КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 15.07.2003
19:10  Министр транспорта Ирана осмотрел место строительство туннеля "Анзоб" в Таджикистане
15:53  Индия не направит войска в Ирак без мандата ООН
14:58  Велогонщик Винокуров впервые выиграл для Казахстана этап "Тур де Франс"
14:55  "Нет законодательной основы". Премьер Ахметов критикует Программу освоения казахстанского сектора Каспия
14:51  Закупок хлеба за рубежом больше не будет! Туркменские велаяты рапортуют о сборе урожая
14:48  Определены новый статус и полномочия Государственного секретаря Казахстана
14:38  К.Затулин (Институт стран СНГ) - "Русский язык должен стать государственным во всех странах экс-СССР"

11:19  "Грубое искажение данных". Ташкент обвинил вице-премьера Киргизии Мамбетова
11:11  Судьба беременного мальчика. Британские врачи препарируют казахстанский чудо-эмбрион
11:03  "Орган влияния Сионизма"? Казахстанские коммунисты изгоняют из себя вождя - С.Абдильдина
10:57  "Шит мира–2003". В учениях НАТО на Украине участвуют Казахстан и Киргизия
10:55  Второй раунд. Казахстан и Туркмения вновь сели делить дно Каспия
10:46  Надо исправить грубейшие ошибки в реформировании хлопководства Узбекистана. Ученый-аграрий К.Разыков обращается в ООН
10:35  Два святителя. Как Ельцин открыл в Киргизии часовню, отстроенную "за счет личных средств"
10:25  НАТО усиливает присутствие в Афганистане. Альянс забирает командование у германо-голландского контингента
10:16  Казах Тулеев призывает возродить в России смертную казнь: за терроризм и наркотики
10:15  "У нас много было вранья..." Академик-историк Плоских вспоминает о том как стал "кыргызским националистом"
10:10  "ВБ": Кыргызстан - НАТО. Партнерство во имя... чего?
10:06  Н.Серова - Время перечитать Макиавелли. Время Пиара или Real politik?
09:54  Протестанты протестуют. Тысячи адептов киргизской "церкви Иисуса Христа" угрожают властям миграцией
09:43  "ЕЖ" - Через киргизский Кант Россия восстановит свое военное присутствие в ЦентрАзии
09:35  А.Макаркин - Туркмения и политика России в ЦентрАзии. Почему Москва "не надоедает" местным режимам
09:31  А.Богатуров - Политика "баланса сил" не сработала. Китай отходит от "дружбы" с Россией в сторону США
09:26  "НГ" - Как в Азербайджане готовят иранскую революцию, или "Американская кукла" Чехреганли
05:33  Акыйкатчы (омбудсмены) Киргизии отправляются в бессрочный отпуск. Нет сумов...
05:23  Дело Салимова. Борьба за власть Э.Рахмонова наталкивается на противодействие России
00:41  "Эхо" - Куда поедет Хатами? Лидер Ирана одновременно собрался с визитами в Баку и Ереван
00:34  ВВС - "Мы и есть чернокожие..." Таджики - батраки поневоле
00:31  Газета СНГ - Робертсон укрепил позиции НАТО в Центральной Азии
00:27  В Ашхабаде французская "Буиг" строит супер VIP-отель "Президент" за $55 млн (реклама)
00:23  В Кыргызстан погиб француз-мотоциклист Ж.Старк, путешествовавший от "Красного Креста" вокруг света
00:15  Еврейская тема. Пакистанскому журналисту дали пожизненный срок за оскорбление Пророка Мухаммеда
00:13  Китай подтвердил. Туристов в Киргизии убили уйгурские террористы из ИД "Восточный Туркестан"
00:11  Р.Аминов - Полвон из Вуадиля. Прошел 1-й турнир памяти великого курашиста Мамаджанова
00:08  "РГ" - Мелочь, но приятно. В Киргизии открыли памятник Ельцину
00:04  Российские граждане в Туркмении получат вид на жительство. Обещает уполномоченный по правам человека РФ Миронов
00:02  Всемирный Банк в ближайшие четыре года решит проблему бедности в Кыргызстане
Понедельник, 14.07.2003
23:14  Сборная школьников Ирана заняла второе место на всемирной олимпиаде по химии
22:01  В Курске обнаружен уникальный лыковый лапоть, которому 800 лет!
22:00  С.Мусаева - Региональные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Узбекистане
20:57  Разведка США не верит в "перелом хребта Америке"
19:26  Девять афганцев погибли в результате схода селя
19:12  М.Атаджанов - Узбекская Швейцария как она есть
15:27  Б.Ельцин построил на Иссык-Куле часовню, А.Акаев - мечеть
14:31  А.Таксанов - Трафик людских ресурсов: тенденции Узбекистана
13:05  Р.Приживойт - Театр абсурда, или Как киргизское государство борется с закрытой газетой "Моя столица"
12:43  Болтун - находка для журналиста. Кто недоволен американцами в Киргизии - Россия или Ельцин?
12:19  Одил Рузалиев - Европа объединяется, а Центральная Азия? Часть 2
11:31  Прорвана дамба. Китайская армия спешно эвакуирует 55 тысяч человек
11:23  В Бишкеке открывается Центрально-Азиатская Академия искусств (анонс презентации)
11:19  "ВБ" - Следы на дне. В Иссык-Куле завелось чудовище, типа древний ящер
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Н.Серова - Время перечитать Макиавелли. Время Пиара или Real politik?
10:06 15.07.2003

Время перечитать Макиавелли

Наталья СЕРОВА

Люди, основавшие современное господство буржуазии, были
всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными
Ф.Энгельс

Все знают, что 14 июля - это День Взятия Бастилии, однако 14 июля, только тремя веками ранее - в 1498 году, произошло еще одно, совершенно не шумное, но тем не менее примечательное событие: Никколо Макиавелли, которому за месяц до того исполнилось 29 лет, начал свою службу на благо Флорентийской республики. Так что можно праздновать своеобразный юбилей - 505 лет.

Пиар или Real politik

Избранию Макиавелли на должность канцлера-секретаря Совета Десяти предшествовали два события. Первое - его неудачная попытка занять пост секретаря второй канцелярии республики, пост он не получил, проиграв выборы кандидату от партии Савонаролы (февраль 1498). И второе - арест и казнь Савонаролы и падение его "команды" (май 1498).

Из этого ни в коем случае не следует, что отстранение от власти и казнь "флорентийского безумца" была частью предвыборной кампании Макиавелли. Да и вообще пиарщиком Макиавелли был не слишком успешным. Его вхождение во власть было в большей степени обусловлено республиканской революцией 1494 года и тем, что агрессивная проповедь Савонаролы, науськивавшего детей "обличать взрослых", совершено достала флорентийский истеблишмент. Хотя воспитанный в гуманистической традиции Макиавелли Савонаролу, мягко говоря, не жаловал, никакой особой роли в падении агрессивного доминиканца Макиавелли не сыграл.

Когда в 1512 году во Флоренции снова воцарилось семейство Медичи, Макиавелли лишился должности и был выслан из города. Попав под подозрение в участии в заговоре против Медичи, он даже провел некоторое время в тюрьме. И никакие изъявления своей лояльности родному городу и Государю, который им правит, не помогли Макиавелли вернуться во власть.

Более того, даже после изгнания Медичей из Флоренции (1527 год) Макиавелли снова потерпел поражение в конкурсе на пост канцлера Флорентийской республики. Большой Совет Флоренции отказался утвердить его кандидатуру на пост, ссылаясь на то, что городу нужны благонадежные люди, а не ученые и философы. Через 42 дня после этого Макиавелли умер в своем загородном поместье.

Для гениального пиарщика, каким его, судя по всему, представляют руководители компании "Никколо М", название которой прямо отсылает к имени "коварного флорентийца", прямо скажем, слабовато.

Кстати, "Никколо М" второй год проводит среди российских студентов и аспирантов Конкурс им. Никколо Макиавелли, который состоит из двух номинаций - политический пиар (организация и проведение избирательной кампании) и бизнес-пиар (формирование репутационного образа фирмы).

Сюда еще можно добавить проведенную "Никколо М" в марте этого года кампанию по популяризации американского политтехнолога Дика Морриса и его книги "Новый государь". В общем, у непросвещенного читателя легко может создаться впечатление, что помимо пресловутого "Цель оправдывает средства" и искусства пиара за душой у Макиавели ничего не было.

А между тем одиозное высказывание про цели и средства хотя и отражает отчасти взгляды Макиавелли на политику, равным образом приписывается еще и создателю Ордена Иезуитов Игнасию Лойоле (основал орден в 1540 год - через 13 лет после смерти Макиавелли) и английскому философу Томасу Гоббсу, который жил чуть позже (1588 - 1679).

Но дело даже не в дурацких клише о мерзких методах "макиавеллиевской политики", повторяемых зачастую людьми, не имеющими никакого представления о сути проблем, которые он решал. Напомним, что современники видели в Макиавелли политика, ученого и философа, а тексты его называли трактатами. Но самое интересное для нас - здесь и сейчас - это то, что Макиавелли ставил и пытался решать "проклятые вопросы", причем, делал это в период достаточно эпохальных перемен.

Жизнь в эпоху перемен по-флорентийски

Во времена Макиавелли Флоренцию раздирала внутренняя борьба за власть. Выросший в период синьории дома Медичи, Макиавелли трижды наблюдал кардинальную смену власти: установление республики после смерти правителя Флоренции Лоренцо Медичи (1494), возвращение дома Медичей (1512), и наконец - новый переворот и новое учреждение республики (1527).

Семья Макиавелли принадлежала к той части дворянских нобилей, которая в начале XIII века покинула свои поместья и переселилась во Флоренцию, чтобы стать пополанами - гражданами и элитой города с соответствующими политическими правами.

Почти за полтора века до рождения Макиавелли во Флоренции стихла война между гвельфами и гибеллинами, закончившаяся победой гвельфов, что означало усиление торгово-ремесленных слоев и ослабление знати. За 120 лет до рождения Макиавелли во Флоренции был основан университет, а в год его рождения вышло первое издание Гомера.

Если, оставить за скобками экономику и искусство этого периода, традиционно называемого "Эпохой Возрождения", со всеми присущими ему противоречиями и взаимным проникновением католицизма и гуманизма, и обратить внимание на политическую жизни того времени, в глаза в первую очередь бросаются события, свидетельствующие о становлении государственности в большинстве стран, окружавших Италию, но только не в ней самой, где государствами как были, так и остались отдельные города.

За 11 лет до рождения Макиавелли, в 1458 году, закончилась Столетняя война Франции с Англией. Во Франции правят короли династии Валуа - Карл VIII (1483-1498), Людовик XII (1498-1515) и Франциск I (1515-1547). В 1482 году Франция присоединяет к себе Бургундию, и в 1492 Бретань и начинает экспансию на юг, в Италию.

В Испании царствуют Фердинанд Католик и Изабелла Кастильская (1474-1516), правление которых известно как время разгула инквизиции. После того как в 1483 году монах-доминиканец и духовник королевы Изабеллы Томас Торквемада был назначен Великим инквизитором Кастилии и Арагона, а в 1486 году - Валенсии и Каталонии, искоренение ереси было поставлено на поток, а после изгнания с полуострова мусульман и евреев (1492) Испания обрела единство и начала завоевание соседних территории.

Хорошо еще, что Англия в это время больше занималась островными делами, вроде покорения Шотландии и борьбы между королевской властью и обнаглевшим за годы Столетней войны парламентом.

Территория Италии в это время становится полем постоянных войн между Францией и Испанией, добивающихся, главным образом, контроля над Неаполем. Святой папский престол, еще не забывший унижений Авиньонского пленения, также втянулся в международные интриги, субъективно нацеленные на сохранение независимости и власти, а объективно работающие на поддержание раздробленности Апенинского полуострова.

В период трехлетней войны (1502-1505) между Францией и Испанией за Неаполь Папа поддерживает Францию, и в 1508 году он присоединился к союзу с Испанией, Францией и Германией против Венеции. Однако уже через год Рим выходит из этого союза и создает в 1511 Священную лигу, главной задачей которой провозглашено изгнание французов из Италии. Почти сразу же к Священной лиге присоединяется Испания. В 1513 году - Германия.

Так продолжается до 1527 года, когда Франция, отказавшаяся по условиям Мадридского мира (1526) от притязаний на Милан и Неаполь, неожиданно для всех захватила Рим. Погром, учиненный французами в Вечном городе, спровоцировал смуты по всей Италии. Одним из его последствий стало восстановление республиканского правления во Флоренции за несколько месяцев до смерти Макиавелли.

Если добавить сюда еще и реформацию, как раз начавшуюся в Германии (1517), придется признать, что, в сущности, Флоренции очень повезло. Старый религиозный дух католицизма и новые гуманистические традиции, объединившиеся против Савонаролы, уберегли ее от участи Женевы, где уже через 40 лет начинает проводить свои светские и религиозные реформы Кальвин, который, как и его предтеча Савонарола, боролся не только с погрязшим в грехах Римом, но и "растленным гуманизмом".

"Проклятые вопросы" Макиавелли

Главное, что задевает при чтении текстов Макиавелли, - это противоречие между идеалистическим максимализмом его оценок и прагматизмом рекомендаций. Выстраивая достаточно абстрактные построения и давая зачастую чудовищные советы (вроде: истребить всю семью прежнего правителя), он постоянно работает с такими понятиями, как "добродетель", "доблесть", "добро", "милосердие", "зло", "злодейство" и пр. и дает соответствующие оценки правителям, сопоставляя эти оценки с мотивами действий.

Фактически Макиавелли рассматривает методы, применяемые в политике, как некий набор средств, которые могут быть хороши или плохи сами по себе, но при этом постоянно оговаривается, что эти оценки не могут служить основанием как для их применения, та и для отказа от их использования. Все зависит от того зачем и как:

Нельзя назвать доблестью убийство сограждан, предательство, вероломство, жестокость и нечестивость: всем этим можно стяжать власть, но не славу.

Обсуждая как бы между делом вопрос ставший впоследствии главным "проклятым вопросом" русской литературы - "Все ли позволено?", Макиавелли не делает окончательного вывода, постоянно работая с ним в сослагательном наклонении:

Жестокость применена хорошо в тех случаях - если позволительно дурное называть хорошим - когда ее проявляют по соображениям безопасности, не упорствуют в ней и по возможности обращают на благо подданных...

Рассматривая пороки и добродетели государя, Макиавелли показывает, что иные добродетели государей могут оказаться для его подданных хуже, чем иные пороки:

Следует остерегаться злоупотребить милосердием... Государь, если он желает удержать подданных в повиновении, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствуют беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица.

Все эти выводы не радуют Макиавелли, однако он призывает правителя смотреть правде в лицо и в полной мере понимать несовершенство людей и несовершенство всего порядка вещей:

Расстояние между тем, как люди живут и как должно бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели во благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру. Из этого следует, что государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности.

Общий вывод:

По возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла... Государь не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия.

"Бунт Макиавелли"

Таким образом государь, по мнению Макиавелли, совершено не обязан быть добродетельным во всем, его главной добродетелью признана воля, направленная на благо своих подданных. Однако для этого правитель должен иметь представление о добре, благе и прочих вещах, носителями которых является религия. Будучи общей и для государя, и для элит, и для народа, религия, по Макиавелли, является тем цементом, который скрепляет государство.

И на этом месте начинается "бунт Макиавелли", но не идеалистический - против Бога, как у Ивана Карамазова, а вполне прагматический - против католической церкви, которой он предъявляет три главные претензии - развращение, расслабление и разобщение народа Италии.

Первая: "Дурные примеры папской курии лишили нашу страну всякого благочестия и всякой религии".

Вторая претензия касается фундаментальных ценностей христианства, которые, по мнению Макиавелли, лишают человека стимула к деятельности: "Наша религия полагает высшее благо в смирении, в презрении к мирскому, в отречении от жизни, тогда как языческая религия полагала его в величии души, в силе тела и во всем, что делает человека могущественным".

И третья претензия касается политического интриганства Римской Церкви, которая "держала и держит Италию разобщенной".

Все это отчасти напоминает проповеди Савонаролы и прочих деятелей реформации, но Макиавелли идет гораздо дальше, предлагая в качестве положительного примера языческую религию Древнего мира, которая, как он полагает, стала основой могущества Вечного города на протяжении многих веков. Этот вывод, похоже, является следствием увлечения историей и данью гуманистической традиции.

Так что с Макиавелли все обстоит не так уж просто.
14.07.2003

Источник - Русский журнал
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1058249160


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Экспертную платформу Taldau Talks презентовали в столице
- Казахстанско-узбекское торгово-экономическое сотрудничество
- Об Атырауском выступлении Токаева
- Совет по привлечению инвестиций рассмотрел пути решения проблемных вопросов инвесторов
- В Министерстве промышленности и строительства РК подвели итоги 2023 года
- Министр иностранных дел Казахстана провел встречи с главами международных организаций в Вене
- Промышленное производство увеличилось на 4,6%
- Тамара Дуйсенова встретилась со студентами и преподавателями Атырау
- В Алматы подвели итоги Форума пяти стран Центральной Азии и США
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх