Узбекскую экономику спасет золотой сум. Предлагает один из лидеров "Бирлика" Г.Турсунов 11:19 13.07.2003
Ахтам ШАЙМАРДАНОВ
Один их лидеров "Бирлика", Гуломкодир Турсунов, специалист по макроэкономике, еще 8 декабря 1997 года составил "ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО МЕРАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ В УЗБЕКИСТАНЕ", и затем передал их на рассмотрение правительству Узбекистана. Автор этих предложений уверен в актуальности своих идей для Узбекистана и в настоящее время. По его просьбе я предлагаю для ознакомления и возможной дискуссии следующий текст:
"В настоящее время достигнуты важнейшие основы для последовательного проведения макроэкономических реформ. Это, во-первых, достигнутая усилиями руководства страны политическая и экономическая стабильность. Во-вторых, подготовленная, в основном, правовая база. В-третьих, осуществление огромных мер по завоеванию внешнего рынка (например "УзДЭУавто") * Конечный итог любых проводимых реформ, в любой стране нацелен на такой результат, чтобы в конечном итоге было достигнуто благосостояние всего общества. Воровать предприятиям (директорам заводов и фабрик) должно быть, не выгодно, а напротив, выгодной должна быть честная работа. В наследие от коммунистов нам достался очень плохой стереотип- человек в целях существования должен подстраиваться под своего руководителя (директора завода). А ведь в развитых странах мира, каждый гражданин подстраивается под свое дело. Поэтому, производимые в Японии, Германии, США товары качественные и конкурентные, доведены до кондиции творчества. Чтобы избавиться от этого наследия, добиваться работы во имя дела, предстоит осуществить следующие меры:
Считаю целесообразным в ходе реформ перейти на свободно плавающий валютный курс. Конечно, есть сторонники гибких валютных курсов, которые считают, что гибкие валютные курсы автоматически корректируются таким образом, что, в конечном счете, исчезают дефициты и активы платежных балансов. Противники плавающих гибких валютных систем аргументируют свои доводы тем, что оно может вызвать некоторые серьезные проблемы: неопределенность и сокращение торговли. И еще свободные колебания валютных курсов может оказывать также дестабилизирующее влияние на внутреннюю экономику. Значительные колебания курсов вначале стимулируют, а затем оказывают депрессивное воздействие на отрасли, производящие товары на экспорт (например "УзДЭУавто"). Но, при всех недостатках система гибких валютных курсов, если страна не обладает достаточным резервом валюты и надеется сохранить стабильность валютных курсов, то она, по крайней мере, должна согласиться на менее привлекательные альтернативные варианты, выборы которых мало привлекательны и мало эффективны. При системе гибких валютных курсов очень тяжело будет первые 4-5 месяцев. Денежную массу по отношению к ВВП надо будет держать на уровне 12-15%. Сумы следует сделать "дорогими деньгами", временно на 3-4 месяца кредиты центробанка необходимо удорожить, скажем, до 400-500% годовых, отказаться от ГКО. Нужно перестать прощать долги предприятиям. Это все антиинфляционные меры.
Таким образом, через некоторое время можно добиться того, что спрос на валюту намного уменьшится. Заводы начнут давать деньги. Сейчас они в основном их просят. Когда уровень наличных денег по отношетпло к безналичным будет на уровне 95 % , можно будет выдавать кредиты дешевле. При этом неукоснительно и жестко должна работать система взыскания долгов.
Запускать систему плавающих валютных курсов надо очень осторожно. Целесообразно, чтобы обменные пункты не подстраивались к "черному рынку". Нельзя ни в коем случае убивать "черный рынок" искусственным путем. Необходима естественная его ликвидация. Для этого нужно время (хотя бы полгода). Нужна искусная работа, чтобы свести государственные потери к минимуму. В случае насилия над "черным рынком", это чревато последствиями типа "черного вторника" в России. Тогда россиян спасла от кризиса срочная инъекция США на сумму 6,5 млрд. долларов. У нас пока такого "доброго дяди" нет, поэтому нам надо рассчитывать на точный расчет, интеллект. Надо сделать так, чтобы "черный рынок" в течение полугода сам закончил свое существование. Для этого надо, чтобы торги на бирже проходили каждый день, обменные пункты не работали на черный рынок, а наоборот. В первые два месяца стоимость валюты по отношению к черному рынку в обменных пунктах должна быть выше на 1 сум и каждый день дорожать на 50 тийн в начале и на 10 тийн в конце. И так 3 месяца. Это позволит без инъекций иностранной валюты добиться желаемого результата. В течение этого периода работники обменных пунктов не могут злоупотреблять, так как цена валюты у них каждый день будет на один сум выше, чем на черном рынке. А дельцы "черного рынка" также не могут делать свой бизнес, так как ежедневно в обменных пунктах будет инициироваться "инфляция". Так состоится самоубийство "черного рынка". На четвертый месяц, сравняв курсы сума в обменном пункте и на рынке, достигнув процент наличных денег к безналичным до 95%, мы получим следующий результат: разница сума во внешней и внутренней конвертации составит всего 5%. Отсюда потери от конвертации у нас составят лишь 5%. А на сегодня внутренняя конвертация 78,11 сум, на "черном рынке" - 190 сум. Проценты наличных денег к безналичным 85%. Таким образом, цена внешней конвертации почти 215 сумов. Потери от конвертации составляют почти 275%.
Запустив систему гибких свободно плавающих валютных курсов, нужно постоянно держать на контроле процентное отношение денежной массы к ВВП, прировняв наличные деньги к безналичным. В течении 7-8 месяцев мы сможем говорить о конвертации сума. Максимум через 1,5 года многие зарубежные банки захотят открыть сумовые счета. Это будет означать полную конвертацию сума (внутреннюю и внешнюю). На перспективу возникающие проблемы не будут нести больших потерь для государства. Но и их необходимо решать. Это, скажем, реформа коммунальных услуг. Со временем люди начнут накапливать капиталы в долларах на крупные приобретения, свадьбы и другие мероприятия. Это будет способствовать субсидированию федеральной резервной системы США. Вот именно поэтому МВФ начнет давать деньги Узбекистану. Чтобы получить их в большем количестве, чем будет предлагать МВФ, мы можем дать им альтернативы типа возможности выпуска параллельной валюты ликвидного золотого сума). На финише XIX России были введены рыжики царские червонцы. В 20-е годы появился советский золотой червонец. В Германии помнят золотую рейхсмарку. В Великобритании - золотой фунт стерлинг. Золотой сум будет не средством платежа и обращения, а обеспечения. В таких условиях МВФ будет более податлив к нашим предложениям.
Далее будут долгосрочные проблемы с небольшими потерями, связанными с неразвитостью различных форм собственности, которые могли бы здраво конкурировать друг с другом. Но это процесс длительный, минимум на 3-5 -лет. Исходя из этого мы можем рассчитывать на то, что минимум к 200-2002 году мир может увидеть узбекское чудо!" Гуломкодир Турсунов
|