Права человека в Намангане (Узбекистан). Число мечетей сократилось с 1000 до 185 07:21 14.05.2003
Краткий обзор бюллетеня НОПЧУ
Недавно, наманганское отделение Независимой организации прав человека Узбекистана (НОПЧУ), предоставила на рассмотрение международной общественности, опубликованное им бюллетень, в котором правозащитная организация подробно описывает такие факты как сегодняшнее состояние дел верующих людей в области, степень вмешательства в их дела государственных структур, а также описываются ряд других проблем существующих в области.
Как прокомментировали этот документ радио "Озодлик", председатель Наманганского отделения НОПЧУ Гуломжон Холматов до 1998 года в области действовали около 1000 мечетей, из них 450 имели сертификаты, то есть имели законный статус на функционирование, и наряду с ними действовали и остальные мечети. Согласно данным правозащитной организации к декабрю 2001 года действующих мечетей оставалось 180, а по последним данным сегодня их число достигло 185.
Как констатирует правозащитник, в 1998 году из Ташкента в Наманган приезжала специальная комиссия, и на местах изучив ситуацию, вынесла решение о разрешении деятельности более 240 мечетям. Но, несмотря на решение специальной комиссии ныне из 240 мечетей действуют только 185.
В бюллетени также приводятся такие факты, как хокимияты на местах, без всяких на то серьезных оснований вмешиваются в дела верующих. Так в районе Давлатабад города Намангана была разрушена мечеть "Хазрати Усман". Кроме того, по словам заместителя председателя Наманганского отделения НОПЧУ Хошимжона Жамбулова, в ходе назначения имамов мечетей допускаются нарушение устава религиозной организации. В уставе четко написано, что имамы мечетей назначаются путем выборов, но на практике же их назначают сверху: хокимият, духовное управление и комитет по религии ставят угодных власти людей, поддерживающих политику властей. Все эти действия идут в разрез с конституцией страны, согласно которой религия отделена от государства и государство, не вправе вмешиваться во внутренние дела религиозных структур. Как сообщают с мест, не смотря на то, что народ выбирает 5-6 альтернативных имамов с высшим образованием на одну мечеть, в большинстве случаев все они отвергаются хокимиятом. Причиной тому является не соответствие кадра интересам хокимията, и в последствии многие мечети остаются бездействующими.
Если исходить из фактов, то получается интересная статистика. Большинство имамов молодые неопытные люди 1968-1972 годов рождения. Все они выпускники средне-специального религиозного учебного заведения – медресе. Это единственное религиозное учебное заведение при Духовном управлении мусульман по всей Наманганской области.
Кроме того, правозащитник Хошимжон Жамбулов отмечает, что полный текст речей имамов перед пятничными молитвами специально отправляются из Духовного управления мусульман. И текст этих речей строго контролируется управлением, в которых в основном затрагиваются темы, как провести праздник 8 марта, вовремя оплачивать за свет, отопление, газ и т.д., круг рассматриваемых чисто религиозных тем резко ограничен. Людям, приходящим в мечети в надежде услышать о духовном приходиться слушать о бытовых вещах.
Суммируя приведенные данные бюллетеня можно сказать, что в целом по стране не предпринимаются никакие меры по улучшению ситуацию для верующих. Официальные же структуры и представители подконтрольной власти духовенства страны в разрез явно существующим фактам утверждают, что в стране с обретением ей независимости улучшилось состояние дел мусульман и увеличилось число мечетей. Но в то же самое время в тюрьмах Узбекистана сидят тысячи и тысячи ни в чем неповинных мусульман, весь цвет нации. Но, несмотря на все эти старания властей по жесточайшему контролю мусульман, простой народ прекрасно понимает, что все эти усилия правительства обращены на то, чтобы не дать мусульманам страны свободно исповедовать свою религию согласно Корану и Сунне.
|