6 до 10 дюймов через 8 манифольдов дистанционного управления на ГП-2 и КПК, а также на спутник ранней нефти, - объект, построенный КИО в 1998 году, производительность которого увеличена к настоящему времени в три раза.
Трубы еще большего диаметра (10-12 дюймов) использовались при прокладке основных внутрипромысловых обвязок, соединяющих ГП-2, ГП-3, КПК и спутник ранней нефти и транспортирующих жидкие углеводороды, а также сернистый газ и очищенный газ.
Третьей составляющей частью комплекса внутрипромысловых объектов является система закачки газа, которая позволяет повторно закачивать неиспользованный в технологическом процессе попутный газ обратно в пласт. Она представляет из себя огромный коллектор, залегающий на глубине нескольких тысяч футов под поверхностью земли. Кстати, в мировой практике подобный метод используется очень редко. Трубопроводы общей протяженностью до 70 км соединяют ГП-2 с 11 нагнетательными скважинами. Приоритет в строительстве был отдан двум магистральным трубопроводам, которые дадут возможность подвести газ к 8 из 11 нагнетательных скважин. "Сейчас наше внимание сконцентрировано на пусковых работах, так как мы понимаем, что эта часть проекта наиболее важна для обеспечения повторной закачки газа с ГП-2", - говорит Роберт Шлейхер. Предполагается, что как только газ начнет закачиваться обратно в пласт, очень многие экологические проблемы, существующие на сегодняшний день, сразу же отпадут. Атмосфера значительно меньше будет загрязняться, к тому же разрешится та же самая проблема отжига.
Третья магистральная линия строится в настоящее время, и строители внутрипромысловых объектов начали подготовительные работы для прокладки еще одного трубопровода, а также готовят для подсоединения к ним две нагнетательные скважины. Похоже, что строительство указанных 3-х основных линий коммуникаций стало важнейшей составной частью этого проекта.
Но прокладка труб - это только одна из составляющих всей большой схемы внутрипромысловых коммуникаций. Здесь, как и любому другому экономическому "организму" нужны электричество, вода, тепло. Поэтому работа в этом направлении ведется параллельно. Для снабжения промысловых объектов технической водой, у Кончубайской плотины построена насосная станция. И уже весной этого года она вступит в строй. А казахстанская фирма "Уральскводстрой" строит систему подачи технической воды на ГП-2, ГП-3 и КПК с монтажем огромной емкости для ее хранения. На Карачаганаке внедрено ноу-хау: вместо сборки емкости в полевых условиях, когда приходится сваривать сотни листов стали, она изготавливается в заводских условиях, затем сваренную листовую сталь скатывают и в таком виде транспортируют к месту монтажа, где она разворачивается, готовая к установке. "Такую методику мы использовали впервые на этом проекте, и тем самым, сэкономили много сил и времени", - говорит Роберт Шлейхер.
Как было отмечено на недавнем семинаре для журналистов по нефтегазовой промышленности, организованном в Алматы ассоциацией "Казахстан -Петролеум", Казахстану нужны значительные запасы газа, чтобы поддерживать добычу нефти, ведь всем известно, что газ используется для сохранения контраста в пластах.
Для Казахстана все, что описано выше очень важно, ибо у нас подобное явление происходит впервые. И от того, как заработают и покажут себя ГП-2 и КПК вместе со своими внутрипромысловыми системами зависит и реакция остальных нефтяных компаний, работающих в стране. Например, на Кашагане разработка только-только начинается, иностранный инвестор только начинает вкладывать инвестиции в проект и тут важно, чтобы был положительный опыт разработки и переработки сырья. Это необходимо и для создания как это принято выражаться благоприятного инвестиционного климата.
На сегодня по данным аналитиков, Казахстан обеспечивает всего 1-2% мировой потребности в нефти. Но в скором времени этот показатель может значительно увеличиться, все зависит от того, как будут развиваться существующие крупные месторождения страны и здесь немаловажную роль играют их кровеносные системы.
|