Похозяйничали? Узбекистан вернул Кыргызстану арендованные нефтескважины "в абсолютно демонтированном состоянии" 08:44 17.07.2003
Белое солнце пустыни, или Несколько слов о цивилизации
Любовь БОРИСЕНКО
Нефтегазовые скважины после эксплуатации их узбекской стороной были переданы Кыргызстану в абсолютно демонтированном состоянии. Есть ли гарантия, что и оставшиеся два месторождения - Северный Сох и Чонгара–Гальча - не постигнет такая же участь?
В середине 2000 года акционерное общество "Кыргызнефтегаз" приняло от концерна "Узгеонефтегаздобыча" нефтяные и газовые месторождения Бургандинского массива, расположенные в Баткенской области. К нашей республике отошли Северный Риштан, Сары–Камыш, Сары– Ток, Чаур–Яркутан - в общей сложности 194 газовые и нефтяные скважины. Но только 4 из них находятся в рабочем состоянии, у остальных 190 все трубы попросту были срезаны на уровне земли. Сами же скважины глубиной 1500 метров заполнены камнями и засыпаны щебнем. Восстановить их невозможно. То есть освоение нужно начинать с нуля.
Несмотря на подписанное в 1992 году соглашение между главами государств СНГ, в коем значится, что "каждая из сторон признает право собственности другой стороны по отношению к расположенным на ее территории предприятиям, организациям, учреждениям и другим объектам, находящимся на 1 декабря 1990 года в ведении органов государственного управления бывших союзных республик", Кыргызстан получил свою долю в виде безжизненной пустыни. Как же это произошло?
Согласно акту–приемке от 15 июня 2000 года, комиссия произвела "...прием–передачу нефтяных и газовых месторождений с остаточными запасами углеводородов, пробуренными скважинами, с наземными и подземными сооружениями и зданиями на 1 апреля 2000 года с ведения АК "Узгеонефтегаздобыча" в ведение АО "Кыргызнефтегаз".
Сейчас некоторые из тех, кто допустил подобный ляпсус, в один голос заявляют, что нефть там была некачественная, да и запасов газа оставалось всего чуть–чуть. Интересно только, как они об этом узнали? Ведь на тот момент достоверно установить это было практически невозможно. По оценкам специалистов, бурение одной новой скважины обойдется в 20 миллионов сомов, тогда как стоимость демонтированного оборудования на каждом таком объекте не превышает одного миллиона. С указанных месторождений вывезены не только все механизмы по добыче нефти и газа, но и магистральные трубопроводы. Урон, нанесенный нашей стране с учетом упущенной экономической выгоды, практически не поддается полному исчислению.
Далее. В одном из пунктов акта отдельно оговорено, что переговоры о передаче кыргызской стороне двух действующих месторождений Бургандинского массива в Кадамджайском районе Баткенской области (Северный Сох и Чонгара–Гальча) будут продолжены. Они и продолжились... три года спустя. Эту проблему в очередной раз поднимала наша правительственная делегация, побывавшая недавно в Узбекистане. Увы, официальный Ташкент продолжает тянуть время, ссылаясь на спорные приграничные вопросы. А между тем...
По данным АО "Баткеннефтегаз", ежедневно сохранившиеся месторождения дают свыше 60 тонн сырой нефти и 34 тысячи кубометров газа. То есть средний объем ежесуточной добычи оценивается в 1 миллион сомов. При этом узбекские предприятия не платят ни одного тыйына налогов в бюджет Кыргызстана. Государственной налоговой инспекцией по Баткенской области этим объектам начислено налогов на воспроизведение минерально–сырьевой базы 15 миллионов сомов, а со штрафными санкциями - 70 миллионов.
Кроме того, крупнейшее естественное газохранилище "Северный Сох" на протяжении ряда лет используется соседней республикой абсолютно бесплатно. Этот объект обеспечивает природным газом жителей Ферганской и Андижанской областей. Но узбекские газонефтяники не перечисляют нам ни земельного налога, ни платы за аренду недр, хотя предприятиями Узбекистана в общей сложности занято свыше тысячи гектаров кыргызстанской земли.
По данным Госрегистра, в Бургандинском массиве узбекскими производственниками используется для добычи нефти и газа 184 гектара земли, под северосохским газохранилищем - 360 гектаров, под газопроводами высокого и низкого давления - 65 гектаров. Долг соседей по земельному налогу с учетом процентов и финансовых санкций на сегодня составляет без малого 118 миллионов сомов.
А потому можно предположить: в настоящее время умышленно оттягивается решение проблемы по передаче Кыргызстану оставшихся месторождений и газохранилища - в надежде на то, что вопрос о делимитации и демаркации границ пройдет по узбекскому варианту. А это значит, указанные месторождения могут остаться вне нашей территории. Но может случиться и наоборот.
Уж не потому ли, как сообщают достоверные источники, сейчас в срочном порядке там тоже начался демонтаж оборудования? Учитывая горький опыт прошлых лет, не исключено: после окончательного решения пограничного вопроса вместо действующих месторождений нам достанутся опустошенные участки земли. Естественно, осилить громадные суммы на их восстановление Кыргызстан самостоятельно не сможет.
В Указе Президента Аскара Акаева от 7 августа 1991 года № 253 "О мерах по укреплению экономической основы суверенитета Республики Кыргызстан" четко сказано: "...принять до 1 января 1992 года в ведение органов управления Республики Кыргызстан предприятия и организации союзного подчинения, расположенные на территории республики". Почему же наша страна получила выжженную солнцем пустыню с торчащими из земли обрезками труб?
Оставшиеся месторождения и газохранилище для нашего государства являются стратегическими объектами, поэтому и необходимо получить их в пользование в сохранном виде. Вне сомнений, пришла пора решать подобные вопросы споро и цивилизованно. 16/07/2003
|