КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 14.04.2003
19:36  Ф.Латипов - Взрыв ЕБРР в Ташкенте. Виртуальная взрывчатка для банкиров или осторожно, провокация!
17:55  Китай на 69% является страной с рыночной экономикой
14:26  Как американцы объясняют своим детям, кто такая Моника Левински?
13:03  Б.Абдуллаев - За что осудили заместителя прокурора г. Ангрена(Узбекистан)?
12:33  Дело туркменского диссидента Г.Аннаниязова в мемуарах главы казахстанского МИД К.Токаева
11:36  Киргизия реформирует Национальную телерадиокампанию. Управлять будет общественный совет
11:18  Казахстанские экологи не дают строить автодорогу в Россию через Алтайский заповедник

11:06  Новым главой Совета по правовой политике при Президенте Казахстана стал И.Рогов
11:01  Советский район Таджикистана ушел под воду с селями. Есть жертвы
10:55  IWPR - Таджикистан объявляет амнистию капиталов
10:51  В.Пономарев - Туркменистан: репрессии против родственников подозреваемых по "банковскому делу"
10:12  Природа против. Каспийский шторм срывает казахстанские военные маневры
09:50  А.Джураев - Многоликая гидра-цензура жива и поныне
09:26  Р.Лебеков - Своя игра. Новый миропорядок глазами казахстанца
09:01  "ЭТ" - Колобок Ниязов убежал от зайца ОБСЕ и волка Буша?
08:49  Гульжан Стейн - модельер. Английская баронесса из Казахстана участвует в "Russian Fashion Week"
08:44  З.Какимжанов (минфин Казахстана): Инвестиционный фонд - это новый финансовый институт (интервью)
08:43  Идет процесс. Гособвинение требует 10 лет заключения для экс-главного железнодорожника Казахстана
08:21  Одной рукой прячу, другой - ищу. Политика России и туркменская оппозиция
08:13  Туркменбаши и Кучма решили совместно с Россией построить прикаспийский газопровод
08:02  Индия идет через Таджикистан в Центральную Азию. Посредством военного сотрудничества
07:43  "Континент" - Казахи в Москве. Немного ностальгии
06:57  "Лохматое и неприступное на вид..." Проблемы яководства в Кыргызстане
06:37  "Политком Ру" - Ниязов усвоил иракский опыт
06:30  "НП" - "Символ" казахстанской оппозиции отрекается от мемуаров и просится на свободу
01:07  М.Эсенов - Экономические интересы или "восточный менталитет"?
00:53  А.Меламед - Примеряя халат Амира Тимура. Современный Узбекистан. Часть 1-я
00:46  ОПЧУ - Письмо матери исламского ученого Обидхон-кори Назарова, "исчезнувшего" в Узбекистане
00:45  А.Эркебаев (спикер Парламента) - Правоохранительные органы Киргизии должны возглавить честные и гражданские... (интервью)
00:43  Д.Каримов - Каспийские акулы против атомных слонов. Новая ЦентрАзийская геополитика
00:32  Почему Туркменбаши в народе называют "турки". Рассказывает экс-посол Х.Оразов
00:29  Вывозил ли "КазАтомпром" нелегальный тантал из Конго? Продолжение расследования
00:25  Washington ProFile - Главной причиной войны является... война
00:18  "СовРоссия" - Русские иностранцы. Почему Россия не хочет принимать соотечественников?
00:01  В.Цымбурский - России как государства с 1991 года не существует, есть трофейная команда...
Воскресенье, 13.04.2003
23:11  Антиамериканская манифестация в Багдаде: "При Саддаме было лучше"
20:26  Русские стали жертвами телепропаганды. Политика США вызывает у них отвращение
18:09  В.Зорин: "Дж.Буш напоминает О.Бендера, который взялся давать сеанс одновременной игры"
14:02  Демократия - это не технический метод, это - культура. Что можно ждать от бывшего алкоголика
12:37  Б.Жунусалиев - Синдром недооценки политического кликушества
11:29  Ислам – как много в этом слове...
09:58  Листовки "Хизб-ут-Тахрир" обнаружены в почтовых ящиках Шымкента
09:53  В Уголовном кодексе Казахстана будет статья, посвященная секс-трафику
00:57  В Актобе (Казахстан) осуждены афганцы - организаторы сети нелегальной миграции
00:42  IWPR - Изоляция от войны. Посольство Франции в Ташкенте оказалось в информационной блокаде
00:31  В Европе продолжаются протесты против войны и оккупации Ирака
00:15  Муфтий Узбекистана Абдурашид Бахамов - Исламский призыв в стране продолжается
00:13  Анашиный рай. В чуйской долине (Казахстан) заработают конопляные фабрики
00:07  "МН" - Политика Путина в отношениях с СНГ близорука и антигуманна
00:06  А.Турсынов - Сила есть... Полицейские войны: кризис жанра
Суббота, 12.04.2003
21:38  В Кыргызстане арестованы 13 членов Хизб-ут-Тахрир, протестовавшие против войны в Ираке
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Узбекистан   | 
А.Меламед - Примеряя халат Амира Тимура. Современный Узбекистан. Часть 1-я
00:53 14.04.2003

ПРИМЕРЯЯ ХАЛАТ АМИРА ТИМУРА

Александр МЕЛАМЕД, исследователь
статья на конкурс "Центразии"

Узбекистан – традиционно клановое общество. Таковой была политическая система во все новейшие времена. Кланы были основаны на принципе территориальной общности в конце XIX - начале XX веков. Определенным толчком к их созданию послужило насильственное присоединение Туркестана к Российской Империи (вторая половина 60-х годов XIX в.), так как именно тогда начался процесс самоидентификации узбеков в мировом сообществе. Поскольку к началу нового тысячелетия уже несколько поколений живут в состоянии оседлости, знание о том, кто из какого рода-племени, не играет в Узбекистане большой роли.

По национальности – самаркандец

Клановость проявляется, в основном, в географической принадлежности: ферганский клан, хорезмский клан, кашкадарьинский клан, ташкентский клан и другие. Их основу составляют стоявшая у власти в советское время партийно-хозяйственная элита, а также молодые специалисты (5000 человек на 99% узбекской национальности), получившие в 1992-1996 гг. высшее образование в США, Японии и странах Европы.

Однако, независимо от принадлежности к тому или иному поколению, они продолжают называть себя не узбеками, а ташкентцами, самаркандцами, ферганцами. Это говорит не столько о принадлежности к определенному региону, сколько о степени влиянии клана на жизнь современного Узбекистана.

Влияние кланов и их борьба за влияние в обществе особенно проявилось в 60-70 гг., когда были сформированы как чиновный состав, так и научно-техническая и творческая интеллигенция, которые составляет значительную часть сегодняших властных структур.

Принадлежность к тому или иному клану позволяла и позволяет рассчитывать на продвижение по службе или получение иных благ. В любом случае, речь идет об улучшении материального положения, о влиянии финансового состояния того или иного клана на власть.

Правители Узбекистана

Практически на протяжении последних сорока лет у власти в Узбекистане находится самаркандский клан.

Таким образом, Самарканд как бы возвращает себе утраченные в свое время позиции. Чтобы было понятно, напомню: город дважды был столицей государства.

Первый раз – в конце XIY-XV вв. при Амире Тимуре и тимуридах.
Второй раз – в 1924-1930 гг.

То есть и когда был центром империи Тамерлана, и когда пребывал в статусе столицы Узбекской ССР. Поэтому Самарканд всегда ощущал себя на голову выше остальных городов, прежде всего Ташкента.

Стремительное господство самаркандского клана началось в 1959 году, когда первым секретарем ЦК Компартии Узбекистана стал 42-летний журналист и писатель Шараф Рашидов. Его родина – колхоз "Москва", территория которого сегодня начинается в пяти минутах ходьбы от центра города Джизака. Джизак многие годы входил в состав Самаркандской области. Правой рукой Шарафа Рашидова, а, по существу, "начальником республиканского отдела кадров" долгие годы был тогдашний министр сельского хозяйства Исмаил Джуракулов, который, в отличие от Рашидова (тот был сиротой и воспитывался дядей в сельской семье), выходец из состоятельной семьи, имеющей купеческие корни. Исмаил Джурабеков и сейчас, после кратковременного, протяженностью примерно в год, отсутствия на политическом Олимпе, у руля. Многие годы он возглавлял Кабинет Министров. Сейчас, будучи советником президента, он по-прежнему обладает мощным влиянием и считается наиболее популярным политиком в Узбекистане.

Исмаил Джурабеков стал для Ислама Каримова тем человеком, которым был шейх Береке для Амира Тимура. В ту давнюю пору Береке, обретший впоследствии право называться главным духовным покровителем и вручивший Тимуру барабан и знамя (символы власти), предсказал, что того ждет великое будущее.

Послушный ученик Ислам Каримов много лет успешно озвучивал и воплощал на практике идеи Исмаила Джурабекова, старшего друга и бывшего соседа по самаркандской махалле.

Усилиями Джурабекова и был приведен к власти Ислам Каримов, вначале в 1989 году в качестве первого секретаря ЦК, а затем в 1990 году в качестве президента Узбекистана. Точно таким же образом привлекались к власти и другие самаркандцы, - руководящие кадры президентского и управленческого аппарата.

Иногородним вход запрещен

Именно действенные контрмеры Исмаила Джурабекова помогли предотвратить попытку смещение Ислама Каримова, предпринятую летом 1992 года. Поход за власть возглавил представитель ташкентского клана вице-президент Шукрулло Мирсаидов, поддержанный лидерами оппозиционных партий Мухаммадом Салихом и Абдурашидом Пулатовым. Эта неудачная попытка имела печальное продолжение. В последующие три года Ислам Каримов снял с должностей немало руководителей-ташкентцев, в том числе вице-премьера Мухамеджана Карабаева и сочувствующего ему ферганца председателя парламента Шавката Юлдашева.

По иронии судьбы беззащитный перед гневом Ислама Каримова Шукрулло Мирсаидов более пяти лет находился под домашним арестом, а затем, не без ходатайств высших лиц США, внова появился на политическом небосклоне и возглавил ... "Общество защиты прав человека".

Время от времени в суверенном Узбекистане наблюдаются локальные всплески влияния того или иного клана. Как это было, к примеру, в конце 90-х годов, когда позиционный перевес оказался на стороне ташкентцев, чему способствовала легендарная история с наркопоездом, посланным в Европу Исмаилом Джурабековым и перехваченном "по наводке" ташкентцев.

В этих случаях Ислам Каримов действует расчетливо и жестко, при этом умело создавая видимость компромисса между кланами. Так, президент посадил в кресло премьер-министра ташкентца Уткира Султанова, который, по существу, не обладает ни авторитетом, ни влиянием в правительстве. Между тем ташкентец же Абдулазиз Камилов, бывший шеф КГБ, возглавляет министерство иностранных дел и, что называется, ногой открывает дверь в кабинет Каримова. Отгадка проста: он – зять самаркандца Шарафа Рашидова.

Так что случайных – читай: иногородних – в ближайшем и влиятельном окружении Ислама Каримова нет.

Параллели и различия

Президент Узбекистана, как и все самаркандцы, - человек коммерческого склада.

Он имеет дело только с теми, кто ему выгоден.

Его идеал правителя – Амир Тимур, известный в мире, как Тамерлан. В Узбекистане существует негласный запрет именовать средневекового монарха на западный манер, так как Тамерлан – это модификация Тимурленг, что означает "Тимур-хромец". (Правая его нога, пораненная в одном из сражений, была короче левой, поскольку кость правого бедра срослась с коленной чашечкой – то было следствием тяжелого ранения, полученного в бою).

Однако, согласно представлениям официального Ташкента, великий правитель и физический недостаток – вещи несовместимые. Именно поэтому, когда Ислам Каримов заболевает (а в последнее время это происходит все чаще и со все более серьезными последствиями), для народа это остается тайной за семью печатями.

Ислам Каримов отождествляет себя со своим великим земляком.
Сходного и в самом деле много.

Первым их родным языком был таджикский (это главный язык всех жителей Самарканда и Бухары). Амир Тимур овладел тюркским, а Ислам Каримов - узбекским позднее.

Амир Тимур – уроженец Шахрисабза, города, который территориально и хозяйственно примыкал к Самарканду, родному городу Ислама Каримова. Два города разделяют один крутой перевал и 90 километров горного серпантина. К слову сказать, восхождение на политический Олимп Ислам Каримов начал в Кашкадарье – регионе, в состав которого как раз и входит Шахрисабз – с должности первого секретаря обкома партии.

Примеры сходных черт можно продолжить.

Ислам Каримов также обожает возводить грандиозные и впечатляющие строения, особенно загородные дворцы-сады. Первой резиденцией Тамерлана был дворец Оксарой (Белый Дворец), развалины которого до сих пор сохранились в уже упомянутом Шахрисабзе. Как бы продолжая традицию своего великого земляка, президент Узбекистана назвал свою ташкентскую резиденцию Оксарой. Он, как и Тамерлан, обладает прекрасной памятью – особенно о тех, кто когда-либо оказывал ему малейшее сопротивление. Испытывая жажду по великим временам, Ислам Каримов взглядывается в в минувшее, считая настоящее – достаточно надежным трамплином. Он абсолютно не желает оценивать то, что происходит у него на глазах и при его живейшем участии. Главное для него иное: он считает себя наследником Тимура; по этой причине и декларирует создание государства с великим будущим.

Как и Амир Тимур, он фигура противоречивая.

Тамерлан производил впечатление образованного человека, хотя до конца жизни так и не научился читать и писать. Книги ему читали вслух. Все, что он знал, было заслугой его феноменальной памяти. Ислам Каримов, человек высокообразованный, также способен производить самое благоприятное впечатление. Он спокоен и логичен в рассуждениях. Он абсолютно искренен в эмоциях, когда говорит, например, о том, что с безработицей надо кончать. И в то же время утверждает, что не верит данным об уровне безработицы – согласно официальной статистике, в Узбекистане 0,5 млн. безработных.

Тамерлан был неоправданно беспощаден. При взятии Исфизара он построил башню из двух тысяч живых людей, переслоенных битым кирпичом и глиной, и соорудил в Исфагане башню из 70 тысяч голов. Хотя этих жертв можно было избежать. Ислам Каримов заочно осуждает на тюремное заключение Мухаммада Салиха – писателя, ставшего 10 лет назад единственной альтернативой в ходе выборов президента. Лидеры узбекской оппозиции фактически изгнаны из Узбекистана и живут в Германии, США, Швеции, Норвегии или же уничтожаются в колониях, расположенных в зоне испепеляющей жары в Каршинской степи, пустыне Кызылкумы и на плато Устюрт. Беспощадное подавление инакодействия и инакомыслия стало принципом жизни президента, который считает себя гарантом демократии.

Но есть и существенные различия в этих обликах.

Амир Тимур всем давал работу, изо всех покоренных земель свозил в Мавераннахр специалистов-ремесленников, ученых, архитекторов, ученых. Однако покинуть государство никто без разрешения не мог – так сильно боялся Тимур потерять хотя бы одного человека, способного к высококвалифицированной работе. Причем, средневековый правитель не обращал внимание на возраст и национальную принадлежность. Для него решающее значение имела только степень мастерства.

Ислам Каримов пошел иным путем. Страну ежегодно покидало, согласно сообщениям российской прессы, до 15 тысяч русскоязычных – людей из среды научно-технической и творческой интеллигенции. Это были в первые годы независимости. Сейчас очередь в посольство России определена на много месяцев вперед. Уезжают, прежде всего, специалисты высокой квалификации.

Многие из них не выдерживают аттестации в государственных учреждениях: специальные комиссии экзаменуют их на знание слов гимна, элементов флага, фамилий членов Кабинета министров (в 1995 году автор этих строк и сам держал подобный экзамен в стенах Узбекского радио). Наиболее ретивые экзаменаторы требуют пересказывать содержания речей и многочисленных книг главы государства. Когда родные спросили моего знакомого, почему ему не засчитали аттестацию, тот, как в добрые студенческие времена, простодушно ответил: "Срезался на Каримове, не назвал последнюю его книгу".

Другой приятель, инженер-железнодорожник, провалился из-за птицы. "Какой еще птицы?" - поинтересовался его сосед-водитель. "Ну, которая на Государственном гербе изображена..." "Да , семург это!" Инженер так и охнул: "А ты откуда знаешь?" "Так ведь так детский лагерь Кабмина называется, бывший "Полтинник" ("50 лет СССР"), я туда продукты вожу. Потому и знаю."

Русское – значит плохое

Если для Амира Тимура генеральной была идея создания государства на основе консолидации и объединения феодальных княжеств, в которых разговаривали на десятках языков и наречий, для Ислама Каримова определяющей стала узбекизация общества. Именно она должна была стать национальной идеей, которая объединит враждующие кланы, поскольку укажет им на якобы главного виновника несчастий, постигших узбекский народ.

"Узбекское общество унаследовало от советского прошлого крупномасштабную коррупцию с использованием возможностей государственной службы для содействия или прямого оказания помощи организованным криминальным структурам", - указывает Ислам Каримов. А "советское" и "русское" в современном узбекском лексиконе понятия тождественные.

С момента провозглашения Узбекистаном независимости этот виновник - любой русский или русскоязычный житель. Конечно, его в известной степени уравнивали (и сейчас продолжают уравнивать) с представителем коренного населения общие проблемы, прежде всего, отсутствие достойной оплаты за квалифицированный труд. Это – одна из причин того, что большинство семей не только в городе, но и на селе живут впроголодь. Как тут не вспомнить слова Петра Столыпина: "Бедность - худшее рабство. Смешно говорить бедным людям о свободе или о свободах".

Так что и поныне актуальны наблюдения известного публициста Лермана Усманова относительно ежедневного рациона простой сельской семьи: "… Традиционный чай и серая лепешка, подневольный изнурительный труд и бросающаяся в глаза нищета жилищ и одежды. Бедность простых тружеников молчаливо свидетельствует о крайне низком жизненном уровне народа, о тех трудностях, которые тщательно скрывают в семье. Позора нищеты никто не хочет разглашать". Это – из его выступления на состоявшемся в 1990 году в Ташкенте "круглом столе" на тему "Человек Мавераннахра: миражи и реальность".

Через десять лет ситуация не изменилась. Как живет сегодня среднестатистический житель государства с великим будущим? По данным ташкентского журналиста Сергея Ежкова, опубликованным в январе 2003 года, статистика выглядит следующим образом:

"Только на питание, квартплату и транспорт семье ежемесячно требуется девяносто девять тысяч сто сумов. Но это без расходов на предметы туалета и гигиены, товары первой необходимости и скромную одежду. А теперь предлагаем вспомнить заработную плату каждого из нас. Коммерческие структуры - не в счет, возьмем заработок так называемых работников бюджетной сферы. В среднем это немногим более двадцати тысяч сумов в месяц, согласно существующей тарифной сетке. То есть наша официальная заработная плата не покрывает и четвертой части наших расходов".

31 марта 2003 года радиостанция "Немецкая волна", комментируя замену в Узбекистане с 1 апреля льгот для учителей по оплате жилищно-коммунальных услуг специальными денежными выплатами, сообщила: "По данным министерства труда и социальной защиты населения, на сегодняшний день минимальная заработная плата в стране равна четырем тысячам пятьсот тридцати пяти сумам. Это приблизительно четыре доллара".

Практически речь идет о массовом обнищании.

Однако и в нищете и во всех других бедах, постигших страну, оказывался отныне виноватым русский человек. Виноватым – потому что имел прямое отношение к России – государству, которое оказалась правопреемницей СССР.

Корни и ветви

Антирусские настроения появились в Узбекистане не сегодня. Порой они носили ярко выраженные формы. Вспомнить хотя бы массовые беспорядки националистического характера, учиненные узбекской молодежью в Ташкенте в апреле 1969 года.

Все началось вечером 4 апреля после футбольного матча ташкентской команды "Пахтакор" с одной из московских команд. Масса молодых людей бесчинствовала, перекрыла движение по проспекту Навои. На улицах избивали европейского вида мужчин и женщин, даже узбечек в европейской одежде. 8 и 12 апреля группы молодежи устроили шабаш на улицах под антирусскими лозунгами, но уже с меньшей силой и меньшим количеством участников. Согласованность и размах действий участников массовых беспорядков в течение трех дней, бесспорно, превышали уровень спонтанной организованности. Кто стоял за спиной участников этих событий, осталось неизвестным.

Во всех этих случаях милиция, состоявшая в подавляющем большинстве из узбеков, действовала вяло и, по существу, не пресекала противоправные действия. Впоследствии это квалифицировалось как безответственность и трусость, а не как солидарность с действиями толпы, которая, кстати, милиционеров не трогала. Московские власти, приславшие в Ташкент спецбатальон для охраны порядка, санкционировали чистку милиции и привлечение в нее новых людей по мобилизации на промышленных предприятиях и в учреждениях, а также добровольцев из числа бывших военнослужащих.

До сегодняшнего дня непонятно, почему республиканские власти во главе с Рашидовым не смогли предотвратить стихийное выступление молодежи.

Между тем накануне этих событий живущие в Ташкенте русские чувствовали усиление социальной напряженности, нарастающую агрессивность узбекской молодежи, отчуждение старших по возрасту узбеков. Некоторые русские по почте получали анонимные письма, содержащие угрозы физической расправы и требования убираться из Узбекистана. Лично я читал призыв "Уходи на своя Россия!" на столах в студенческой аудитории и на дверях туалета факультета журналистики ТашГУ, где я в ту пору учился. Ощущение, скажу честно, было тогда очень неуютное.

Говорят, что уже после свершившегося Рашидов пытался сделать все от него зависящее, чтобы снять возникшую напряженность в межнациональных отношениях, ослабить антирусские настроения, успокоить европейское население.

События апреля 1969 года можно воспринимать как ответ узбеков на ущемление Москвой национальных традиций и уклада их жизни. Это правда. Но только ее часть. Действительно и другое. Узбекистан стал тем Узбекистаном, каким мы его знаем сегодня.

Парадоксально, но факт: идея узбекизация была заложена в первых оппозиционных листовках в Узбекистане (1987-1988 гг.). Их появление было связано с демократическим процессами, начатыми Михаилом Горбачевым. Листовки, наряду с протестами против строительства химического комбината в Бостанлыкском районе Ташкента, с критикой одиозного секретаря по идеологии ЦК Компартии Узбекистана Р.Абдуллаевой (она резко выступала против национальных обрядов), содержали и призывы прекратить террор Москвы в лице следователей Гдляна и Иванова, "130-летнюю колонизаторскую политику России", рассказы о смерти узбекских солдат от рук русских в Советской Армии.

От какого же наследия сегодня пытается избавиться официальный Ташкент? От мощной авиастроительной индустрии, основу которой заложили россияне? От ими же спроектированных химических предприятий, которые позволили обеспечить сельское хозяйство Узбекистана удобрениями? От создания хлопкового комплекса, благодаря которому независимый Узбекистан неизменно в тройке мировых экспортеров хлопка? От машиностроительных комплексов, где производится техника для села и оборудование текстильной промышленности? От месторождений угля, открытых российскими геологами? От современного Ташкента, центр и жилые кварталы которого возведены специалистами строительных поездов Москвы, Ленинграда, Российской Федерации? От города-спутника Сергели, который поднимали стройбатовцы того Московского военного округа?

Давайте подумаем, на чем базируется сегодня мощь Узбекистана.
На золоте и уране. Они сегодня два важнейших стратегических товара, с которыми республика выходит на мировой рынок.

Но уместно вспомнить, как начиналось это золотоурановое могущество. Тысячи людей, в большинстве своем русским языком в качестве родного, работали при 40-градусной жаре на строительных площадках Зеравшана, Навои, Учкудука, Зафарабада. По свидетельству очевидцев, это были концентрационные лагеря. Сотни строителей остались инвалидами и преждевременно умерли. За колючей проволокой, за сторожевыми вышками с пулеметами русскими руками строился знаменитый Навоийский горно-металлургический комбинат, который и давал уран и золото. В 1994 году на Лондонской бирже узбекское золото заслужило высокую оценку. В 1997 году Токийская биржа признала золото узбекского аффинажного завода эталонным. При всех колебаниях мировых цен на золото Мурунтау приносит стране устойчивый доход. За последние годы добыча золота увеличилась здесь в 1,4 раза.

Основная заслуга в этом – русских.

Все это и другое сегодня не в счет. Ставится в вину "однобокая экономика, построенная на монополии производства хлопка"; "бесконтрольное, хищническое использование богатейших минерально-сырьевых ресурсов"; доходы от сбыта золота, драгоценных металлов, стратегических материалов, которые миновали узбекскую казну. Все приведенные в абзаце цитаты и положения – из доклада Ислама Каримова от 14 апреля 1999 года.

В русскоязычном жителе Узбекистана развили комплекс вины за экологические катастрофы и обретенные вредные привычки: от высохшего Аральского моря, куда теперь (из-за построенных русскими) насосных станций и каналов не доходят воды Амударьи, до узбекского тоя (свадьбы) со штабелями водки, которой узбеки до конца XIX в. не знали вообще. Тоталитарному режиму, носителем которого был, в первую очередь, "старший брат", в вину поставлено и "незнание собственного родного языка, национальных традиций и культуры, своей истории" (цитата из того же источника). Создается впечатление, что в годы советской власти узбекская мать, баюкая ребенка, пела ему колыбельную на нижегородском диалекте.

Многие десятилетия русскоязычный специалист в Узбекистане строил самолеты и дома, создавал и эксплуатировал высокоточную технику, отвечал за энергетику, ирригацию, добывал золото и уголь, изучал историю края и выпускал ткани.

Он растил национальные научно-технические и творческие кадры, учил и лечил. Он обслуживал основу сегодняшней узбекской элиты и создавал ее имидж перед лицом Москвы и мира.

Когда Узбекистан взял ориентацию на западные ценности в лице Турции (в начале 90-х гг.), затем Южной Кореи, Германии, США и других капиталистических стран и надобность в оценке России действий узбекских властей отпала, русский почувствовал себя живущим не равным среди равных, а в диаспоре. Слова "здравствуй, старший брат", адресованные Москве и запечатленные в гимне Узбекской ССР, стали в новых политических реалиях совершенно неуместны; от них освободились, как от старой змеиной кожи.

С момента обретения Узбекистаном суверенитета русские, как и представители других этнических групп, оказались в Узбекистане в роли этнического меньшинства, проживающего за рубежом.

По этой причине в Узбекистане стали нарастать миграционные настроения. Начался исход русскоязычных. Счет шел на тысячи семей в год. В 1987-1997 гг. наблюдался большой отток русскоязычных этнических меньшинств, всего уехало около 900 тыс. человек. По сообщению газеты "Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия, в первой половине 2000 года из Узбекистана выехали почти 300 000 русских. Они покинули страну, в которой жили их деды, приехавшие сюда в советское время, или даже пращуры.

Попутно отметим, что на демографическом облике в целом это отразилось слабо, так как Узбекистан продолжает оставаться в числе государств с наивысшим уровнем рождаемости. Именно на его долю приходится наибольший прирост населения в Центральной Азии - регионе, где, по прогнозам ООН, в ближайшие 20 лет произойдет увеличение численности до 75 млн. человек при сегодняшних 50 млн. Перенаселенные и трудоизбыточные регионы Узбекистана (прежде всего, Ферганская долина) становятся источником дополнительной социальной напряженности и потенциальных конфликтов.

В этом контексте миграция русскоязычных воспринималась обывательским сознанием как благо для узбекского народа: если кто-то не придет к обеденному столу – нашим детям больше достанется. А малышей в республике появляется ежемесячно 16 тысяч.

Этим в значительной степени объясняются действия президента Ислама Каримова по насильственному отторжению от России и русской культуры.

Правда, именно на ней выросла современная узбекская элита. Но об этом стараются сегодня не вспоминать: не актуально. Появилась мысль заново переписать историю, вычеркнув из нее страницы, не совпадающие с идеей узбекизации.

Творцом новых учебников является сам Ислам Каримов, по книгам которого отныне учатся в школах и вузах. Вредными для населения Узбекистана были признаны знаменитые историки и философы, жившие как в прежние века, так и в недавнем прошлом. Хотя они и внесли вклад в развитие научной мысли, но ничего не писали о вероятной независимости Узбекистана. В стране уничтожаются книги, в которых не отражены идеи суверенитета и которые были опубликованы до 1993 года, сообщают независимые журналисты.

Стирается из памяти нового поколения эпопея возрождения Ташкента после землетрясения 26 апреля 1966 года. Современные узбекские историки более десятилетия не прикасаются к папкам фонда 2515 Центрального Государственного архива Узбекистана, в которых благодарственные документы в адрес российских строителей подписаны руководителями республики. Никто не вспоминает, что в годы восстановления Ташкента (1966-1970 гг.) понятие "русский человек" означало "спасение". В ту пору в школах и вузах изучалась работа Шарафа Рашидова "Русский язык – язык межнационального общения".

/окончание следует/

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1050267180


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх