Главное для нас - суверенитет и стабильность. Й.Ладевиг о политике Германии в ЦентрАзии 00:09 09.07.2003
Главное для нас - стабильность в регионе
На вопросы "Красной звезды" отвечает подполковник Йорг ЛАДЕВИГ, военный атташе ФРГ в Казахстане, Киргизии и Таджикистане
Алексей ВЕНЦЛОВСКИЙ, "Красная звезда".
Мировая политика такой крупной и безусловно ведущей европейской державы, как Германия, всегда привлекала к себе внимание. В особый ряд выделяется ее военная политика за рубежом. И это не только участие в боевых операциях ООН и НАТО, но и действия по налаживанию военного и военно-технического сотрудничества со странами Восточной Европы и постсоветского пространства.
Визитная карточка
Подполковник Йорг Ладевиг родился в 1948 году. В 1967 году поступил на службу в Национальную народную армию ГДР, был командиром роты, заместителем начальника штаба мотострелкового батальона. В 1980 году окончил Военную академию имени Фрунзе в Москве по специальности "командно-штабная и оперативно-тактическая подготовка". После служил на должностях начальника штаба и командира мотострелкового полка ННА. Был старшим офицером в главном штабе ННА. В октябре 1990 года начал служить в бундесвере, в который был зачислен в звании подполковника. Занимался вопросами контроля над вооружениями. С 1993 года - референт по вопросам контроля над вооружениями основной военной политики в главном штабе министерства обороны. На нынешнюю должность назначен в 2001 году.
- ФРГ и Центральная Азия. Чуть ли не разные полюса планеты. Какие интересы преследует ваша страна в столь дальнем от нее регионе?
- Если говорить о политике военного ведомства ФРГ, то она заключается в поддержании реформирования вооруженных сил центральноазиатских республик. И целью этого реформирования является, как известно, становление вооруженных сил демократического государства и поддержание законодательных основ существования армии, уставных взаимоотношений и т.д. Наше министерство обороны и в будущем намеревается расширять двусторонние военно-политические отношения со странами региона, оказывать помощь в модернизации их вооруженных сил, в поддержании здесь стабильности.
Что же касается военно-технического сотрудничества, то у нас, в Германии, есть законы, которые в целом ограничивают его ведение со странами бывшего СССР, а сейчас СНГ, причем равно как и с другими странами мира. Это означает, к примеру, что по нашим законам экспорт танков, артиллерии, самолетов и тяжелого вооружения запрещается. Что касается стрелкового оружия, то потребности в этом нет, так как здесь уже имеется хорошее вооружение.
Не менее важное место в нашей совместной работе занимает борьба с терроризмом. Взять, например, военно-воздушную базу Термез, которая была построена и переоборудована для переброски сил снабжения в Афганистан. Кроме того, в прошлом году мы начали и продолжаем сейчас обучение казахстанских и киргизских военнослужащих действиям в горных условиях. Их подготовка делится на летнюю и зимнюю.
- А по каким направлениям ведется обучение военнослужащих из Центральной Азии?
- Они зависят от нужд и пожеланий каждого государства. Это во-первых. Во-вторых, существует целая программа подготовки специалистов для вооруженных сил стран региона. С 1994 года до настоящего момента военнослужащие Казахстана, всего около 95 человек, уже прошли специальные курсы в Германии. Из них 6 человек - в высшей академии бундесвера в Гамбурге, еще 6 стали врачами, 3 человека получили полное образование в университетах бундесвера в Мюнхене и Гамбурге. В настоящее время у нас учатся 10 казахстанских военных, причем четверо из них - в университетах. Хочу подчеркнуть, что все затраты на себя берет министерство обороны ФРГ. В среднем в год в бундесвере получают образование порядка 15 - 18 офицеров и курсантов.
В таком же объеме идет военное сотрудничество и с Киргизией. Только началось оно двумя годами позже, в 1996-м. И уже 69 киргизских военнослужащих окончили обучение у нас, из них четверо - академию, двое - университеты, а шестнадцать человек учились на курсах в офицерских школах бундесвера.
Особо следует отметить то, что при подготовке военных кадров этих стран идет активное изучение немецкого языка, причем начинается оно на национальной территории и включает 500 часов. Здесь, в Казахстане, эти курсы действуют в Алма-Ате. Там работает много преподавателей, мы оборудовали специальные классы. Однако после того как военнослужащие приезжают в Германию, они еще девять месяцев учатся языку. Все занятия проходят только на немецком.
- Интересно, обучаются они на штатной технике бундесвера или используется техника советских образцов, которой оснащены вооруженные силы этих стран?
- Конечно, на штатной бундесверовской. Но я должен сказать, что, во-первых, это касается обучения специалистов-техников. В основном это входит в общевойсковую подготовку офицеров. Тем более что танк есть танк. Не будем сравнивать технику, старая - не старая, современная - не современная. Похожие образцы есть везде. Тактика и оборудование, что так необходимо знать общевойсковому офицеру, везде примерно одинаковы. Кстати, если проводятся занятия, то только на той технике, что стоит на вооружении бундесвера, и мы не отделяем военнослужащих из Казахстана или Киргизии от наших военных. Они получают такое же образование, что и офицеры бундесвера, причем вместе. К ним предъявляются те же требования плюс знание языка.
Возвращаясь же к цели нашего сотрудничества со странами региона, хочу еще раз подчеркнуть, что оно в стабилизации обстановки. Надо отметить, что мы поддерживаем страны еще и гуманитарной помощью, в том числе и медикаментами из запасов бундесвера на сумму 5,8 млн. евро для Казахстана и около 900 тыс. евро для Киргизии. Но главное для Германии - суверенитет стран и стабильность в регионе. Других целей у нас нет.
- Спасибо. 9.07.2003
|