Узбекистан решил благоустроить могилы своих великих предков в Афганистане 00:29 12.05.2003
Узбекистан рассматривает вопрос о благоустройстве места захоронения великого поэта Алишера Навои в Афганистане и могил других великих деятелей узбекского народа. Этот вопрос обсуждался также на состоявшейся недавно 11-й сессии Олий Мажлиса Узбекистана.
Окончание войны в Афганистане открыло возможности для осуществления этого замысла, сообщил Президент Узбекистана Ислам Каримов на встрече с ветеранами войны и представителями общественности 9 мая. "Благоустроить место погребения гениального поэта Навои в Герате, порадовать дух нашего великого предка - это наш почетный долг. Эти наши намерения не могли осуществиться из-за войны, продолжавшейся в Афганистане более 20 лет. То, что долг нашей нации и народа перед великим предком до сих пор еще не выполнен, было бременем на нашей совести". "В самое ближайшее время мы обязательно выполним этот священный долг перед памятью наших великих предков", - сказал Ислам Каримов.
Примечание ЦА. По сообщению ТВ "Ахборот" в выступлении И.Каримова на сессии Олий Мажлиса были названы три имени: Алишер Навои (Alisher Navoi) похоронен в Герате(Herat), Абу Райхан Бируни (Abu Raikhan Beruni) - в Газни(Ghazna), Бабур (Babur) - в Кабуле(Kabul). Во время визита президента Афганистана в Ташкент в марте 2002 эти имена назывались как общие предки узбекского и афганского народов.
Справка БСЭ.
Навои, Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер (9.2.1441, г. Герат, - 3.1.1501, там же), узбекский поэт, мыслитель и государственный деятель. Родился в семье тимуридского чиновника Гиясаддина Кичкине, дом которого был центром общения людей искусства, в том числе поэтов. Уже к 15 годам Н. стал известен как поэт, слагающий стихи на двух языках (среднеазиатских тюрки и фарси). Учился в Герате, Мешхеде и Самарканде. В 1469 стал хранителем печати при правителе Хорасана Султан-Хусейне Байкара, с которым вместе учился в медресе. В 1472 был назначен визирем и получил титул эмира. Н. оказывал помощь ученым, художникам, музыкантам, поэтам, каллиграфам, руководил строительством медресе, больницы, мостов. Убежденный гуманист, борец против средневекового деспотизма и произвола, Н. обличал злоупотребления вельмож, корыстолюбие взяточников, выступал защитником народа перед султаном и решал дела в пользу несправедливо обиженных. Прогрессивные позиции Н. вызвали недовольство при дворе. В 1487 Н. был сослан в отдаленную провинцию Астрабад в качестве правителя. Крах надежд на возможность политического переустройства страны и установления мира в государстве, раздираемом усобицами Тимуридов, вынудили Н. оставить службу. Вернувшись в Герат в 1488, конец жизни провел в усиленной творческой работе...
Бабур Захиреддин Мухаммед (14.2.1483 - 26.12.1530), узбекский и индийский правитель, полководец, основатель государства Великих Моголов (1526) в Индии. Известен также как поэт и писатель. Происходил из рода Тимуридов. В возрасте около 12 лет унаследовал от отца престол Ферганы. В течение многих лет вел междоусобную борьбу с другими феодалами. В. 1504 был изгнан из Ср. Азии узбеками-кочевниками. В том же году завоевал Кабул. До 1512 пытался безуспешно вернуть Бухару и Самарканд. Из Кабула Б. совершал с 1519 походы в Сев.-Зап. Индию и в 1525 предпринял поход на Дели. В битвах с делийским правителем Ибрахимом Лоди при Панипате в апреле 1526 и с раджпутским князем Санграм Сингхом при Кхануа (близ Сикри) в 1527 Б. одержал победы. К 1529 владения Б. включали Вост. Афганистан, Пенджаб и долину Ганга, до границ Бенгалии. Стихи Б., написанные на языке, близком к разговорному, отличаются чеканностью образов и афористичностью. Главный труд Б. - автобиография "Бабур-наме", первый образец этого жанра в узбекской литературе, излагает события с 1493 по 1529, живо воссоздает детали быта феодальной знати, нравы и обычаи эпохи.
Бируни Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни (4.10.973 - 13.12.1048, по другим данным - после 1050), среднеазиатский ученый-энциклопедист. Писал на арабском языке. Родился в Хорезме. В 1018 (или 1017) был увезен Махмудом Газневи в Газни, где оставался до конца жизни. Сочинения Б. относятся к математике, астрономии, физике, ботанике, географии, общей геологии, минералогии, этнографии, истории и хронологии. В "Хронологии древних народов" Б. дает детальное описание календарных систем арабов, персов, евреев, греков и др. Его трактат "Ключ к астрономии" не разыскан, но сохранилось небольшое "Введение в элементы астрологического искусства", содержащее в популярной форме изложение основ математики и астрономии. В "Книге о нахождении хорд в круге" разработан ряд оригинальных математических методов и доказательств. В большом трактате по математической и описательной географии "Канон Масуда", между прочим, излагается тригонометрический метод определения географических долгот, близкий к современным триангуляционным геодезическим методам. Б. принадлежит сведение задач о трисекции угла и удвоении куба к решению уравнений 3-й степени. Впервые на Среднем Востоке Б. высказал мнение о возможности движения Земли вокруг Солнца, определил длину окружности Земли. Написал также обширный труд по топографии Средней Азии. Здесь особенно интересны его исследования изменений течения Амударьи в далеком геологическом прошлом. В сочинении "Правила нахождения удельных весов минералов" Б. приводит ряд числовых данных, весьма близких к современным определениям. Исключительная образованность сочеталась у Б. с передовыми для его времени взглядами. Он иронически относился к религиозным суевериям, выступал против вражды между народами. Исторический трактат Б. об Индии ("Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых рассудком или отвергаемых"), материал для которого был собран Б. во время индийских походов Махмуда, является важным источником по истории Индии раннего средневековья.
|