С.Маркедонов - На мифах прошлого. Идеологические уроки российско-туркменского конфликта 07:30 02.07.2003
На мифах прошлого
Сергей МАРКЕДОНОВ - зав.отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа
Сегодняшний "холодный" конфликт между Москвой и Ашхабадом рассматривается экспертным сообществом с военно-политической точки зрения.
Гораздо в меньшей степени очевидны идеологические уроки российско-туркменской конфронтации. Но без их усвоения мотивация центральноазиатского диктатора, избравшего путь "окончательного решения русского вопроса", будет до конца не ясна.
Почему-то мало кто обратил внимание на тот факт, что наши профессиональные "патриоты" вдруг как по команде набрали в рот воды и ни словом не обмолвились о попранных правах соотечественников в Туркмении, равно как и о снижении международного авторитета России. То ли дело обличение "американской военщины" в Ираке. Если же у "народных патриотов" вдруг находится что сказать, то получаются примерно такие умозаключения: "Я думаю, что сейчас нельзя обострять ситуацию и надо вернуться к проблеме через некоторое время, когда, что называется, страсти улягутся. Если же Россия ввяжется в силовую операцию, это будет на руку нашим недругам". К таким глубокомысленным выводам пришел генерал Валентин Варенников. Интересная логика. Туркмения, стало быть, нам друг, а враг подразумевается в лице все того же пресловутого "вероятного противника". Только вот сегодня права наших соотечественников в массовом порядке нарушаются не в США, а в некогда "братской республике". Но, вероятно, у "народных патриотов" своя, никому не ведомая ло гика. А что означает словосочетание "страсти улягутся"? Нам предложено ожидать массового исхода русскоязычного населения?
Российская власть сегодня также не проявляет той брутальности, которая была нам продемонстрирована в 1999-м. Хотя за последние инициативы Туркменбаши вполне удостоился права быть "замоченным в сортире".
Однако, если внимательно приглядеться, то противоречия здесь нет никакого. Наши "патриоты" не потому так боятся потревожить покой Туркменбаши, что не любят Родину. Они любят Родину, но не российскую, а советскую. Они - патриоты страны, которая исчезла с карты в 1991-м. Таких "советских" патриотов немало и в различных эшелонах власти. А почему бы и нет, если президент и лидеры партии власти "Единая Россия" видят в советском прошлом много позитивного. Если принять этот тезис, становятся понятными все наши политические шараханья на постсоветском пространстве.
В российской политэлите (и во власти, и в оппозиции) взгляды на отношения со странами СНГ диктовались советскими мифологемами. Отсюда и сформировавшийся у нее стереотип - поддерживать безоговорочно тех, кто прошел коридоры ЦК и получил "хорошую партийную закваску" в разного уровня партшколах - обкомах - рескомах. Экс-первые секретари бывших "братских республик" объявлялись Москвой "своими людьми". Прокоммунистическая, равно как и антизападная риторика новых "царьков", была гарантией их поддержки на выборах (равно как и в подковерной борьбе) против молодой "поросли", которую в Кремле заносили в разряд либо "националистов", либо "низкопоклонников" перед Западом. Объективности ради скажем, что нередко те, кто противостоял "нашим людям", были и националистами, и низкопоклонниками, и даже, чего греха таить, "русофобами". Но проблема была (и есть) в том, что просящие кремлевской поддержки (и с лихвой ее получавшие) экс-коллеги наших руководителей по экс-КПСС страдали теми же болезнями.
Достаточно посмотреть на итоги Всесоюзных переписей с 1959 по 1989 год и увидеть, что сокращение русскоязычного населения в республиках Средней Азии и Закавказья стало устойчивой тенденцией. Но российская власть отказалась от идеи выращивания реальных "своих" кадров в бывших республиках, доверяя старым проверенным этнократам в шкуре интернационалистов. Вместо образа самой Силу на Востоке понимают лучше, чем юридические формулы.
успешной страны на постсоветском пространстве, немало сделавшей на пути преобразований и готовой научить этому соседей, мы усиленно создавали непривлекательный образ антагониста Европы и США, противника реформ и демократии. Вместо того, чтобы выполнять роль моста между нашими "собратьями" по СССР и странами Запада, мы сами, по сути дела, установили альтернативу - Россия или Запад.
В течение 1991-2003 годов мы не хотели замечать того факта, что на территории бывших союзных республик сформировались авторитарные (и даже тоталитарные) политические режимы. Чего греха таить, многим представителям спецслужб, армии и дипкорпуса импонировали именно такие режимы. Сколь часто из уст какого-нибудь чиновника в погонах мы слышали слова о прекрасном опыте Туркмении по борьбе с организованной преступностью. Но ведь и тоталитаризм имеет свою логику. Единожды начав репрессии, тоталитарная машина не может остановиться даже на вчерашних "союзниках". Сегодня для одного из "наших людей" врагами стали русские с двойным гражданством.
Никогда российские лидеры не ставили экономические отношения со странами СНГ в зависимость от положения русскоязычного населения. Назарбаев и Казахстан - наши партнеры, и баста. А что же эти партнеры превратили подведомственную территорию в страну с преобладающим "титульным населением"? Ни разу российская дипломатия не поставила на место белорусского "батьку", высылающего и арестовывающего российских журналистов. Если российская элита и пыталась увязать экономику и права наших сограждан, то делала это не к месту, как в ситуации с Латвией. Депутаты Думы не раз "обкатывали" законодательные инициативы по введению санкций по отношению к этой балтийской республике. Не отдавая при этом себе отчета в том, что бизнес в Латвии говорит по-русски и лучшая защита наших соотечественников там не бойкот латвийских шпрот, а создание правовых прецедентов посредством массовой подачи исков в тот же Страсбург.
Но Туркмения - не европеизированная Латвия. Здесь исками не отделаешься, и переговоры тут не поймут. Сколько уже было этих разговоров и увещеваний. Восток, может быть, дело и тонкое, но силу в этой части земного шара понимают лучше, чем юридические формулы. Но чтобы решиться ее применить, надо быть не советским, а российским патриотом. Пора понять, что мы уже больше десяти лет живем не в СССР, а в другой стране, имя которой - Россия. И эту страну надо научиться любить, уважать и защищать ее интересы даже с оружием в руках. Только так ее будут уважать другие. Сначала зарвавшиеся царьки, а потом, глядишь, и цивилизованные страны... 02 июля № 1187
|