Первая в своем жанре. Религии в Казахстане. Хрестоматия. Ч. 1–2. (рецензия) 11:59 05.07.2003
Первая в своем жанре Религии в Казахстане. Хрестоматия. Ч. 1–2. – Алматы, 2002–2003.
Константин СЫРОЕЖКИН
Присутствие религии мы ощущаем как в своей, так и в чужих культурах, и содержание слова "религия" большинству обывателей представляется самоочевидным. Однако видимая простота заканчивается, когда приходится объяснять, что такое религия. И сложность эта вполне оправданна, поскольку это понятие не только включает в себя множество аспектов, но органично вплетено в историческую ткань жизни человечества.
Другими словами, религия выполняет в обществе некую необходимую для его существования социальную функцию, и, как показывают исследования большинства антропологов и этнографов, она есть условие жизни в обществе во все времена и в любых широтах. Поэтому религия, каким бы ни было ее направление, обладает мощным потенциалом воздействия на человеческую деятельность.
Французский историк Н. Д. Фюстель де Куландж писал о людях: "Чтобы дать им общие правила, установить управление и заставить повиноваться, чтобы заставить страсть уступить разуму, а индивидуальный разум – общественному, нужно, разумеется, что-то более возвышенное, чем материальная сила, и более уважаемое, чем интерес, более неоспоримое, чем философская теория, и более незыблемое, чем договор, нечто, что в равной степени существовало бы в глубинах сердец и занимало бы в них господствующее место. Это нечто есть верование". И совершенно неважно, каким образом поддерживается это верование: мифом, культом, идеологией, религией или политикой – без него общество существовать просто не может.
Но именно религия в определенные исторические эпохи, а кое-где и в наше время, выполняет некую политическую функцию. С одной стороны, она обеспечивает легитимацию действующей власти, а с другой – дает различным слоям общества верования, культы и обряды, соответствующие их собственным интересам, создавая тем самым условия для социальной стабильности.
Не менее значимо и то обстоятельство, что религия явление социальное, первичная функция религиозного ритуала заключается в формировании и укреплении солидарности: общая вера объединяет тех, кто ее разделяет, а веротерпимость приучает к толерантности, следовательно – способствует достижению консенсуса в обществе.
И что бы там ни говорилось об отмирании религии, мы не можем не признать того факта, что в плюралистических обществах религия продолжает оказывать влияние на политическое поведение индивида, его отношение к законам, лояльность или позиционирование правительству, электоральные предпочтения и т. д.
Не можем мы не признать и того, что в современных обществах, построенных по рационально-легитимному принципу, политическая власть практически не нуждается для своей легитимации в религии. Для нее важнее выработать "правила игры", имеющие всеобщее признание и доверие со стороны главных социальных групп. Однако, если речь идет о доверии, то мы возвращаемся к понятию "веры", обеспечивающей эту легитимность, о "санкции, полученной от большинства правящим меньшинством". И если эту веру не может обеспечить система политических мер, то она должна обеспечиваться мерами духовными.
Давно замечено, что могущество всякого общества, это в основе своей могущество духовное, и в этом смысле религия еще не сказала своего последнего слова. Современные религиозные течения, смешанные в рамках культуры с идеологиями и мировоззрениями, не знают разницы между священным и мирским. И в этом их сила. Считая истинным то, что в ином контексте оценивается как ложное и даже абсурдное, они вовлекают в свои сети миллионы индивидов. Особенно в условиях, когда политические режимы расписываются в собственной беспомощности и утрачивают свою легитимность в глазах большинства. Политическая система, которая не учитывает духовных тенденций развития общества и влияния традиционной культуры, пытаясь строить свою легитимность только на рациональной основе, рано или поздно столкнется с духовным кризисом общества, не склонным доверять этой легитимности.
Любопытен и еще один аспект. Сегодня много говорят об "исламской угрозе", сознательно либо бессознательно пытаясь приписать исламу, как религии и культурной традиции, те грехи, в которых он не виноват. Соответственно возникает и набор практических мер по предотвращению "исламской угрозы", в которых в качестве первостепенных фигурируют меры типа "запретить". Но разработчики этих мероприятий и сторонники их применения, по-видимому, не отдают себе отчета в том, что запретить культурную традицию нельзя. Более того, чем активнее предпринимаются попытки ее запрещения, тем сильнее становится ее роль в обществе, кроме веры, порождая еще и вполне естественную реакцию протеста. Особенно это касается ислама, который в своей основе не отделен от политики, как политика неотделима от него.
Чтобы избежать всех этих ошибок и правильно выстроить отношения между религиозными конфессиями, государством и обществом, необходимо понимать сам предмет. И ценность представляемой книги в том, что она дает такую возможность. Конечно, предпочтительнее взять в руки Коран, Библию или Талмуд, но, во-первых, не у каждого чиновника хватит на это сил и терпения. А во-вторых, функционирующие на территории Казахстана конфессии и деноминации не ограничиваются исламом, христианством и иудаизмом, и о большинстве из них даже специалисты имеют весьма смутное представление.
Авторы Хрестоматии восполняют этот пробел, облегчая жизнь не только чиновникам от религии, но и всем интересующимся данной темой. По сути перед нами первое более или менее системное изложение важнейших постулатов крупнейших конфессий и деноминаций, имеющих свою паству в Казахстане. Причем соответствующие разделы написаны не посторонними людьми, а теми, кто, что называется, "в теме". И в этом главное достоинство книги. №13 (100) 2 - 15 июля 2003
|