КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 17.04.2003
21:52  В Москве застрелен депутат Думы, демократ, либерал-"подберезовик" Юшенков
20:31  США и Узбекистан подтвердили статус своих двусторонних отношений (текст заявления)
20:12  Разграбление Национального музея Ирака - страшное бедствие для всего человечества
18:27  Сунниты и шииты объединяются для построения в Ираке исламского государства
15:38  "Демократизация" Афганистана продолжается. В центре Кабула открыт ирландский пивной паб
13:49  А.Ахмедов - Каршинский "Фьючерс", победы, разочарования, надежды?
12:33  ОПЧУ - ЕБРР идет на грубое нарушение собственного устава сотрудничая с диктатурой Каримова

12:29  Таджикистан вышел на тропу войны... с саранчой
12:25  А то самозахватим! Киргизские бездомные вновь требуют себе земли
12:06  "Пояса безопасности" в ЦентрАзии, или Как уберечься от иракского сценария. Взгляд из Казахстана
11:41  Е.Лесин - Багдадские воры. Настоящие мародеры сидели в танках и жевали жвачку
11:26  А.Наурзбаева (доктор философии, Казахстан) - "Войну против Ирака можно квалифицировать как государственный терроризм"
11:23  Тропой Винни-Пуха. Кыргызстан начинает экспортировать в Японию мед
10:46  М.Соколов - Когда гибнут гегемоны. Что погубит Америку. Прогноз
10:41  Госпакет "Алюминия Казахстана" приобрела швейцарская компания "Корика АГ"
09:26  И.Торбаков - Российско-туркменские пакты свидетельствуют о новой стратегии Москвы в ЦентрАзии
09:21  Сессия ЕБРР пройдет в Узбекистане назло террористам. Что стоит за "шумом" вокруг минирования ташкентских гостиниц
08:56  "МК" - Лукашенко больше не фаворит. Россия объединяется с Казахстаном?
08:55  Агент 008 в Бишкеке. Зачем прибыл в Киргизию глава российской разведки Лебедев
08:36  Нурани - "Иранский разлом". Выдержит ли Тегеран последствия иракской войны?
08:30  "Эхо" - Азербайджанский "террорист" с паспортом Науру зарезал в Китае американца
08:13  Байки о демократии. Газовый союз России-Туркмении - обсуждают эксперты на "Радио Свобода"
08:04  Д.Атовуллоев - Исход референдума в Таджикистане предрешен. Конституция будет "дополнена"
07:59  Комиссия ООН по правам человека обвинила Туркменистан в многочисленных нарушениях (есть резолюция)
07:58  "ВБ" - Листовки "Хизб-ут-Тахрир" добрались до "Черемушек"
07:50  "Утро Ру" - Ирак, Афганистан - "странные войны" Америки. Похоже не большую мистификацию
07:41  "Батыс-2003". Назарбаев лично поучаствовал в крупнейших за всю историю Казахстана военных маневрах
07:25  А.Миловзоров - "Последний шанс". В Москве ищут новые способы реинтеграции СНГ
01:39  "Я ее иногда называю динозавром", - Адиль Тойганбаев о своей жене Бермет Акаевой
01:12  Der Tagesspiegel - Плохие времена для плохих властителей. "Мы должны указать им куда двигаться..."
00:47  EuroNews - Как Абу Аббас попал в руки американцев
00:35  ОПЧУ - Несмотря на провокации и сопротивление властей, в Узбекистане ширятся акции протеста
00:17  В Киргизии схвачены похитители редкоземельного иттербия... но европия у них не оказалось
00:16  Юлдуз Усмановой запретили петь! В Ташкенте культурой командует майор милиции
00:02  Отдайте наше золото! Депутаты Парламента Кыргызстана требуют пересмотреть кабальный договор с канадским "Кумтором"
00:01  Путин полон оптимизма насчет "Единого экономического пространства" с Украиной, Беларусью и Казахстаном
00:00  В Туркмении родился 6-миллионный житель. Его назвали...
Среда, 16.04.2003
23:41  В Эмиратах проходит конкурс красоты
22:04  Завтра.Ru - Армагеддонизм. Куда ведут Америку "неоконсерваторы"
20:51  Президент Ирана Хатами потребовал незамедлительного вывода войск из Ирака
19:35  OZOD OVOZ: заключенный узбекский журналист Маджид Абдураимов в критическом состоянии
18:28  Профессор Марк Катц: ЕБРР верит в будущее Узбекистана…
16:54  А.Таксанов,Т.Абдуллаева - Краткий курс экономической истории Узбекистана
13:13  Мусульмане переходят на евро?
12:22  Афганистан готов сотрудничать со всеми миролюбивыми странами, кроме Израиля
11:56  Ю.Кувватов - Четвертая власть тьмы, или почему Узбекистан поддержал атииракскую коалицию
10:49  Начальник ГенШтаба Казахстана Сапаров спас при пожаре невестку и двух внучек министра обороны
10:44  Отчего не "пылит" Шелковый путь? Дорог много, грузов - нет. Взгляд из Казахстана
10:31  "Время МН" - Брожение умов в американском тылу. Почему киргизские правозащитники выступили против войны?
10:11  А.Дубнов - Москве и Астане не хватает "четырех свобод". К итогам омской встречи
10:03  Э.Джонс (помощник Госсекретаря США) - "Мы имеем интерес к ЦентрАзии..." и он растет (выступление)
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
А.Наурзбаева (доктор философии, Казахстан) - "Войну против Ирака можно квалифицировать как государственный терроризм"
11:26 17.04.2003

"Войну против Ирака можно квалифицировать как государственный терроризм"

Альмира Наурзбаева, преподаватель философии и культурологии КазГУ им. Аль-Фараби, недавно защитила докторскую диссертацию по философии на тему "Гуманизм как концепт антропологического дискурса культуры", где ею рассматриваются ключевые понятия о гуманизме и его кризисе, а также частично поднимаются вопросы демократии, религии и прав человека. Данная научная работа в свете войны в Ираке, где коалиционные силы без санкции ООН устанавливают войной демократию и навязывают силой тип нового общества, очень актуальна по многим моментам. Мы предлагаем Вам ее интервью с независимым журналистом Дидаром Амантаем.

***

Корр. - Вы в своей диссертации часто употребляете термин "постгуманизм". Означает ли это, что в современном технократичном мире отсутствует гуманизм, подорвана вера в здравый смысл и в человека?

А.Н. - Это не потеря человеком веры, наоборот, потеря всеобщей веры в человека. Понятие человека на Западе основывается на двух ипостасях: то, что оно биологическое существо - бесспорно, но то, что это существо способно мыслить - можно ставить под сомнение. Постгуманизм - это потеря веры в декларации Запада о величии человека. Гуманизм в декларируемом Западом виде не имеет сущностного обоснования. Хайдеггер писал, что западная метафизика оценивает человека не высоко, хотя ставит его на пьедестал. Человек должен быть вписан в этот мир, а не стоять над этим миром.

Корр. - Как бы то ни было, можно утверждать, что США дискредитировали понятие гуманизма, демократии и прав человека.

А.Н. - Когда говорят о гуманизме, надо иметь в виду и "Декларацию о правах человека", которая между тем всегда работает в интересах определенного политического истеблишмента. Также война в Ираке, развязанная США, подтверждает, что их администрация воспользовалась декларативными правами абстрактного человека и решила "освободить" иракский народ от гнета диктатора. Но хотел ли этого простой иракец, это не интересно США, а кто ответит за убийства мирных жителей, кто защитит их, а где же права простого иракца на жизнь. Такими же принципами руководствуется и борьба с терроризмом. Пока вообще нет выверенной правовой концепции терроризма, тем более это очень зыбко в контексте международного права. В таком случае войну против Ирака можно квалифицировать как государственный терроризм, санкционированный исполнительной и законодательной властями США.

Корр. - Можно ли считать, что США в течение долгого времени с помощью государственных и негосударственных СМИ в Америке подгоняли общественное мнение к модели анти-иракской идеологии, которая впоследствии развязала руки США в войне против Ирака?

А.Н. - Безусловно. Военные действия имеют некие международные права и конвенции, и есть правила ведения войны, а информационные войны не имеют таких законов, они существуют эфемерно. Вспомним отклик французского мыслителя Жака Бодрийяра на "Бурю в пустыне", которую он назвал "виртуальной войной".

Корр. - Когда-то непонятая или неправильно понятая философия Ницше стала жертвой спекуляции идеологов фашизма. А сегодня когда-то разработанная и искренно предложенная многими мыслителями человечества идея гуманизма стала жертвой или, точнее, прикрытием истинных намерений супердержавы однополярного мира. Почему такая блестящая и высокая идея как гуманизм пала жертвой низких побуждений? Под его лозунгом, оказывается, можно убить ни в чем не повинного человека, спасая самого этого человека. Парадокс?

А.Н. - Сначала надо внести ясность в понятие гуманизма. Если его понимать в социальном и политическом аспекте, мы находимся во власти языка. Гуманизм как концепт (идея) и как феномен две разные вещи, хотя они названы одним словом. С этим и связан кризис гуманизма. Язык манипулирует сознанием. И всем кажется, что когда они говорят о гуманизме, произносят высокие слова о гуманизме, то они автоматически "проявляют" себя гуманистами. Вот почему я называю Ницше "террористом языка метафизики", поскольку он подверг не только критике этот формализованный язык, но и пытался разрушить его логику предикации (т.е. заведомый смысл). Ницше совершил "революцию" языка, который навязывал, к примеру, идеи "добра" и "зла". И потому его один философский труд назывался "По ту сторону добра и зла". "Добро" и "зло" были "слишком человеческими" и несли печать особенностей определенного языка. Зло не может быть универсальным: с точки зрения США - это Ирак и другие государства, названные ими "осью зла", а с точки зрения террористов - это ущемляющие их права государства и личности, террористы исходят из своих гуманных соображений, они руководствуются своими понятиями о добре и зле.

Корр. - С позиции сегодняшних дней, как можно охарактеризовать нашу эпоху?

А.Н. - Современность не столь определенна на фоне происходящих событий. Мудрый Восток с древности понимал, что онтология должна рассматриваться целостно. Человек, по Хайдеггеру, пастух бытия, а не центр его. Не властитель бытия, а пастух. "Гуманизм", осмысляемый как понятие, рожденное и репрезентируемое в западной культуре, и, прежде всего, в рамках ее эпистемологических координат, рассматривается с позиции, внешней по отношению к самому гуманистическому дискурсу. Этой внешней позицией является постгуманизм, я поставила неутешительный диагноз: антропологический дискурс лишился своего центра, остова, вокруг чего была построена метафизика субъекта, его присутствия в мире и только ему принадлежащего права на удостоверения мира. Подобное понимание человека обречено на исчезновение всех тех крепей, которые удерживали величественное здание "его высочества Субъекта": субъекта существования, субъекта языка, субъекта экономики, субъекта политики, наконец, субъекта искусства. Человек уже не производит, а сам является одним из его продуктов. Но, как было замечено Хайдеггером, в зависимости от трактовки "свободы" и "природы" человека каждой культурно-исторической эпохой западного мира смысл гуманизма окажется разным. Homo выросло от humus. Уран-небо и Гея-земля - родители титанов, которые некогда оскопили своего отца и появились на земной поверхности. Интересно, что тот же язык запечатлел следующее: гениев Возрождения называли "титанами". Что говорит о том, что человек стремился к божественной миссии. Парадокс, хотя изначально "человек как Homo" нес сниженное (униженное) значение.

Корр. - В этом смысле, что должно быть основным вопросом философии?

А.Н. - Философия должна заниматься не антропологическими вопросами, а онтологическими. В даосизме и дзэн-буддизме есть постулаты о том, что язык обманывает, и они констатируют, что мудрость не в толковании языка. Определяя реальность с помощью языка, мы живем в языке.

Корр. - И поэтому, наверное, много было противоречивого, когда в советское время говорили о народе и об отдельном человеке. Отдельный человек стал жертвой какого-то абстрактного народа, во имя которого он трудился и совершал подвиги. Дело в том, что язык не смог обеспечить какую-то непосредственную связь между ними.

А.Н. - Слово "народ" - заряжено советским содержанием: народ как бы "господствовал", а власть как бы "принадлежала" народу - это советские идеологемы. Писатель, художник, режиссер, впрочем, любой творец творит для определенного круга людей, а не для всего народа. Скажем, когда жырау говорил о народе (халык), то он имел в виду своих сородичей, в советское время это слово было скалькировано с абстрактным, классовым понятием "народ" и выросло до понятия государственного уровня. В этом смысле "Народ" – безликий. Когда художник употребляет слово "народ", он говорит безадресно. Безусловно, у него есть свои почитатели, но не народ.

Корр. - Не кажется ли Вам, что буржуазная идеология, подхваченная и раскрученная коммунистами, которая гласит, что власть принадлежит народу, была пропагандистским обманом, ибо это никогда невозможно, потому что избранный народом служитель, хотя и уполномочен им, но он и человек со всякими присущими ему свойствами и трудно прогнозировать и контролировать его поведение. Тогда получается, что демократия это всего лишь технология выборов и управления государством. Какая технология, такие же и тип демократии и тип правления. А когда какому-то чиновнику говорят, что "народ благодарен Вам", и это озвучивается от имени народа, то здесь , мне кажется, больше неискренности, лукавства и незнания дела.

А.Н. - Выступать от имени народа - это прием советской идеологии, рецидивы советской ментальности. По идее, каждый должен выступать от имени лично себя, тогда это может отвечать требованиям принципов демократии.

Корр. - Колыбель культуры демократии, конечно, Франция, даже не США. И что скажете по поводу противостояния Франции и США?

А.Н. - В своей нынешней реакции Франция органична, она органична своей истории, и не противоречит принципам демократии, когда-то провозглашенным ей самой. Последняя война Франции, инициированная ею, – это война Наполеона, и как это было давно... Франция на культурно-историческом уровне доказывает, что она готова к диалогу с Востоком. Культура Франции ориентальна, она пытается прочитать Восток. В Древней Греции люди полисов считали себя культурными, а остальных причисляли к варварам, даже персов они относили к варварам. Оппозиция культуры и варварства удачно преодолевается французской культурой. Очень знаменательно, что Президент Франции Жак Ширак является переводчиком творчества Александра Сергеевича Пушкина. Это показывает не только широкие познания культуры других народов, а, в первую очередь, знак его собственной культуры, которая проявляется в уважении к "другому". В этом смысле Франция - это культурная страна: все пронизано философией, литературой, искусством и живым интересом к культуре иных народов.

Корр. - То, что США и Великобритания говорят на одном языке, не стало ли основой их союза?

А.Н. - Конечно, то, что они говорят на одном языке, их сближает. Термины, понятия, смыслы и, конечно, ценности – идентичны. И нельзя забывать, что американский континент был территорией английских завоевателей. Здесь языковая парадигма очевидна. Но я не думаю, что сближение позиции США и Великобритании в войне против Ирака было детерминировано только единством языка, есть, конечно, другие сопутствующие причины. И не забудем, что многомиллионные акции в Лондоне вселяет оптимизм. Думаю, власть пошла против воли большей части своих граждан, а что это показывает? Вероятно, болезненное отношение власти к собственной безопасности, ибо "политика" все-таки - это "концентрированная экономика" (К. Маркс).

Корр. - А что скажете насчет Германии?

А.Н. - Германия – уникальная культурная целостность. В двадцатом веке Германия пережила несколько трагедий и смогла дать достойную оценку германскому снобизму, существовавшему еще с эпохи Гегеля. Даже Ницше в свое время иронизировал не только над собой, но и над немецкой исключительностью. Но, к сожалению, Ницше до сих пор не прочитан в этом смысле. Послевоенная Германия смогла трезво оценить великие потрясения и преодолела себя. Они знают, что такое война.

Корр. - И можно ли сказать, что покаяние дало Германии моральное право обвинить США и назвать Буша Гитлером?

А.Н. - Народ США – самые заманипулированные граждане, электронные и одновременно электоратные зомби. Поэтому немцам пришлось использовать в своей лексике имя Гитлера, который в примитивных голливудовских фильмах о войне выступает эдакой страшилой, чтобы американцам стали понятным характер этой агрессии.

Корр. - А как можно характеризовать поведение России?

А.Н. - Думаю, что России в этом вопросе было посложнее, чем кому-либо. С одной стороны, Россия унаследовала амбиции супердержавы. Россия идентифицирует себя с СССР и его противостоянием США. С другой стороны, в России не превалирует ни западный, ни восточный менталитет. Россия, по большому счету, всегда стремилась к решению мудрого крестьянина, в отличие, скажем, от американского ковбоя.

Корр. - Элиас Канетти писал, что Лев Толстой хотел стать крестьянином.

А.Н. - Толстой принадлежал к дворянскому роду, и его дворянский дух стремился к крестьянской мудрости. Скажем, и литературные герои Гоголя, Тургенева и Достоевского тоже были с крестьянским восприятием мира: им Петербург был чужд, они не воспринимали этот город - "каменный мешок". Мудрость Путина заключается в том, что он честно признался своему народу. Он сказал, что и экономическая привязка не дала возможности тотально выступить против войны.

Корр. - А Казахстан как поступил?

А.Н.- У нас такая же картина. Конечно, Казахстан не Россия, не те масштабы, но наша "страусиная" сдержанность обусловлена интересами Казахстана.

Корр. - А как можно навязать демократию войной против терроризма?

А.Н. - Для американцев - это чистая риторика, все подчинено "доблестной" экономической политике США. Несколько лет назад в Казахстан приезжала делегация из США, в их числе был Збигнев Бжезинский. Это было время после первой иракской военной кампании. Когда его спросили, что будет делать США, если какое-нибудь суверенное государство не подчинится их правилам игры, он ответил, что они будут бомбить. И добавил, что США не захватывают территории, а устанавливают правила собственной игры на чужих землях. Это новый тип империи. Добавил, что Китай в будущем может занять такое же господствующее положение, как США. Потому, вероятно, США решили обеспечить свою безопасность в Центральной Азии. А на вопрос о том, по какому из пунктов (их было пять) проиграют США Китаю, он ответил, что по пятому: это культурное наследие и этническое единство китайцев. Единство США держится на экономическом приоритете. Придерживаюсь точки зрения, что если экономика США начнет раскачиваться, то им, возможно, не избежать распада. Китай же на протяжении своей долгой истории всегда оставался "империей Поднебесной", даже в маозцедуновскую эпоху и в период "культурной революции" парадигма единства Китая оставалась незыблемой. Кстати, современная экономическая политика Китая развеяла западный миф о демократии, как о необходимом условии рыночных отношений.

Источник - Навигатор
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1050564360


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о защите прав потребителей в рамках ЕАЭС одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов проверил состояние Петропавловского и Сергеевского гидроузлов в СКО
- В Правительстве состоялось заседание Совета по привлечению инвестиций
- Нефтяные игры
- В Правительстве рассмотрели ход подготовки к Олимпийским играм
- В Мажилисе рассмотрели вопросы поддержки региональных СМИ
- Кадровые перестановки
- Определены города и населенные пункты для пилотного проекта по сельскохозяйственной переписи
- Уголовное дело в отношении военнослужащего Ж. пересмотрено
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх