Ислам.Ru - Отправляясь в Ирак, помните о шариатских нормах ведения газавата (войны) 11:31 03.04.2003
В течение войны в Ираке приходится часто слышать возмущенные реплики американского военного руководства о вероломном враге, использующем партизанские методы борьбы. Подобные заявления могут вызвать неправильное представление об Исламе среди людей, не имеющих достаточных знаний об этой мировой религии. Поэтому хотелось бы привести эту статью, чтобы развеять возникающие сомнения.
Нелишне сказать и следующее. Говоря о "несправедливых" иракцах, сражающихся "нехорошими" методами, сами американцы, видимо, представляют себя эдакими джентльменами на дуэли. Но ни одна дуэль не будет признана "благородной", если один из сражающихся вооружен пистолетом, а другой – шпагой. Если уж пытаться смотреть на войну с точки зрения справедливости, то не следует забывать и об этом.
Недавно по телевидению был показан репортаж об американских солдатах, находящихся на борту авианосца. Один из них читал подаренную ему приятелем книгу о "вьетнамском синдроме". В ней приводился график – зависимость частоты возникновения психических расстройств у солдат от расстояния, с которого они убивают врага. "Мы находимся в той точке, где риск наименьший", - примерно с такими словами вздохнул молодой американец, явно довольный тем, что ему довелось участвовать в так называемой "бесконтактной" войне.
Кого убьют ракеты, запускаемые с большого расстояния – вражеского генерала, ребенка или старика – никто не увидит. Поэтому американские солдаты могут спать спокойно. Но в том-то и состоит весь ужас современной войны с ее оружием "культурного" убийства. Она лишает человека даже возможности увидеть содеянное собственными глазами, чтобы иметь шанс раскаяться.
Во-первых, в Исламе считаются законными лишь оборонительные войны. Это означает, что целью войны может являться отражение агрессии, а не навязывание Ислама как религии. Именно к этому случаю относятся слова Всемогущего Аллаха: "Дозволено тем, с которыми сражаются, за то, что они обижены… Поистине, Аллах может помочь им…" (Сура "Хадж", аят 39).
Нашу тему, касающуюся норм по ведению войны в Исламе, нам хотелось бы осветить, исходя из следующих основных положений:
1. Личное поведение вооруженных отрядов:
Во время войны, как и в мирное время, должны соблюдаться все требования Ислама. Так, не должно прекращаться исполнение религиозных обязанностей. Война – не повод забыть о милосердии. Передают, что Пророк, да благословит Его Аллах и да приветствует, сказал: "Бойтесь молитвы обиженного, поскольку нет преграды между ней и Аллахом". Таким образом, Пророк, да благословит Его Аллах и да приветствует, не различает между обиженными – верующими и неверующими.
2. С кем сражаться:
Сражаться следует только с воинами, а не с теми, кто не участвует в сражении, что соответствует словам Священного Корана: "И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте, - поистине, Аллах не любит преступающих!" (Сура "Корова", аят 190). Во время одной из битв была найдена убитая женщина, и Пророк, да благословит Его Аллах и да приветствует, осудил это убийство, сказав: "Она не сражалась". Это правило получило развитие в дальнейшем в инструкциях, данных Пророком, да благословит Его Аллах и да приветствует, своим армиям и военноначальникам, а также Халифам.
3. Наставления Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) военноначальникам:
Пророк, да благословит Его Аллах и да приветствует, обычно давал своим военноначальникам следующие указания: "Сражайтесь на пути Аллаха. Сражайтесь с теми, кто отрицает Аллаха, но не будьте озлобленными. Не будьте вероломными. Не калечьте людей. Не убивайте детей и монахов".
4. Наставления Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) во время похода Усамы в Сирию:
"Не обманывайте, не будьте вероломными или мстительными. Не калечьте людей. Не убивайте детей, женщин и стариков. Не рубите и не сжигайте пальмы и фруктовые деревья. Не губите овцы, коровы и верблюда не в целях пропитания. Вы встретите людей, запертых в своих кельях и совершающих поклонение, дайте им возможность продолжать свое занятие".
5. Наставления Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) Йасиду ибн-абу Сафьяну:
"Я даю тебе десять приказов: не убивай женщину, ребенка или старика, не руби деревьев, не разрушай жилищ, не режь овцы не в целях пропитания. Не сжигай и не вырывай пальмовых деревьев. Не проявляй злобы или несправедливости".
6. Соблюдение справедливости и избежание слепых ответных ударов:
Ничто не иллюстрирует этого указания так ярко, как слова Священного Корана. Аллах Всемогущий сказал: "О вы, которые уверовали! Будьте стойкими перед Аллахом, исповедниками по справедливости. Пусть не навлекает на вас ненависть к людям греха до того, что вы нарушите справедливость. Будьте справедливы, это – ближе к богобоязненности, и бойтесь Аллаха, поистине, Аллах сведущ в том, что вы делаете!" (Сура "Трапеза", аят 8).
7. Медицина и уход за больными:
С самого начала Ислама признавался высокий статус профессий, связанных с медициной. Еще при Омейядах врачи – христиане и иудеи - получали работу, а некоторые из них были даже придворными и личными докторами халифов. При условии терпимости по отношению к Исламу некоторые из них получали возможность полностью использовать свой научный потенциал и таким образом способствовать росту знаний в области медицины.
Право на медицинскую помощь имеет любой человек, независимо от его вероисповедания. Это распространяется и на врага. На Западе хорошо известен пример Салахуддина, который оказал медицинскую помощь своему недругу, английскому королю Ричарду Львиное Сердце, который серьезно заболел во время крестовых походов. Салахуддин послал ему своего личного врача и сам наблюдал за лечением Ричарда до тех пор, пока тот не выздоровел.
Приводя этот конкретный пример, смеем заметить, что вторгшиеся крестоносцы вели себя прямо противоположным образом. Войдя в Иерусалим 15 июля 1099 года, они зарезали 70.000 мусульман, включая женщин, детей и стариков. Они разбивали черепа детей, ударяя их об стены, скидывали младенцев с крыш, поджаривали людей на кострах и разрезали женщинам животы, чтобы посмотреть, не проглотили ли они золота.
Это описание приводится христианским писателем Гиббоном. Комментирующий его Людбиг удивляется, как после всех этих ужасающих зверств крестоносцы молились и просили прощения на могиле Христа. Мы приводим этот пример не с целью посеять предубеждение перед Христианством, поскольку каждый честный мусульманин или христианин хорошо знает, что Христианство и преступления крестоносцев – разные вещи.
Таким образом, Ислам признает право на самооборону и защиту в случае агрессии. Это считается священным долгом верующего. В то же время мусульманская религия, будучи законченной совершенной системой, определяет правила, которые необходимо соблюдать в случае войны.
Огромное количество исследователей сегодня изучают тему джихада, некоторые его нормы легли в основу современного международного права. И сейчас, когда американские и британские агрессоры напали на Ирак, все больше людей на планете осознают, что только обращение к нормам, дарованным Всевышним, способно гарантировать справедливость и уважение права каждого, пришедшего в этот мир.
|