"Э-К" - Не дадим унижать нацдостоинство. В Астане запрещено открывать "бесбармачные" 10:41 06.05.2003
ДРАКА ИЗ-ЗА БЕСБАРМАКА
Алексей БАНЦИКИН
Городское управление по развитию государственного языка отказало предпринимателю в регистрации названия его кафе - "Бесбармачная".
"Бесбармак? Нет такого блюда в казахской кухне!" - заявил в суде Сарыаркинского района столицы начальник управления Конысбай Абил.
История вкратце такова. Месяц назад предприниматель Шолпан Таукенова, решив внести свою лепту в пропаганду казахской национальной кухни, открыла кафе-бистро в самом людном месте города - близ Театра оперы и балета им. К.Байсеитовой. Не мудрствуя лукаво, она назвала его "Бесбармачная". А почему бы и нет, раз есть пельменные, блинные и лагманные? Соответствующая вывеска была заказана рекламному агентству, сотрудники которого, помимо прочего, обещали уладить все сопутствующие вопросы. Через неделю "Бесбармачная" засияла неоном. Каково же было изумление хозяйки заведения, когда сотрудники управления рекламы и наружного оформления потребовали от нее снять вывеску. Причина: господин К.Абил счел, что название кафе "оскорбляет эстетические чувства горожан".
- Нам не дали никаких объяснений, - поясняет Шолпан Таукенова. - Начальник "языкового" управления наотрез отказался подписывать "бегунок". Моего заместителя просто выгнали из приемной.
Устав от волокиты, хозяйка кафе подала в суд. В суде начальник управления пояснил, что "бесбармак"… унижает достоинство казахского народа.
- Господин Абил заявил, что слово "бесбармак" является бранным и оскорбительным, - продолжает Ш.Таукенова. - По словам начальника управления, в дореволюционную пору русские колонисты называли так местное население за манеру казахов есть, не используя вилки. Я сама казашка и не могу понять, почему в таком случае это прозвище не было распространено на другие тюркские народы? Ведь узбеки, туркмены и некоторые народы Кавказа тоже едят руками! Чего здесь стесняться? Но господин Абил считает слово нелитературным. При этом он ставил в пример классиков литературы, заявляя, что именно они, а не сам казахский народ являются творцами подлинного казахского языка. Я считаю, что это издевательство! Почему национальные чувства чиновника оскорбляет "бесбармак", а скажем, не "Конгресс-холл", "Сити-Палас" или какой-нибудь "Бутя"? Почему я у себя на родине должна стыдиться исконного казахского слова?!
Однако Конысбай Абил уверен в своей правоте:
- Я перерыл уйму словарей, но нигде не нашел этого слова, - пояснил нашему корреспонденту начальник управления по развитию госязыка. - Вот у меня перед глазами лежит книга "Казахская национальная кухня", изданная в издательстве "Кайнар" в 1970 году. Вот другая книга - "Мясо и мясные блюда" того же издательства, но 1976 года. Нет нигде слова "бесбармак", а есть "мясо по-казахски"! Кроме того, у нас в Астане существует четкая процедура регистрации наружных вывесок. Согласно установленным правилам, предпринимательница обязана была обсудить название своего кафе в нашем управлении, а уж потом заказывать вывеску. Это же культурный столичный город! Но хозяйка "Бесбармачной" решила "начать с конца"…
Похоже, что именно это и стало истинной причиной отказа в регистрации. Как бы то ни было, стороны намерены продолжить свой спор в суде. Суд же назначил экспертизу. Теперь литературность бесбармака будут устанавливать филологи… №82 (15242) от 6 мая 2003
|