Иранская политика США и интересы России. Конкурентная борьба за место под названием Иран 00:05 01.06.2003
Марианна Беленькая
Российско-американские разногласия по Ираку уже не носят столь острый характер, однако их место, похоже, может занять иранская тема.
Советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс сообщила, что "на предстоящей в Санкт-Петербурге встрече с президентом России Владимиром Путиным президент США Джордж Буш планирует продолжить обсуждение иранской проблемы". Она же будет и в повестке дня саммита "восьмерки" в Эвиане, где, по словам Райс, Буш намерен обсудить те шаги, которые гарантируют, что сотрудничающие с Ираном страны не будут вносить вклад в "потенциальную проблему военной ядерной программы Ирана". Дискуссия вокруг Ирана возникает не впервые, но сейчас, в новой геополитической ситуации, она приобретает качественно иной характер.
Наиболее ясно это выразил Уильям Кристол - главный редактор журнала "Уикли Стэндед", близкий к консервативным кругам в Вашингтоне, который написал в одном из последних номеров своего издания: "Освобождение Ирака - было первой битвой за будущее Ближнего Востока, следующая великая битва, мы надеемся - не военная кампания, будет за Иран. Впрочем, мы уже вовлечены в смертельную схватку с Ираном за будущее Ирака".
Перед началом войны в Ираке, Вашингтон через посредников пообещал, что Иран не постигнет судьба его соседа, и в ходе иракской военной кампании Тегеран соблюдал нейтралитет и был достаточно сдержан по отношению к США. Однако война в Ираке официально завершена, и Тегеран не может оставаться в стороне от послевоенного урегулирования. Как отметил генеральный директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров, учитывая тот факт, что в Ираке проживает шиитское большинство, "любое созданное в Багдаде правительство будет в той или иной степени проиранским". Американская администрация понимает, что без установления контроля над Тегераном ей не добиться стабильности в Ираке. Да и в Афганистане, где иранское влияние традиционно очень велико.
Существуют и другие причины, по которым США стремятся установить контроль над Тегераном.
Во-первых, Вашингтон не смирился с тем, что его позиции в Иране были утрачены после Исламской революции 1979 года. В 1977 году Вашингтон и Тегеран подписали контракт на 24 миллиарда долларов, согласно которому в течение 10 лет США должны были построить в Иране 8 атомных электростанций. Должно было быть поставлено вооружение на сумму 14 млрд долларов. Американские военные имели дипломатический иммунитет в Иране и любые политические решения, принимаемые Ираном, были согласованы с США. Даже сейчас, когда между сторонами нет никаких официальных контактов, товарооборот между США и Ираном составляет около миллиарда долларов. Для сравнения - товарооборот двух стратегических партнеров России и Ирана в 2002 году составил 803 миллиона долларов.
Нет сомнения, что идет конкурентная борьба за место под названием Иран. Вашингтон не хочет пускать на иранский рынок ни Россию, ни Европу. Не случайно именно под давлением США ЕС не подписал программу торгово-экономического сотрудничества с Ираном. Во многом в этом и заключается подоплека претензий США по поводу российско-иранского сотрудничества в сфере атомной энергетики.
Во-вторых, Иран - перекресток на стратегических путях между Европой и Азией. Через Иран проходит открытый в прошлом году транспортный коридор "Север-Юг", соединяющий Индию через бассейн Каспия с Россией и Европой. Через Иран осуществляется и масштабный транзит энергоресурсов. Так, у России и Ирана существуют проекты транзита российской и иранской электроэнергии в третьи страны. Планируется разработка проекта объединения электросетей Ирана и России через Армению и Азербайджан. Нельзя забывать и о том, что Иран занимает второе место в мире после России по запасам газа. Очевидна, наконец, геополитическая роль Ирана в каспийском регионе.
Ясно, что нарушение статус-кво в Иране, изменит всю ситуацию в Прикаспийском регионе, Центральной Азии и Северный Кавказ, и это напрямую затронет интересы России.
Поэтому вряд ли стоит сводить проблему российско-иранского партнерства к обсуждению только перспектив завершения российской стороной строительства первого энергоблока АЭС в Бушере, и в целом сотрудничества в сфере атомной энергетики, как это пытаются сделать США.
Москва заинтересована в сохранении стабильности в Иране и регионе. Как отметил глава МИД РФ Игорь Иванов, "Россия надеется, что претензии США к Ирану не приведут к конфликту, подобному иракскому".
Открытого конфликта, может быть и не будет, но вряд ли США забудут о своих интересах в Иране. Сразу две ведущие американские газеты "Нью-Йорк таймс" и "Вашингтон пост" со ссылкой на осведомленные источники сообщили на этой неделе, что американская администрация "готова начать проведение агрессивной политики, нацеленной на дестабилизацию иранского правительства и спровоцировать государственный переворот в Иране".
Кульминации интриги вокруг Ирана еще впереди. 30.05.03
|