Авды Кулиев (лидер оппозиции) - "Девяносто процентов туркмен против Ниязова. Его ненавидят..." 08:20 03.04.2003
АВДЫ КУЛИЕВ: "ДЕВЯНОСТО ПРОЦЕНТОВ ТУРКМЕН ПРОТИВ НИЯЗОВА"
Туркменские власти выдают Турции, России и США граждан этих стран, арестованных в Ашхабаде в ноябре прошлого года в связи с попыткой покушения на президента Сапармурата Ниязова. Всего в ходе следствия, по официальным данным, было арестовано более 60 человек, из них 16 - граждане других государств. Оппозиция утверждает: "покушение" было провокацией со стороны Ниязова, желавшего избавиться от своих оппонентов. О том, что сейчас происходит в Ашхабаде, руководитель Объединенной демократической оппозиции Туркмении Авды КУЛИЕВ рассказал Елене ШЕСТЕРНИНОЙ.
Корр. - Сколько людей, по вашим сведениям, было арестовано в связи с "попыткой покушения" на Ниязова?
А.К. - Репрессиям подверглись три тысячи человек: у них отнимали квартиры, снимали с работы. Арестовано около ста человек.
Корр. - В последнем докладе ОБСЕ по ситуации в Туркмении говорится, что "некоторых из арестованных уже нет в живых". Вы можете это подтвердить?
А.К. - Этого я подтвердить не могу. Известно, что всех арестованных содержат в тюрьме Комитета национальной безопасности (КНБ). Их подвергают пыткам: бьют, не дают есть. Условия содержания ужасные. Лучше казнить, чем содержать в туркменских тюрьмах. Я сам сидел. В 1994 году меня объявили "врагом народа". В 1998 году арестовали: я поехал в Туркмению, чтобы открыто заниматься оппозиционной деятельностью. Вторая цель была доказать мою невиновность: против меня было возбуждено три уголовных дела. Наконец, я хотел встретиться с Ниязовым и обсудить с ним пути выхода из кризиса - экономического, политического, морального. Когда я пересек 17 апреля 1998 года туркменскую границу, на ноги были подняты все правоохранительные структуры. В первый же день меня и жену арестовали. Всю ночь допрашивали. Наутро отправили в тюрьму. Через три дня под давлением правительства США выпустили.
Корр. - На каких источниках базируется доклад ОБСЕ?
А.К. - На свидетельских показаниях родственников пострадавших, представителей оппозиции, на данных неправительственных организаций.
Корр. - Почему автор доклада Эммануэль Деко ни разу не посетил Туркмению?
А.К. - Его не пустили. Ведь, если пустить, придется показывать условия содержания в тюрьмах.
Корр. - Среди арестованных - лица с двойным гражданством: российским и туркменским. Россия как-то пытается их вызволить?
А.К. - Не думаю. В случае с двойным гражданством действует правило: предпочтение рассмотрения дела отдается стране, где было совершено преступление. Были и чисто российские граждане, которые попали в руки "правосудия" Туркмении. Россия ничего не сделала для их освобождения. Один из них был убит в тюрьме.
Корр. - Как Ниязов отреагировал на доклад ОБСЕ ?
А.К. - Ниязов направил в Вену министра иностранных дел и выставил встречные претензии. Спрашивал, почему ОБСЕ не осудила попытку покушения и переворота. Ниязов считает, что ОБСЕ нарушила собственный устав, не осудив теракт.
Корр.- Каким образом европейские структуры могли бы повлиять на ситуацию в Туркмении? Может быть, пойти на радикальные шаги - вплоть до исключения из международных организаций, например, из ОБСЕ?
А.К. - Не думаю, что исключение из ОБСЕ - правильный шаг. Это значило бы предоставить Туркмению самой себе. Есть другие варианты влияния на Ниязова - призвать к соблюдению обязательств. Если они не соблюдаются, надо принимать меры для его смещения. Ниязов - преступник. Но думаю, что, если мы даже и избавимся от Ниязова, все равно останется много маленьких ниязовых, претендующих на власть. В любом случае необходим контроль со стороны ОБСЕ, России, других стран. Ниязов оставил ужасающее наследие - он перессорил всех. Дошло до того, что он возродил в умах людей родоплеменную структуру. Хотя для этого нет ни экономической, ни политической базы. И самое главное на сегодняшний день - ОБСЕ должна добиваться пересмотра судебных решений против оппозиционеров, проведения повторного суда с участием международных организаций, соблюдения прав арестованных.
Корр. - Оппозиция заявляла, что намерена обратиться в Международный уголовный суд с иском против Ниязова. Было ли это сделано?
А.К. - С такой идеей выступила правозащитная организация "Комитет пятнадцати". Наша партия в уголовный суд обращаться не намеревалась. Чтобы это сделать, необходимо иметь конкретные доказательства. А их у нас нет. Правда, есть один материал, по которому можно обратиться в суд. Есть данные, что через Туркмению в Россию и Европу ежегодно перевозится до 120 тонн героина. У нас есть показания свидетелей, в том числе сотрудников КНБ. Они утверждают, что перевозка осуществляется под покровительством Ниязова. В подвалах президентского дворца находится хранилище наркотиков. В 1999 году в Астрахани была задержана машина с 229 килограммами чистого героина - из Туркмении. Об этом сообщили, потом замолчали. Видимо, у Ниязова в России есть очень сильная рука, которая его поддерживает.
Корр. - Россия оказывает вам какую-либо поддержку?
А.К. - Нет. Хотя и не мешает.
Корр. - В апреле в Туркмении предстоят выборы в Народный совет. Будут ли за их ходом следить международные наблюдатели?
А.К. - Это не выборы. Ниязов свой выбор уже сделал. Он определяет своих людей, а потом избиратели за них и голосуют. Поэтому даже присутствие международных наблюдателей ничего не изменит.
Корр. - Каково отношение к Ниязову граждан страны?
А.К. - Девяносто процентов туркмен против Ниязова. Его ненавидят. Очень долго в силу привычки туркмены надеялись на Россию. Но Москва после развала СССР перестала решать наши проблемы. Ниязов это использовал.
|