Религиозная ситуация в Казахстане: терпимость населения и поголовная безграмотность СМИ 12:04 18.05.2003
14 мая в отеле "Достык" прошла международная конференция "Свобода совести: обеспечение межконфессионального и гражданского долга", организованная Международной ассоциацией религиозной свободы (МАРС), одной из старейших неправительственных организаций мира (создана в 1893 году). Эта организация имеет региональные и национальные отделения в 60 странах. Подобные самоуправляемые представительства есть в России, Кыргызстане, Азербайджане, Беларуси, на Украине. Одной из главных целей конференции, прошедшей в Алматы, было создание национального отделения - Казахстанской ассоциации религиозной свободы (КАРС). Деятельность КАРС, как и остальных филиалов, направлена на: поддержку принципов и норм международного права, утверждающих свободу совести и религиозную свободу; противодействие пропаганде и агитации, возбуждающим религиозную ненависть и вражду; содействие межконфессиональному диалогу, согласию и сотрудничеству, просветительскую деятельность в плане взаимоприятия и толерантного отношения верующих друг к другу и т. д. По словам генерального секретаря МАРС Джона ГРАЦА, как и другие отделения ассоциации, КАРС будет самостоятельной организацией.
Достаточно интересными были некоторые выступления, характеризующие религиозную ситуацию в Казахстане. Так, главный специалист Центра анализа и мониторинга Министерства культуры, информации и общественного согласия Дмитрий МЕЛЬНИКОВ сообщил, что в РК разработана и функционирует система мониторинга религиозной ситуации. Результаты этого исследования оказались очевидными - общая тенденция толерантности конфессий. Вероятно, считает г-н Мельников, все негативное, пережитое совместно, сплотило религиозные объединения. Однако при этом он отметил, что в стране преобладает отождествление религии и нации, то есть религия рассматривается большинством казахстанцев как элемент этнокультуры и традиция. Как правило, русские считают себя православными, казахи - мусульманами, в то время как уровень личностной, осмысленной веры низок. Поэтому, считает представитель МКИОС, в Казахстане актуален вопрос повышения религиозной грамотности. Также эксперт указал на то, что религия в РК практически не влияет на политику. Причину этого он видит в специфике местного ислама: сунниты традиционно четко разделяют церковную и светскую среды.
На свойственное местному мышлению деление Бога по национальному признаку указал и представитель горакимата Владимир ИВАНОВ, посетовавший также на некоторые негативные моменты в этой сфере, ставшие возможными из-за "амбиций части священнослужителей".
Между тем профессор Академии транспорта и коммуникаций Артур АРТЕМЬЕВ обвинил в дилетантизме чиновников, "услаждающих себя мыслью" о собственной компетентности в данной сфере. Впрочем, упреки в религиозном невежестве достались и СМИ. Так что, судя по всему, главная проблема в данной сфере - чуть ли не поголовная религиозная безграмотность.
Еще один представитель науки Валентина КУРГАНСКАЯ рассказала о результатах специального социологического исследования религиозной сферы в республике. По ее данным (со ссылкой на специальное исследование "Религии Казахстана"), у нас на начало года было 1652 исламских объединения, подавляющее большинство которых (1642) - суннитского толка. Кроме этого, есть также 2 объединения шиитов, 4 - суфиев и столько же - Ахмадийского жамагата. Похожая картина среди объединений христиан, где преобладают самые различные протестантские церкви - 946, большинство из которых - 378 - баптистские. Объединений русской православной церкви меньше - 230. Довольно много в РК пресвитерианских церквей - 158, лютеранских - 108 и свидетелей Иеговы - 131. Есть также 7 старообрядческих церквей, 77 римско-католических, 1 армяно-григорианская, 5 объединений буддистов, 24 - иудейских, 23 - бахаи, 12 - кришнаитских и др. В целом картина религиозной сферы Казахстана очень насыщенна и многообразна.
Собственно исследованием г-жи Курганской было выяснение влияния религий на общественные отношения. И здесь опросы и вычисления показали религиозную терпимость казахстанцев, как правило, считающих вполне приемлемой жизнь по соседству с людьми других вероисповеданий. Нетерпимых людей у нас как минимум в 15 раз меньше. Даже если иноверцами задеваются религиозные чувства, казахстанцы обычно предпочитают "вести переговоры", "сделать вид, что ничего не случилось", либо "обратиться в свою общину".
Интересно, что число казахстанцев, которые ищут правды в своих общинах, существенно - в 2,5 раза - возросло буквально за один прошлый год. Последнее г-жа Курганская связывает с растущими разочарованием и скепсисом по отношению к госорганам и перспективе найти там справедливость. Кстати, специальный раздел исследования был посвящен отношению властей к религии и верующим. Выяснилось, что в основном оно благоприятное, среднее либо нейтральное. Неблагоприятное отношение к религии среди чиновников лишь эпизодично.
Интересны колебания в мнениях казахстанского общества относительно степени вероятности распространения религиозного фанатизма в стране. Почти половина казахстанцев в 2000 году была уверена, что такого не произойдет, однако в 2001 году, вероятно, под влиянием событий 11 сентября, число оптимистов снизилось до 27,3%, в прошлом году - чуть возросло - до 28,3%. Соответственно в течение 2001 года с 13,6 до 36,6% увеличилось число граждан, считающих распространение религиозного фанатизма в РК "вполне вероятным". Однако за год эта цифра снизилась до 31,5%.
Адиль ДЖАЛИЛОВ
|