Зачистки по–центральноазиатски. Миграционная полиция Казахстана загнала в угол Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан 00:03 02.07.2003
Зачистки по–центральноазиатски
Александр КИМ, Юрий ГРУЗДОВ
Формальной отпиской по линии МИД со стороны Казахстана завершился международный скандал, связанный с незаконной массовой депортацией из этой страны нелегальных трудовых мигрантов. Вначале миграционная служба и полиция Казахстана, что называется, загнали в пятый угол три центральноазиатских государства - Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан, а затем в свое оправдание дипломатично озвучили лишь банальные противоречивые фразы.
Напомним, несколько недель назад вооруженные стражи порядка из Казахстана в нарушение всех норм международного права обманом завезли на территорию Кыргызстана свыше 500 иностранцев и под грохот выстрелов из табельного оружия вышвырнули их из автобусов в поле в Ысык–Атинском районе под Кантом.
Общеизвестно, что Казахстан в связи со все ускоряющимися темпами развития экономики столкнулся с серьезным наплывом нелегалов из соседних государств. Если раньше речь шла только о мелких торговцах и так называемых челноках, то сегодня в массовом порядке за длинным тенге уже погнались дехкане и строители. В основном это граждане Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, которые пытаются найти хоть какую–то, пусть даже временную, работу на строительстве частных и государственных объектов в Астане и Алматы, на плантациях табака.
Этих людей, как правило, в селах перенаселенных регионов Центральной Азии вербуют, сманивая возможностью хорошо заработать, специальные вояжеры. Они же комплектуют и бригады из чернорабочих, берут на себя обязательства по доставке трудовых мигрантов к месту назначения, а также посреднические функции при заключении "трудовых соглашений", в основном устных.
Паспорта у желающих потрудиться на благо развития экономики Казахстана уже на месте собирают или сами вербовщики, или хозяева, на которых шабашникам предстоит работать. Работягам они заявляют, что все документы, связанные с регистрацией в полиции (дело это платное и стоит значительных денег), они надлежащим образом оформят сами. Полуграмотные сельчане верят. По обыкновению обещаниями все и заканчивается.
Более того, через 15–25 дней работы, то есть когда уже приближается время первого расчета, как правило, и начинаются облавы на нелегалов. Создается впечатление, что казахстанские полиция, миграционщики действуют в сговоре с работодателями, которые в случае задержания нелегальных батраков "экономят" значительные средства.
Вне всяких сомнений, Казахстан вправе ужесточать борьбу с нелегальной трудовой миграцией. Вслед за Россией в этой стране c 1 июня введены миграционные карточки с обязательной регистрацией в международных аэропортах, а с 1 июля - уже на всех контрольно–пропускных пунктах при пересечении границы. Но речь о другом - в своем усердии наши соседи, как говорится, явно перегибают палку.
Суть проблемы не в массовых облавах на нелегалов, которые миграционная служба и полиция Казахстана провели в начале июня в Алматы. В конце концов это внутреннее дело наших соседей. Такие рейды осуществлялись раньше и будут, безусловно, проводиться впредь. Но больше чем недоумение вызывают методы, к которым прибегают силовики и миграционщики Казахстана.
Ни в одной стране мира, не говоря уже о цивилизованных, человека даже за решеткой не оставят на несколько суток голодным. В данном же случае свыше 500 нелегалов "сняли" с объектов в полном смысле этого слова босиком, бросили их в приемник–распределитель и держали там (по их словам) без пищи от трех до четырех суток. Затем эту совершенно бесправную толпу загрузили в несколько автобусов и … колонна в сопровождении автомобиля дорожной полиции с мигалкой и бойцов полицейского спецназа двинулась в сторону казахско–кыргызской границы.
Вначале автокараван с арестантами поздним вечером попытался проскочить на территорию Кыргызстана через КПП "Ак–Жол". Но автобусы не пропустили наши пограничники, таможенники и милиционеры. Казахстанские полицейские не растерялись и задействовали составленный заранее запасной вариант.
На лобовые стекла автобусов были закреплены таблички с надписями "Дети" и начался поиск бреши на кыргызско–казахской границе. Таковая, увы, очень быстро нашлась уже через несколько десятков километров близ казахстанского села Черная Речка. Нашим пограничникам, таможенникам и карантинщикам МВД полицейские из Казахстана так профессионально запудрили мозги, что последние даже не удосужились проверить, действительно ли полицейские сопровождают колонну автобусов с детьми на Иссык–Куль для отдыха.
Впрочем, не исключается, что никто из наших славных защитников границы и государства специально не захотел заметить, что в страну нелегально ввозят свыше полутысячи человек. Последнее предположение, надо полагать, все–таки будет досконально уточнено в ходе служебных расследований по линиям наших МВД, погранслужбы и таможни.
Дальнейшие действия миграционщиков и полицейских соседней страны вообще не вписываются ни в какие рамки соблюдения законности на территории другого государства. В поле под Кантом глубокой ночью под предлогом поломки одного из автобусов колонна остановилась.
- Нас начали вышвыривать из салонов бойцы спецподразделения казахстанской полиции, - рассказывает узбекистанец Тавакал Уринбаев. - После этого автобусы развернулись, и все поняли, что нас бросают в поле без документов и денег в другой республике. Начался бунт. Люди живым щитом попытались перекрыть дорогу. Но после того, как загремели выстрелы и автобусы двинулись прямо на толпу, все в панике разбежались. А полицейские, словно издеваясь, выбросили на дорогу несколько пакетов с нашими паспортами…
Многие из оставленных в поле людей своих документов в пакетах не нашли. Когда страсти чуть–чуть поостыли, большинство депортантов двинулись в сторону Канта. Часть из них (в основном узбекистанцы) пошли в строну кыргызско–казахской границы. Они имели на руках документы и намеревались вернуться в Казахстан, чтобы вытребовать у работодателей честно заработанные деньги. Понятное дело - назад в Казахстан их не пустили. Промыкавшись всю ночь, они в конце концов были вынуждены присоединиться к основной массе нелегалов уже в Канте. Но мытарства узбекистанцев на этом не закончились.
Основную часть толпы встретили в Канте милиционеры Ысык–Атинского ОВД. Они разместили депортантов в клубе и чем могли накормили шатающихся от голода людей. Естественно, сообщения о незаконных действиях казахстанской полиции сотрудники Ысык–Атинского ОВД передали вверх по всем инстанциям, а также в посольства Таджикистана и Узбекистана в Кыргызстане.
Уже на следующий день в Кант прибыли представители таджикских посольства и диаспоры в нашей стране. Консул сделал все от него зависящее, и граждане Таджикистана были отправлены на родину.
Разъехались по домам и кыргызстанцы - в основном уроженцы Ошской, Баткенской, Джалал–Абадской областей. А вот узбекистанцы, а точнее, те из них, кто оказался без паспортов, родственников и знакомых в нашей стране, еще несколько дней оставались в Канте. И это несмотря на то, что в клубе их навестили представители посольства Узбекистана. С обещаниями помочь они впоследствии благополучно отбыли в Бишкек. На этом все и завершилось.
Три дня ысык–атинские милиционеры пытались, как говорится, достучаться до сердца сотрудников узбекского посольства. Убеждали, что у милиции нет средств кормить попавших в беду граждан Узбекистана. Пытались даже надавить - мол, привезем ваших сограждан к стенам посольства и поступайте с ними как хотите.
Когда корреспондентам "МСН" удалось связаться с одним из дипломатов посольства Узбекистана, нам объяснили, что задержка с отправкой на родину узбекских граждан была связана с установлением их личностей и соответствующей проверкой анкетных данных. И только после этого всех нелегалов из Узбекистана увезли домой.
По факту незаконных действий казахской полиции на территории Кыргызстана возбуждено уголовное дело. По линии МИД в эту страну направлена соответствующая нота.
Ответ Казахстана на озабоченность в ноте, озвученной Кыргызстаном по поводу незаконной депортации и нарушения норм международного права, вразумительным назвать очень сложно. Как отметили в Департаменте миграционной службы МИД КР, казахстанцы попытались говорить о том, что все - даже узбеки и таджики - попали в Казахстан из Кыргызстана. Что у нелегалов не было разрешений на работу. Но, господа, позвольте! Среди депортированных были и челноки. Им, согласно существующим договоренностям, не нужно иметь разрешения на работу. Были женщины, которые приехали в Алматы просто разыскать своих родственников. На каком основании у них были отобраны паспорта? Почему они оказались без пищи несколько суток за решеткой?
Что касается центральноазиатского большого проходного двора, которым почему–то у соседей принято считать территорию Кыргызстана, то все контакты между Узбекистаном и нашим государством регламентируются визовым режимом. Ни у кого из силой завезенных, а затем брошенных у нас казахской полицией узбеков не было кыргызской визы. Это говорит о том, что пересекали они казахско–узбекскую границу. Зачем им было рисковать, искать серьезных неприятностей в Кыргызстане без визы, если попасть в Казахстан можно гораздо проще?
Но суть международного скандала, конечно, не только в этом. Да, среди депортированных были и кыргызстанцы. Миграционная служба и полиция соседей, действуя строго в рамках международного права, должны были прежде всего поставить в известность о готовящейся акции нашего консула в Алматы. Прислать соответствующую ноту и доказательные документы. А затем официально передать нелегалов нашей стороне. Но они предпочли не церемониться. Почему?
Ответ на поверхности. Версию дипломатов мы уже озвучили. Но существует другая - неофициальная. Казахские силовики считают, что теми же методами действуют и их коллеги из Кыргызстана. Завозят в Казахстан и избавляются там от "серьезной головной боли" в виде нелегалов даже из дальнего зарубежья (афганцев, шриланкийцев и т. д.). А почему если это можно делать одному, то нельзя другому?
На этом неблаговидном деле наших милиционеров за руку никто не ловил. Впрочем, и без этого ясно, что ситуация с "депортациями" (зачистками) по–центральноазиатски четко отражает весь спектр взаимоотношений бывших братских республик. С одной стороны, СМИ не перестают трубить о саммитах на самом высоком уровне, об инициативах по углублению интеграции, с которыми выступают лидеры центральноазиатских государств. Но с другой, и это подтверждают многочисленные примеры, зачастую творится такой произвол, что полуголодный и неспособный по объективным причинам заработать на кусок хлеба на родине узбек, кыргыз, таджик и тот же казах, совершенно лишены возможности отстоять свои элементарные человеческие права. До них в Центральной Азии сегодня попросту никому нет дела.
|