Ислам и Запад – враги или двоюродные братья? 22:36 25.06.2003
Есть ли разница между исламской и западной этикой? Прежде чем надлежащим образом обсудить эту тему, необходимо прояснить некоторые используемые понятия. Сразу же возникает один вопрос: разумно ли противопоставлять слова "западная" и "исламская"? Данная постановка вопроса предполагает, что эти понятия – взаимоисключающие.
Фактически же это не так. По одной причине, что есть очень много концепций и ценностей, общих для западной и исламской этической системы. Но сначала давайте рассмотрим, что же мы подразумеваем под словом "западный".
Термин "западный" может иметь множественные значения, в зависимости от контекста. В большинстве случаев, когда используется этот термин, он относится к обществам, существующим в Европе и в Северной Америке. В широком культурном смысле он может также относиться к обществам Австралии и Новой Зеландии. Под "западной культурой" сегодня мы подразумеваем в основном культуру материалистически мыслящих и технологически развитых обществ тех стран, этническая идентичность которых имеет европейское происхождение.
Поскольку страны на "Западе" были в основном колонизированы Европой, термин "западный" стал ассоциироваться с европейским колониализмом. А он предполагает превосходство колонизатора над колонией. Этим отношением превосходства даже в настоящее время щеголяют многие лидеры. Это аналогично отношению населения Запада к населению не-западных стран.
"Превосходство" Запада считается очевидным в области благосостояния, а также в техническом и военном мастерстве. Демократия и права человека часто считаются западными ценностями, в то время как тоталитаризм и угнетение считаются признаками приходящего в упадок "Востока". Сегодня "Запад" также отстаивает капитализм и экономический либерализм. Авторы, подобные Френсису Фукуяме, утверждают точку зрения, что западная разновидность капитализма – это "конец истории", к которому человечество стремилось на протяжении столетий эволюции.
Итак, какое отношение все это имеет к этике? Фактически… очень большое! Сегодня правят средства массовой информации. Те, у кого нет возможности иметь к ним хороший доступ, с легкостью оказываются превзойденными имеющими "свои СМИ" или профессиональный отдел по связям с общественностью. Даже войны побеждаются на арене "пиара", а не на традиционных полях сражений.
Все вышеупомянутое позволяет взглянуть на наш вопрос под следующим углом: у Ислама плохой "пиар", плохой "отдел по связям с общественностью". Поэтому в мировых СМИ Ислам дискредитируется и демонизируется. Он сводится к тезису "Ислам - зло и террор".
Ядром западной этики считаются иудео-христианские ценности. Но настоящая иудео-христианская этика мало отличается от исламской этики. Это связано с тем, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) заканчивает ряд пророков (мир им), в котором стоят Муса (Моисей) и Иса (Иисус), он учил той же самой морали, в рамках той же традиции. Мусульмане поклоняются тому же Единому и Единственному Создателю, что и иудеи и христиане. С "авраамической" точки зрения Ислам нельзя считать "иным".
Даже нынешний Президент США однажды в своей публичной речи объединил мечети с церквями и синагогами. Ислам на самом деле не противостоит духу демократии… Ислам защищает право выражать свое мнение, искать знаний и приобретать специальность. Коран велит мусульманам решать свои дела "по совещанию между ними" (42:38). Внутри Ислама каждый несет отчет за себя и все равны перед Богом.
Что касается тирании, то она отвратительна Исламу, хотя это может звучать парадоксально из-за того, что большинство мусульман сегодня ведут себя пассивно. Сегодняшняя ситуация в мусульманском мире является, в некоторой степени, результатом западного колониализма и макиавеллиевских игр вокруг борьбы за власть. Как и все другие, мусульмане хотят, чтобы с ними больше считались в их делах. Те, кто живет на Западе, возможно, больше в этом преуспели. Тогда, таким образом, Запад ближе по духу Исламу, чем многие восточные страны.
Другой вопрос, заслуживающий упоминания, – эгалитаризм Ислама. Равенство и братство эффективно проявляются в мечетях, где вы можете запросто увидеть черных и белых, бедных и богатых, слабых и сильных и т.д., стоящих бок о бок, плечо к плечу во время молитвы Единому и Единственному Богу.
Именно чувство справедливости и равенства перед Богом вызывает активность мусульман. Она иногда становится чрезмерной или же истолковывается как чрезмерная. Можно увидеть, почему черную Африку привлекает Ислам, а не другие религии. Даже в США одна треть всех мусульман – темнокожее население.
Мусульманские требования к дозволенному рациону предполагают, чтобы мясо готовилось способом, обеспечивающим его чистоту и гуманное обращение с животными. Практически эти требования стоят в одном ряду с теми, которые сделали настолько популярной пищу, выращенную без применения химикатов.
Терпимость Ислама также заслуживает упоминания, хотя общепринятая точка зрения – иная. Терпимость для мусульман – это вопрос веры. Это связано с тем, что Ислам подтверждает ценность всех пророческих путей. Мусульмане веруют в Единого Бога, Который открыл одну религию всем этим пророкам (мир им).
Вкратце, между ключевыми этическими ценностями Запада и Ислама мало различий. Но материализм и утилитарность в настоящее время доминируют в некоторых кругах и того, и другого, что противно Исламу. Но это же противоречит и иудео-христианской традиции.
Шахул Хамид www.islamonline.net
|