"Намедни" - Тегеран-2003. Режиссер Мохсен Махмальбаф - самый знаменитый иранец 02:40 03.06.2003
Программа НТВ "Намедни" от 1 июня 2003:
На неделе Америка объявила, кого она считает следующей главной страной оси зла – Иран.
В четверг в Белом доме прошло совещание высшего руководства США, посвященное только Ирану. Госсекретарь Пауэлл и министр обороны Рамсфельд перечислили затем всегдашний набор обвинений: поддержка "Аль-Каиды", возможное обладание ядерным оружием, работы по созданию биологического оружия и недемократичный политический строй. Вот цитата из интервью Кондолизы Райс во вчерашних "Известиях": "Мы хотим видеть в Тегеране режим, отвечающий чаяниям иранского народа".
До этой неделе главным информатором мира о чаяниях своего народа был самый знаменитый на свете иранец – Мохсен Махмальбаф (Mohsen Makhmalbaf). Этот сорокашестилетний режиссер – любимец западных кинофестивалей, особенно Каннского. Снимая каждый год по фильму, он в одиночку породил бум иранского кино. В 2001-м, но до 11 сентября, Махмальбаф выпустил картину "Кандагар" о провинции на стыке Афганистана и Ирана, ныне, очевидно, эпицентре мирового терроризма. Мохсен Махмальбаф дал в Тегеране эксклюзивное интервью для нашей программы.
ТЕГЕРАН-2003 Антон Хреков – о взглядах на Иран из Тегерана, Вашингтона и Москвы.
В Советском Союзе еще снимали "Тегеран-43", а в самом Тегеране разыгрывалось уже совсем другое кино. Представить себе заседающих в иранской столице лидеров Америки, СССР и Британии в 81-м мог разве что Стивен Спилберг.
Но исламский порядок не только запрещал. Чтобы получить полсотни международных премий – в том числе в Каннах – и выдвинуться на Оскар, Мохсен Махмальбаф не стал диссидентом. Он не экранизировал Салмана Рушди, не бежал из Ирана в женской одежде. Наоборот – сидел в тюрьме при шахе, а революция его освободила и сделала своим буревестником.
Кадры из к/ф "Кандагар" (Франция-Иран 2001): "Наденьте паранджу! Если Вы откроете лицо, люди подумают обо мне плохо и высмеют".
Мохсен Махмальбаф, кинорежиссер: "Посмотрите, что несут голливудские фильмы – идею войны в головы зрителей! Почти в каждом – у них война, насилие… За много лет до того, как Америка завоевала Афганистан, там сняли "Рэмбо-3". То есть Голливуд создает основу для реальных стратегических планов".
Укорачивать "ось зла" американцы начали с Ирака, и когда пал Багдад: известный журналист Гордон Томас печатает в газете "Эль-Мундо" почти голливудскую зарисовку под названием "Следующая цель – Иран": "В аэропорту Кувейта приземлился "Геркулес". По трапу сошла группа мужчин среднего возраста, с бледными лицами в льняных рубашках и брюках свободного покроя… [Эти люди] передовой отряд разработчиков уже следующей войны – против Ирана".
Дональд Рамсфелд, министр обороны США, 28 мая 2003 года: "Иран должен понять, что все усилия переделать Ирак по образу Ирана будут жестко подавлены".
Кадры из к/ф "Кандагар": "Автомат Калашникова – это средство для борьбы с неверными. Приводится в действие с помощью пороха…."
У американцев есть своя лента о Тегеране, только не 43, а 79. В 79-м фундаменталисты разгромили посольство США. Четверть века спустя радикальное крыло Белого Дома боится, что у Ирана станет слишком много урана – на атомной электростанции. Из него можно изготовить ядерную бомбу, а значит, пора идти превентивной войной на пока еще мирный атом. И как нарочно, иранский город, где Россия строит реактор, называется Бушер: президенту Бушу направление удара указано свыше.
Мохсен Махмальбаф, кинорежиссер: "Самые сдвинутые люди на земле – это президенты… Иногда мы выбираем самых глупых: например, Буш. Он мне напоминает Джона Вэйна: ковбой, мозги набекрень, пьет виски, петушится по любому поводу и нетерпим ко всем подряд".
Кадры из к/ф "Габбех" (Иран, 1996): "Сколько будет пятью пять? – Двадцать пять! – Где живут персы? – В Иране!"
Кино "оси зла" оказалось реалистичнее, чем reality-show: Махмальбаф приглашал на кастинг, включал камеры, а потом отказывал всем подряд. Отсеянные и разочарованные не догадывались, что это и были съемки фильма.
Из к/ф "Миг невинности" (Иран, 1998): "Держись естественней! Не играй!…"
В Голливуде актеры изображают злодеев, а у Махмальбафа – наоборот. В фильме "Кандагар" Хасан Тантай сыграл талибского доктора: а потом оказалось, что он вправду террорист, бывший гражданин США, которого ищет ФБР.
Кадры из к/ф "Кандагар": "Я думал, что путь к Богу – это война с русскими…"
Кино Махмальбафа – про то, что его страна бывает не права, но это его страна, в которой много красок: их берут в руку, ими ткут ковры и даже делают маникюр под паранджей. С "Аль-Каидой", в дружбе с которой Тегеран теперь подозревают, - здесь начали бороться задолго до американцев.
Кадры из к/ф "Кандагар": "У нас нет рук, есть только ноги… - Тогда дайте мне пару ног, там пригодятся".
Мохсен Махмальбаф, кинорежиссер: "Под властью талибов в Афганистане умерли 3 миллиона – от войн и голода. Об этом не говорили. Зато сообщали: в Европе в автокатастрофе погиб один человек… Это несопоставимо".
Сценарии перемешались, герои перепутались: то в войну играют для съемок, то воюют всерьез – а потом оказывается кино. Если слухи о планах вторжения американцев в Иран через Азербайджан – правда, то следующая съемочная площадка для Махмальбафа готова. На ирано-азербайджанской границе есть декорации и даже софиты.
|