А.Ахмедов - Чавандоз значит наездник. Узбекским амазонкам полюбились купкари 15:05 24.04.2003
Чавандоз значит наездник Узбекские амазонки седлают коней
Анвар АХМЕДОВ
Привычная картинка из современной жизни - по скоростному автобану непрерывным потоком движутся автомобили. Они разнятся и цветом и формой, автомобильная промышленность не устает потрафлять вкусам людей. Даже существует изменчивая мода на тот или иной автомобиль. А некоторые из них Кадиллак , Мерседес , Форд и другие служат символом благополучия и престижа.
Но отвлечемся на секунду от вида несущихся автомашин и перенесемся мысленно хотя бы через век?! Что было здесь? Не гарцевали ли именно по этой местности всадники?
Не знаю как, но в Яккабагском, Чиракчинском, Дехканабадском и Камашинском районах Кашкадарьинской области и сегодня можно встретить седобородого аксакала или молодого юношу, а иногда (в последнее время все чаще) и девушку, гарцующих на отличных лошадях. Эти животные и по сей день служат человеку верой и правдой, являясь предметом гордости своих хозяев. Более того они становятся главными фигурами развлекательных зрелищ, проводимых в особо торжественных случаях только на юге Узбекистана.
В прочем обо всем по порядку. Конь, как свидетельствуют источники, служит человеку начиная с третьего тысячелетия до нашей эры. В мире существуют 200 пород коней, 50 из которых можно встретить в странах СНГ.
Дрессировать их намного легче по сравнению с другими животными. Кони обладают удивительной терпеливостью, чуткостью, понятливостью и преданностью. Известно много случаев когда они спасали жизнь своим хозяевам.
Наши предки посвящали коням многочисленные легенды и поговорки, в которых показывается их достоинство, значимость в жизни человека, говорится о необходимости внимания к ним. Вот как высоко оценивается конь в пословицах: Конь крыло джигита , Утром приветствуй отца, а потом коня и т.д. В сокровищницах узбекского фольклора Алпамыш, Гор-оглы , Интизор их описывают самыми красивыми словами.
В 23 главе памятника XI века Кабус-намэ Кайковуса иранского царя, даются полезные советы о том, как купить коня: Сын мой! Если хочешь приобрести коня, то будь внимательнее, не ошибись, потому, что конь тоже как человек. Как сказал мудрец, в мире красив человек, а еще больше в дружбе с животными! Лучший представитель животного мира это конь, его надо уважать! Не отсюда ли фраза Полцарства за коня!?
Народы Средней Азии издавна славились своими резвыми конями. Широко распространены ахалтекинцы в южной, йомуды в западной Трукмении, локай в горах Таджикистана, корабоиры в Узбекистане.
Юноши, понимавшие язык коня, со временем становились чавандозами искусными наездниками, пользующимися особым уважением и почетом в народе. Очень часто они показывали свое мастерство на свадьбах, празднике Навруз , различных других празднествах. Так родилась народная игра Купкари , называемая иногда и Улок . На западе известна игра конное поло . И если это правда, что в симпатиях к той или иной игре выражается характер народа (у канадцев это хоккей, у американцев бейсбол или американский футбол, у англичан баскетбол, у бразильцев и аргентинцев футбол, у узбеков кураш), то увлечение народной игрой Купкари демонстрирует смелость и ловкость узбеков. В этом состязании издревле участвовали жители кишлака, имеющие собственных коней. Остальные были в качестве зрителей и болельщиков.
Купкари это соревнование в котором побеждает всадник, правильно выполнивший все условия игры. Основное условие поднять с земли улок тушу козла, сделать по площади один круг и, не упустив добычи (ведь все остальные стремятся выхватить ее), бросить ее к ногам бакаулбаши руководителя игры. Для выполнения такого условия всаднику могут помочь его близкие, участвующие в игре.
В каждой богатой семье во времена расцвета Купкари имелись от 1 до 4 коней. Хозяин коня мог в случае неучастия в игре, нанять специального наездника, с которым в случае успеха делил приз.
Купкари обычно проводится поздней осенью или зимой. Для подготовки к этому мероприятию с ранней весны коней кормили и тренировали по особому режиму. Ухаживал за ним сам хозяин или сайис знаток конского дела. Искусство наездника передавалось из поколения в поколение. Коней, участвующих в Купкари берегли от холода и жары, не использовали на тяжелой работе.
О Купкари сообщается за 10 дней до начала игры. Гости издалека приезжают за день до соревнований. Перед игрой коня не балуют едой и водой. В день Купкари после угощения традиционным пловом, наездники отправляются в специально выбранное для игры место. Это широкие красивые поля. В Кашкадарье зачастую это равнинные предгорья Яккабагского района, а последнее состоялось 21 марта 2003 года в день празднования Навруз на Каршинском ипподроме.
В соревновании участвуют, как правило, от 20 до 400 наездников. Для проведения Купкари выбирается бакаулбаши . Это обычно наиболее уважаемый аксакал. Ему помогают 2 бакаула помощника. Они наблюдают за игрой и руководят ею со специального места.
Купкари предшествует игра Кокма , которую организовывают с целью повышения азарта и заинтересованности, подогрева страстей. В середину бросают 2-3 улока , которых наездникам необходимо вытащить из окружения и если это удается, то их можно присвоить. Победителям Кокмы призы не вручаются.
После полутора-двух часов такой игры начинался обычно сам Купкари. Бакаулбаши объявлял все призы, а это могли быть верблюды, ковры, ценные предметы или деньги, а иногда даже автомобиль. Победителем считается тот, кто по мнению бакаулбаши вытащил улок честно. В этом случае он кричал: Халол Честно! и назвал победителя. В случае нарушения правил, наездник не получал приз.
Игра эта удивительная, захватывающая и по накалу страстей не уступающая футбольному матчу. А для иностранных гостей это экзотика, спортивное увлечение, доставшееся современникам в качестве наследства от своих предков.
Амазонки седлают коней
Чавгон в переводе с фарси означает палка с загнутым концом, а попросту это клюшка. Именно так называлась игра, известная в Средней Азии с IX века. Упоминание о чавгоне можно встретить в Шахнамэ Фирдоуси, в произведениях Алишера Навои, Абу Абдуллаха Рудаки, Захириддина Бабура, Абдурахмана Джами, Омара Хайяма. Известно, что этой игрой увлекался и великий Тимур, считая ее хорошим средством развития физической силы и выносливости, глазомера и меткости, чувства товарищества.
Не случайно, что именно на родине Амира Темура в Кашкадарье в 1996 год в год его 660-летия состоялось возрождение этого национального вида спорта. Причем за клюшки взялись и девушки.
Для местных женщин оседлать коня не в диковинку. Сегодня на селе немало семей держат лошадей. Неудивительно, что именно кашкадарьинские девушки живо поддержали идею возрождения Чавгона . Были сформированы две команды Тумарис и Хиссор , представляющие хозяйства Кызыл сув и Хиссор . Последнее, кстати, специализировалось, прежде всего, на разведении породистых скакунов Корабоиров - знаменитой среднеазиатской породы, выведенной в глубокой древности (Амир Темур ездил исключительно на конях данной породы).
Решился и вопрос обеспечения специальной спортивной формой с национальной символикой. Открылась даже школа наездников. Вот так в жизнь узбекских женщин пришло новое, нет, забытое, а некогда всенародно любимое, увлечение Чавгон . Они превратились в настоящих амазонок. К привычному образу восточной женщины хранительницы семейного очага и великой труженицы, умеющей и хлопок в поле собирать, и дастархан накрыть для гостей, добавился еще один штрих спортивный. Теперь Кашкадарьинцы шутят, что если дело так пойдет, то скоро образ мадонны с младенцем заменит образ девушки на коне и с Чавгоном в руке.
|