А.Верлоцкая - Путешествие в прошлое и будущее среднеазиатского кино 08:16 06.05.2003
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ СРЕДНЕАЗИАТСКОГО КИНО
Алла ВЕРЛОЦКАЯ
В январе 2003 г., через двенадцать лет после отъезда из СССР, я вновь совершила путешествие по Казахстану, Кыргызстану и Узбекистану. На этот раз со мной был коллега из кинематографического общества Линкольновского центра Кент Джонс, с которым мы вместе смотрели фильмы, встречались с кинематографистами и готовили ретроспективный показ фильмов, отснятых в республиках Средней Азии.
Ретроспектива под названием "Фильмы стран Великого шелкового пути" стартует 2 мая в кинотеатре Линкольновского центра Walter Reade Theatre в Нью-Йорке и продлится до 29 мая. После Нью-Йорка программа из 39 фильмов отправится с годовым туром по Соединенным Штатам и Канаде.
Обсуждая концепцию показа с Кентом, мы оба решили не следовать какой-то одной идее или теме, как это порой делают составители кинопоказов. Нам хотелось предложить лучшее из того, что было в этой кинематографической традиции: мудрость, красоту и страсть, трагедии и драмы, поражения и победы, а главным образом – людей, жизнь которых показана в этих великолепных фильмах. Для меня отбор кинолент стал еще одним волнующим путешествием по странам и кинематографическим сообществам, когда-то определившим мою личную и профессиональную судьбу.
Мой покойный дядя, Леонид Верлоцкий, был одним из самых известных продюсеров киностудии "Узбекфильм", и в эпоху перестройки, когда я работала в Союзе кинематографистов в Москве, мне довелось присутствовать при рождении необыкновенно талантливого казахского кинематографа "новой волны". Американцы все еще с трудом отличают друг от друга эти профессиональные сообщества, поскольку во всех среднеазиатских странах имеется что-то от России, что-то от Ближнего Востока, а что-то от Азии. События 11 сентября, когда в газетных заголовках запестрели названия этих стран, породили желание узнать больше о государствах, названия которых заканчивались на "стан". Нью-йоркская ретроспектива ставит главный вопрос: что такое среднеазиатское кино как таковое, существует ли оно как некое целое?
Кинематографические традиции пяти среднеазиатских республик обнаруживают некоторые общие элементы и в то же время разительно отличаются друг от друга. Еще до образования Советского Союза щедрый Узбекистан был впереди остальных четырех республик в своем знакомстве с кинематографом. Первые кинокартины были показаны в Ташкенте еще в 1897 г., а киностудия "Узбекфильм" была создана в 1924 г.; в ее задачи входило создание "пропагандистских" фильмов о "свободных женщинах Востока". Эти фильмы призывали мусульманок сбрасывать паранджу, учиться в школе и вообще приносить пользу коммунистическому обществу. Их показывали по всему региону, хотя в самом Узбекистане отношение к ним было неважное. Пропаганда и идеологическая направленность так и остались важнейшим аспектом многих замечательных произведений узбекского киноискусства, таких, как классический фильм Али Хамраева "Без страха" (1972) или полный сарказма "Оратор" Юсупа Разыкова, снятый тридцать лет спустя, в 2000 г.
В 1926 г. киностудии были созданы также в Туркменистане и Таджикистане. В 1936 г. была создана киностудия "Казахфильм", а в 1942 г. – "Кыргызфильм". В каждой из этих стран первые фильмы снимались русскими, а не местными режиссерами. Определяющее влияние на кинематографические сообщества на протяжении десятилетий оказывала политика советизации национальных республик. До Второй мировой войны все советские киностудии, кроме "Узбекфильма", снимали документальные ленты, в которых пропагандировались коммунистические идеи и прославлялся Иосиф Сталин.
Во время Великой Отечественной войны все основные киностудии из Москвы, Ленинграда и Киева вместе со всем штатом были эвакуированы на восток. Легенда кинематографа Сергей Эйзенштейн работал на киностудии "Казахфильм", ряд других режиссеров – на студии "Узбекфильм". Таким образом, именно российские режиссеры оказали влияние на восточную киноиндустрию и стимулировали ее развитие. Уже в 1940-е годы в результате сотрудничества среднеазиатских, российских и украинских кинематографистов появилось несколько заметных работ. Одной из них стала узбекская версия истории о Ромео и Джульетте, включенная нами в программу кинопоказа. Этот фильм под названием "Тахир и Зухра", вышедший в 1945 г., был поставлен Наби Ганиевым и снят выдающимся оператором Даниилом Демуцким.
Незабываемые 1960-е годы стали периодом "оттепели" в Советском Союзе, когда советский премьер Никита Хрущев даровал артистам "свободу самовыражения". Оттепель позволила многим режиссерам выразить свой индивидуальный внутренний мир. Этот период взрастил одного из самых замечательных режиссеров в регионе и в советском кинематографе в целом – Толомуша Океева. Лучшими произведениями среднеазиатских режиссеров этого направления стали такие фильмы, как "Нежность" Эльера Ишмухамедова, "Это – лошади" и "Небо нашего детства" Океева (они также включены в кинопоказ). Смерть Океева в 2002 г. лишила среднеазиатскую кинематографию великого учителя, философа и патриарха кинодела. Недавно киностудия "Кыргызфильм" была названа его именем, и в нашем кинопоказе мы также собираемся почтить его память.
Непростые 1970-е и начало 1980-х гг. стали временем новых свершений. Брежневская "эпоха застоя" диктовала свои законы, и советские режиссеры вынуждены были выражать свои мысли так, чтобы обвести цензуру вокруг пальца. Лучше всего удавались истории, посвященные установлению в регионе советской власти. Сюжет не играл роли, за ним скрывалось решительное и страстное неприятие политического курса страны. Во многих фильмах, например в "Лютом" Океева и "Невестке" Ходжакули Нарлиева, показывалась повседневная жизнь простого народа. Жемчужинами этой эпохи стали "Первый учитель" Андрея Кончаловского и классика узбекского кино – лента "Без страха".
Когда в 1986 г. перестройка стала государственной политикой, я занималась поддержкой молодых кинематографистов всего среднеазиатского региона. Подающих надежды новых режиссеров в Средней Азии было даже больше, чем в России. Культовым фильмом, положившим начало "новой волне" казахского кинематографа, стала лента "Игла", снятая в 1988 г. молодым режиссером Рашидом Нугмановым. В этой картине Нугманов показал нового советского героя – поп-звезду азиатской наружности Виктора Цоя, завоевавшего симпатии западных и советских зрителей.
Созданная тогда Ассоциация молодых кинематографистов, исполнительным директором которой я в то время являлась, составила программу из семи работ молодых казахских режиссеров (в наш кинопоказ вошли "Конечная остановка" Серика Апрымова и "Месть" Ермека Шинарбаева), показанных на Московском международном кинофестивале в 1989 г. и включенных в программу влиятельного кинофестиваля "Санденс" в Колорадо в 1990 г. В эпоху перестройки создали свои первые произведения и привлекли к себе внимание на кинофестивалях и другие молодые режиссеры.
Международное признание получили Бахтиер Худойназаров и Мариам Юсупова из Таджикистана, Актан Абдыкалыков и Бекжан Айткулиев из Кыргызстана, Эдуард Реджепов, Мурад Алиев и Усман Сапаров из Туркменистана и Джаник Файзиев и Зульфикар Мусаков из Узбекистана. Однако распад советской системы быстро привел к краху среднеазиатского кинематографа. Прекратилась государственная поддержка кино, перестало существовать московское агентство, направлявшее нерусские фильмы на кинофестивали и в западный прокат, студенты из Средней Азии лишились возможности учиться где-либо, кроме Казахстана. (В бывший главный советский институт кинематографии начали принимать только российских граждан).
Национальные кинематографические центры были разрушены. Все крупнейшие режиссеры покинули Таджикистан во время гражданской войны. Туркменская киностудия была ликвидирована единоличным распоряжением президента Туркмении Сапармурата Ниязова. Экономический застой в Узбекистане нанес удар и по старейшей киностудии региона – "Узбекфильму". Тем не менее большинство режиссеров не уехали за рубеж, хотя и занялись другим делом, чтобы поддержать семьи. Это принесло свои плоды в конце 1990-х гг. В Узбекистане наблюдается возрождение кинематографа. После долгого периода молчания в кино вернулся Али Хамраев. Высокое признание получили созданные совместно с японскими продюсерами ленты Зульфикара Мусакова, ставшие лидерами местного проката. Фильмы Юсупа Разыкова, ставшего директором киностудии "Узбекфильм", встречают теплый прием на международных кинофестивалях.
Разыков, чей фильм "Оратор" будет демонстрироваться на открытии ретроспективы среднеазиатского кино, получил признание как исключительно творческая, заслуживающая всяческого уважения личность. Его произведения носят глубоко национальный характер. Его призыв к возрождению узбекского кинематографа слышен во всем регионе. И кто знает? Может быть, лет через пять возродится и легендарный Ташкентский международный кинофестиваль, на котором мой дядя представил меня, в то время еще девочку, знаменитому индийскому режиссеру Радж Капуру.
В Кыргызстане настоящий подвижник Тынай Ибрагимов взялся за комплексную модернизацию национальной киностудии. Он переоборудовал студию звукозаписи, создает музей национального кинематографа, открывает уютный недорогой ресторан на территории киностудии "Кыргызфильм", где могли бы перекусить и пообщаться друг с другом режиссеры. Интенсивно работает и независимая киностудия "Бешкемпир" во главе с Актаном Абдыкалыковым, занимающаяся экспортом кыргызского кино в Соединенные Штаты. (Его фильм с тем же названием входит в программу кинопоказа).
Наконец, признаки жизни подает и киностудия "Казахфильм". Иностранные инвесторы в Казахстане сосредоточились на нефти и не обращают внимания на целлулоид, однако эта киностудия стала центром развития процветающей независимой киноиндустрии. Известные режиссеры, такие как Амир Каракулов, Ардак Амиркулов, Серик Апрымов, Дарежан Омирбаев и Мурат Нугманов, имеют собственные независимые киностудии и получают значительную финансовую помощь от европейских кинематографических фондов, а также от французских и японских продюсеров.
Даже из этого весьма беглого обзора видно, что в развитии национальных кинематографий и в прошлом, и ныне имеются как некоторые общие тенденции, так и глубоко индивидуальные черты. Мы не отдаем предпочтения ни одной из национальных кинематографий и надеемся, что наш кинопоказ продемонстрирует богатство, заключенное в их многообразии. Наша задача состояла в том, чтобы показать лучшие образцы киноискусства каждой из стран региона и дать американской аудитории представление о культурном наследии и жизни населяющих эти страны народов. Возможно, такие кинопоказы будут способствовать тому, что мы немного больше узнаем о гражданах этих стран. Как в январе, во время моего путешествия по Средней Азии, так и сегодня я продолжаю верить, что будущее несет в себе надежду независимо от тех неурядиц, которыми полна современная политическая жизнь.
От редакции. Алла Верлоцкая – один из кураторов кинопоказа "Фильмы стран Великого шелкового пути". Помощник продюсера фильма "Русский ковчег" (2002).
|