В Екатеринбурге запрещена "Антология радикального ислама" с текстами И.Комильцева ("Наутилус Помпилиус") 07:37 25.05.2003
"Это еще не провокация..."
Юрий ВАСИЛЬЕВ
В Екатеринбурге милиция попыталась наложить запрет на распространение антологии радикального ислама. Сейчас содержанием книги занимаются эксперты. Как квалифицировать изданное - политпросвет, культурная провокация или разжигание межрелигиозной розни? Случай с запретом на распространение антологии исламского фундаментализма "Аллах не любит Америку" - первый в истории издательства "Ультра. Культура" (www.ultraculture.ru), активно работающего всего полтора месяца. Судя по перечню книг, которые собирается выпустить глава издательства Илья КОРМИЛЬЦЕВ, - скорее всего, не последний.
Когда-то тексты Ильи Кормильцева, одного из создателей группы "Наутилус Помпилиус", потрясали СССР - как его граждан, так и его устои. Сегодня автор "Скованных одной цепью" и "Я хочу быть с тобой" вновь намеревается потрясать граждан и устои - на этот раз в качестве главы издательства "Ультра. Культура", занимающегося выпуском книг, далеких от традиционного понимания политкорректности и общечеловеческих ценностей: от Лимонова до анархистов, от прозы российских скинхедов до "Настоящей истории сионизма"... Все это, по замыслу Ильи Кормильцева, является частями "единого фронта сопротивления" нынешнему российскому режиму. Который, понятно, контратакует.
- По мнению милиции, грань разжигания межрелигиозной розни уже перейдена изданным вами "Аллахом...". Где она находится лично для вас?
- Этот вопрос для меня открыт. Вот я, допустим, напечатаю дневники некоего условного индуса, сидящего в английской тюрьме в период борьбы Индии за независимость. Он описывает, как англичане пытали его, как они убивали массу других индусов, грабили их дома и земли - что, кстати, правда. Разжигаю ли я этим рознь?
- Да, если, потрясая этим текстом, индусы организуют погромы или концлагеря для англичан.
- Думаю, что претензии и в этом случае должны быть адресованы погромщикам, а не автору и издателю текста.
- Даже если тот, кто написал книгу и отдал приказ о строительстве концлагерей, - одно и то же лицо?
- Полагаю, тот же Гитлер, будучи пойманным, пошел бы на виселицу именно за свои приказы, а не за "Майн кампф".
- Лично вы бы издали "Майн кампф"?
- Нет. Это было бы второй ошибкой по отношению к этой книге.
- В чем же первая?
- В том, что "Майн кампф" в 45-м запретили. Я бы, наоборот, сразу после войны издал эту книгу с комментариями и фотографиями последствий: текст из "Майн кампф" - фото концлагерей, газовых камер, еще текст - рассказ выжившего в лагере и т.д. Но первая ошибка уже сделана. Не учесть создавшийся контекст и издать "Майн кампф" сегодня - значит усугубить ее. Однако рано или поздно этот текст следует легально опубликовать. Гитлеровская посылка - нацистские последствия: вот полнота информации, необходимая свободному человеку.
Для этого мы издали и антологию "Аллах не любит Америку" - чтобы показать на конкретных пропагандистских примерах сущность радикального ислама и предостеречь от этой опасности. Я не симпатизирую любому религиозному фанатизму, в том числе исламскому. Той же позиции придерживается американский составитель "Аллаха..." Адам Парфри. В его предисловии - недвусмысленное разграничение между фанатиками и большинством мусульман, очень часто в первую очередь страдающих от экстремистов. Без предисловия само издание не имело бы смысла. И даже, скорее всего, принесло бы вред.
- Именно для этого разграничения на обложке "Аллаха..." цитируется Коран?
- В некоторых его сурах, к сожалению, заложен воинственный потенциал. Подобные вещи есть в любой другой книге, священной для иных мировых религий. Когда они реализуются, получается религиозный фашизм, который и описан в "Аллах не любит Америку". Но ненависть людей, которые говорят обо всех мусульманах: "У, это чурки-козлы", - беспредметна и потому опасна: ее можно направить в любую сторону. Ведь кто в России громче всех во время войны с Ираком орал, что "американцев надо мочить"? Те, кто в остальное время годами орет: "Всех чичей вырезать, на... под корень!". Так пусть люди читают про подлинно несимпатичных ребят, которых стоит ненавидеть, - о части мусульман, действительно угрожающих остальному миру оружием.
Другой вопрос, что противоборствующая фундаментализму сторона, американская, выглядит подчас ничем не лучше тех, с кем она борется. И некоторые главы "Аллаха..." вооружают читателя знанием о том, что в этой ситуации, мягко говоря, нет правых: проигрывают все. Это знание дает читателю возможность хотя бы для себя заявить о своей непричастности к такому развитию событий.
- Остается лишь вопрос с причастностью. Вы готовы ответить за тех, кто, прочитав "Аллаха..." и проникшись идеями радикального ислама, наденет пояс шахида?
- Я готов сказать любому из них: "Слушал ли ты это, читал ли то, смотрел ли вон тот фильм? И я слушал, читал, смотрел. Ты после этого пошел убивать? А я не пошел. Значит, дело не в песне, не в книге, не в фильме, а в других различиях между нами. Так кто из нас козел?" Нужно признать: взрослый человек, использующий какой-либо текст для оправдания своих преступлений, делает это лишь по собственной воле - и должен за это получить по полной. Он - но не текст. В этом смысле моя точка зрения совпадает с позицией любого суда в США, который, руководствуясь Первой поправкой, блокирует репрессии против изданий и рок-композиций, тексты которых призывают к агрессии.
- Вы уверены, что российское общество на нынешнем этапе способно адекватно воспринимать провокации подобного рода?
- Да, в своей издательской деятельности мы идем на определенный риск. Примерно на такой же идут в ГАИ, когда дают взрослым вменяемым людям права на вождение автомобиля: ведь никто не мешает водителю направить его на прохожих. Свобода - это всегда риск злоупотребления. Можно не продавать автомобили, не печатать экстремальные тексты - но в этом случае Россия никогда не придет к свободному обществу. Мы жили вначале в первом рейхе - при царизме, затем - во втором, при коммунистах. И сейчас общество готово припасть к широкой материнской груди единого мнения и единоначалия - третьего российского рейха, нового либерального тоталитаризма.
- Фильм "Брат" с песнями "Наутилуса" на ваши тексты едва ли похож на сопротивление официозу.
- В первом фильме, где звучит "Наутилус", националистическая позиция героя не совпадает с позицией режиссера. Если вы помните, в конце картины Данилу по-человечески ждет облом: его бросает девушка, он уезжает в Москву без каких-либо перспектив. А "Брат-2" для меня - понимание того, что Балабанов отравился своим героем. Воинствующий национализм, "нашизм" здесь - духовная опора режиссера.
- Но вы осознаете, что "Брат-1" тоже сыграл на враждебную вам идеологию власти?
- Конечно. Нет вещей, которые нельзя использовать в чужих интересах. Проблема в том, что, когда это происходит, надо показать свое отношение к такой постановке вопроса.
- Вы показали его?
- Разумеется. После того как вышел "Брат-2", мы с Балабановым не разговариваем. Он очень доволен временем и социумом, в котором живет, - в отличие от меня.
- Поэтому вы провоцируете социум "Аллахом..." и другими книгами?
- "Аллах..." - это еще не провокация: мы на милицейскую реакцию в Екатеринбурге совсем не рассчитывали. А хотелось бы делать какие-то запланированные провокации с присвоением приемов той цивилизации, которой мы всем издательством оппонируем.
- И много под вашим началом оппонентов?
- О каком начальстве речь ведете? В один день можете увидеть в "Ультра. Культура" анархиста, скинхеда, муллу и ученого из Израиля. Силы они представляют разные, и некоторые из этих сил лично мне весьма неприятны. Но неприятнее всего - сила сегодняшней власти, которая может развернуть страну в любую, в том числе и самую тоталитарную, сторону. №19 за май 2003
Ozon.Ru Аллах не любит Америку Твердый переплет, 432 стр., 2003 г. Цена: 245 руб.
|