Митрополиту Мефодию предстоит "успокоить, поддержать русскоязычное население Казахстана" 17:05 08.06.2003
Революционные решения Священного Синода 7 мая 2003 года заставили практически все СМИ-шное сообщество обратить внимание на церковную политику и заняться "анализом" архиерейской конъектуры и "прогнозированием" будущего Русской Православной Церкви.
Неожиданное решение Священного Синода о перемещении правящего архиерея Воронежско-Липецкой епархии митрополита Мефодия накануне празднования в Воронеже Дней славянской письменности и культуры создали в Церкви едва ли не парадоксальную ситуацию. Город напряженно готовился к празднику, и вдруг буквально накануне из Москвы, как гром среди ясного неба, приходит сообщение о смещении правящего архиерея с кафедры. Причем без всяких оговорок. Мол, собирай вещички и отправляйся "по владимирскому тракту" в Сибирь, то бишь в Казахстан. Владыка Мефодий и стал собираться, а так как дело это для него не долгое, то готов был через пару-тройку дней освободить резиденцию для нового архиерея.
Через пару дней в Синоде сообразили, что своими поспешными действиями провоцируют громадный скандал, и отработали назад - попросили митрополита Мефодия все же провести праздник. Надо отдать должное владыке, он не встал в позу, хотя по меркам житейским вполне мог. Было очевидно, что без него и его ближайших помощников празднование просто провалится. Вот был бы повод продемонстрировать свою незаменимость. Но митрополит Мефодий думал не о своем имидже, а воронежцах, о своей, хоть вроде уже и не совсем своей, пастве, по отношению к которой Синод проявил такую вопиющую бестактность. И уж в самое глупое положение был поставлен митрополит Сергий - чтобы не смущать народ, ему, законному митрополиту Воронежскому и Борисоглебскому пришлось воронежские Дни славянской письменности и культуры провести вдали от Воронежа. Все это было бы смешно, когда бы ни было так грустно. Интересно, кому все это надо было? /6 июня/
*****
Управляющий делами Московского Патриархата митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин) на пресс-конференции в Воронеже перевод своего предшественника в Казахстан прокомментировал так: "Воронеж потерял Мефодия как талантливого иерарха и человека". Вместе с тем, бывшему воронежскому архипастырю предстоит "успокоить, поддержать русскоязычное население Казахстана. Назарбаев стремится остановить отток русских из республики, но на местах это не получается", считает митрополит Сергий. По его словам, назначение в Воронеж оказалось для него самого "сюрпризом". "Хотя я по должности принимаю участие в кадровых перестановках, эта рокировка - во избежание кривотолков - сохранялась в тайне. Поэтому узнал о решении за полтора часа до заседания Синода. Патриарх лично справился о моей реакции. Я ответил: "Ваше Святейшество, как послушник Церкви принимаю любое назначение". Митрополит Сергий отметил также, что президент Казахстана Назарбаев "в разговоре с Путиным все решил". /30 мая/
*****
Корреспонденты "Известий" встретились /8.06.2003/ со святейшим патриархом Московским и всея Руси АЛЕКСИЕМ в его резиденции в Переделкине, куда он приехал после курса лечения в Центральной клинической больнице (выдержки из интервью):
- ..Перевод митрополита Мефодия из Воронежа в Казахстан многие считают ссылкой, наказанием за его участие в придворных интригах. Чем на самом деле продиктовано такое решение?
- Прежде всего такое решение вызвано давно назревшей необходимостью разделить Воронежско-Липецкую епархию на две. Решение назрело безотносительно к личности главы епархии. Создание епархии в Липецкой области обусловлено ее огромным потенциалом, а также неоднократными обращениями ее жителей и властей, которые хотели бы иметь самостоятельного правящего епископа. С другой стороны, назрела необходимость изменения церковной структуры в Казахстане. Там живет многомиллионное православное население, которое нуждается в поддержке, в том, чтобы обеспечить должную роль Православной церкви в обществе и государстве. Требовалось скоординировать деятельность трех епархий, расположенных на территории одной страны. Для этого и решено создать в Казахстане митрополичий округ. Дело новое, и для его организации на должном уровне необходим авторитетный, активный, работоспособный человек. Учитывая большой опыт митрополита Мефодия, Синод решил поручить это именно ему. Создание митрополичьего округа и руководство им - это, повторюсь, большое новое дело. Чтобы сосредоточиться на нем, митрополит Мефодий освобожден от других обязанностей. Иной подоплеки здесь нет.
- Однако в прессе и с телеэкранов звучат другие, более скандальные трактовки происшедшего. Как вы к этому относитесь?
- Мне прискорбно, когда так происходит. То же самое могу сказать и о появляющихся в прессе сведениях со ссылками на некоторых архиереев, о якобы имеющихся у них высоких государственных покровителях. Печалит, что организаторы кампании в прессе пытаются таким образом скомпрометировать не только иерархов, но и высоких представителей государства. Слава богу, что никто из церковных иерархов не позволил себе включиться во всю эту кампанию. Иначе и быть не могло, ведь единство Церкви - это одна из главных забот всех нас, кто принес архиерейскую присягу. Но сохраняется этическая проблема: кто, зачем, по чьему указанию, на чьи средства ведет кампанию в прессе? Почему в целом ряде СМИ появляются почти одинаковые материалы, представляющие Церковь как поле борьбы двух-трех человек или "групп влияния"? Если желают кого-то лично обидеть, унизить, обвинить - Бог им судья. Если даже хотят таким образом подорвать мое здоровье - и за это прощаю. Но если стремятся расколоть, ослабить, подавить Церковь, столкнуть ее с властью, вернуться к временам диктата, гонений, ограничений - имена таких людей и их деяния мы будем предавать гласности как в России, так и по всему миру. Без лицеприятия и страха.
- Есть ли в последнее время перемены во взаимоотношениях с Ватиканом?
- Если и есть, то неутешительные. Недавно принято решение о создании в Казахстане новых католических епархий и централизованной архиепархии, то есть практически альтернативной поместной Церкви. Что после этого говорить о призыве Ватикана к диалогу? Уверяют, что стремятся к миру, партнерству, совместному обсуждению проблем, волнующих две Церкви. А затем без всяких консультаций принимают решение о создании параллельных епархий, способное вызвать только горечь и возмущение у наших верующих. Или открывают в России униатские приходы, используя нетвердых в вере людей, покинувших нашу Церковь. Совместим ли диалог с такими действиями, с экспансией? Думаю, что отношения между Церквами не должны уподобляться худшим образцам светской дипломатии, когда допускается и ложь, и коварство, когда одна рука протягивается в знак дружбы, а другая наносит удары...
|