"ВБ" - Узбеки гордятся, что супругой киргизского Манаса была узбечка Каныкей... или таджичка 02:34 13.06.2003
Политические традиции, или Как история демократии помогает
Данияр КАРИМОВ
Люди всегда поклонялись памяти предтечей. Кыргызы - не исключение. Любой уважающий себя знает свою родословную до седьмого колена. И манасчы - по–прежнему наша гордость. Не случайно ведь на первом этапе становления независимого демократического Кыргызстана на вооружение были взяты именно заповеди великого эпоса.
Кто такая Каныкей?
"Манас" несколько лет тому назад являлся прежде всего литературным сокровищем, - быть может, единственным, чем мы могли гордиться, пока не добились значительных успехов в построении процветающего демократического государства. И очень скоро забылось, что еще совсем недавно, при СССР, некоторые главы эпоса просто изымались, их невозможно было найти ни в одной из библиотек. КПСС не желала усугублять и без того ощутимое напряжение на китайской границе. Легендарный герой, как известно, был не только властителем, но и воителем. А Поднебесная империя в те стародавние времена не отличалась миролюбием. Потому–то в некоторых местах кыргызского предания есть хроники о противниках Манаса - в их образе выступали упомянутые соседи.
У китайских политиков современности широкое чествование тысячелетия эпоса "Манас", впрочем, негативной реакции не вызвало. Важное мероприятие, к которому кыргызским властям удалось привлечь внимание влиятельных международных организаций, еще раз подтвердило большой интерес к региону со стороны мирового сообщества. Особенно авторитетным доказательством тому стало участие в торжествах главы ООН и патронат ЮНЕСКО. Даже официальный Ташкент, позже закрывшийся от Кыргызстана за колючей проволокой, слал торжественные поздравления.
- У нас, узбеков, участвующих сегодня на празднике эпоса "Манас", - заявил тогда Ислам Каримов, - есть еще дополнительные основания для законной гордости: скажите, пожалуйста, кем была супруга, спутница жизни великого представителя кыргызского народа Манаса, его друг и советчик, преданный ему до последних дней его жизни? Этой женщиной была любимая дочь бухарского хана Хоникей. И мы, узбеки, гордимся этим. Разве нужны еще какие–то свидетельства, дорогие мои, для подтверждения многовековой дружбы узбеков и кыргызов?
Хотя, добавим от себя, традиционно супруга Манаса, Каныкей, считается таджичкой.
Преклонение перед "Манасом" отразилось и в государственной образовательной политике. В школьную программу включили семь заповедей Великодушного. Эпические нормы фактически приравнялись к национальной идеологии.
Откуда тамга
История существенно помогла республике и в обретении государственной геральдики. Явственно демонстрирует почитание древних традиций кыргызский герб. Центральная фигура на нем беркут - горный орел. Гордая хищная птица, согласно историческим фактам, изображалась на гербах древнетюркских государств. Думали ли древние властители, что через века их "тамга" воплотится в отличительный знак независимой демократической республики?
Гимн тоже имел в кыргызской истории свой прообраз в виде боевого клича родов и племен. С его помощью предки выражали единство друг с другом. А нынешний "клич" призван выразить сплоченность всей нации.
Особый случай с государственным стягом. С понятием "флаг" кыргызы, по мнению ученых, знакомы с незапамятных времен. Некоторые сведения о нем попали даже в эпос "Манас". По историческим данным, полотнище кыргызов имело иной, алый, цвет, который современное знамя и получило в наследство. А социалистическое прошлое здесь вовсе не при чем.
Демократия вернулась из прошлого
Верность демократическому курсу в Кыргызстане, кстати, тоже выражается через почитание памяти предков. Часть отечественных исследователей утверждают, что предтечи нынешних реформаторов жили по законам военной демократии. Вожди избирались на народном курултае. Так что общенациональные референдумы появились в жизни кыргызов гораздо раньше, чем западные понятия о свободе выбора и волеизъявления.
Апелляция к древности служит власти в поиске и внутренних капиталовложений. Ашар, считающийся старым народным обычаем, сейчас помогает чиновникам вести строительство даже стратегически важных объектов в складчину с населением. Какая страна еще сможет похвастать таким участием народа в государственном деле?
Выборы и аксакалы
Историческое прошлое кыргызов позволило властям призвать наши традиции на подмогу и в борьбе с преступностью. Ныне к самосознанию народа взывают аксакалы, заседающие в своих судах. Общество уповает на то, что уважение к сединам, которое воспитывается в кыргызах с детства, сумеет стать хорошей профилактикой правонарушений. А сельские управы пытаются оказать аксакалам посильную помощь, организовывая народные дружины для поддержания порядка в айылах.
Верность кыргызов традициям, к сожалению, иногда дает обратный эффект. Например, во время выборов: нация, как известно, по сию пору разделена на различные племена. По данным Института истории Национальной академии наук, большая часть избирателей при голосовании за различных кандидатов отдает предпочтение своим сородичам. Чем некоторые политики и пользуются. А потому существующий парламент, по мнению ученых, представляет собой представительство кланов.
По утверждению исследователей, сама выборная гонка также напоминает кампанию по завоеванию симпатий тех же аксакалов. Претенденты на депутатский мандат знают: без их одобрения на местах голоса избирателей достанутся другому кандидату. То же самое наблюдается и в политических партиях.
Кстати, единственной организацией, в которой отошли от порочных методик и мелкотравчатых принципов трайбализма, регионализма, национализма и прочих "измов", сегодня является партия
"Новое время".
Эта партия намерена внести в жизнь Кыргызстана принципиально новое понятие - единая идея развития. В нее, в эту идею, должны влиться национальная гордость, защита прав и свобод человека, укрепление системы управления и борьба с бедностью. Другими словами - у нас появилась организация, которая пытается аккумулировать все положительное, что было достигнуто, в единый кодекс. В частности, чтобы создать в республике четко налаженную систему стратегического планирования, которой нам так не хватает.
В проектах партии - определение конкретных и долгосрочных ориентиров Кыргызстана в современных условиях. А для этого необходимо основать институты и группы по прогнозированию будущего. "Новое время" намерена взять на себя выработку и распространение идей для следующих поколений. Фактически - национальной идеологии, без которой не может успешно развиваться ни одно государство.
Что любопытно, партия также обращается к народным традициям. В частности, сферам, касающимся семейной этики. "Новое время" придает большое значение институту семьи в обществе. И считает, что воспитание патриотов, людей высоконравственных и трудолюбивых, должно начинаться с пеленок. Для реализации смелых планов предполагается привлекать гранты и инвестиции.
В целом молодая партия занимает прогрессивную позицию, стремясь изжить закоснелость в умах иных граждан. Масса ее идей - тема отдельного разговора. Мы обязательно вернемся к нему. Но главное, новое политическое движение выступает за скорейший переход к современному образу жизни. Ведь иные старые традиции тянут каждого из нас обратно - в средневековье. 12.06.2003
|