"Смысл" - Жажда в ЦентрАзии. У проекта поворота сибирских рек появляются новые сторонники 14:48 17.07.2003
Жажда в Центральной Азии
Василина ВАСИЛЬЕВА
Еще недавно казалось, что прошлогодняя идея московского градоначальника Юрия Лужкова о повороте сибирских рек Оби и Иртыша на засушливые земли Центральной Азии не устояла под натиском общественного протеста. Однако это не так. Российское руководство, похоже, сегодня всерьез озаботилось проблемой переброски водных ресурсов страны на территории южных соседей по Содружеству. Вопрос водообеспечения Центрально-Азиатского региона всерьез поднимался на недавнем заседании глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Затем эту же проблему обсудили российские депутаты на закрытом заседании комитета Госдумы по делам СНГ. Так, по мнению ряда политиков и экспертов, острый дефицит чистой и питьевой воды в странах Центральной Азии сегодня серьезно угрожает не только экологии и экономике, но и безопасности России.
"Главная опасность жажды в Центральной Азии в первую очередь заключается в возможном социальном взрыве и развязывании межнациональных конфликтов в этом регионе, причем, с участием исламского фундаментализма, - считает заместитель председателя комитета по делам СНГ Госдумы РФ Вячеслав Игрунов. - В этом взрывоопасном регионе любой конфликт может привести к непредсказуемым последствиям. Поскольку границ от Ферганской долины до Казани у России практически не существует, то вся напряженность в рамках Центральной Азии может легко индуцироваться в Россию, которая при этом совсем не заинтересована в дестабилизации каких-либо стран постсоветского пространства".
Помимо угрозы безопасности нехватка воды в Центрально-Азиатском регионе оборачивается России и массой экологических проблем. Обнажившееся дно умирающего Арала площадью 40-50 тысяч кв. метров разносит сотни тысяч тонн песка и вреднейших минеральных солей по российской территории, причем песчаные бури уже доходят до Оренбурга, Орска, Волгограда, Саратова и южных областей Уральского региона.
"Высыхание Арала - планетарный кризис: ежегодный выброс в атмосферу 1 млн. т соли может стать причиной катастрофы глобального масштаба", - заявил недавно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, который считает, что кризис можно исправить только с помощью осуществления проекта поворота сибирских рек, разработанного еще во времена СССР. Мнение казахстанского лидера активно поддерживают и соседи по региону, и сегодня центрально-азиатские руководители терпеливо ждут "доброго согласия России" на реализацию этого проекта.
"Сотрудничество России с Центральной Азией в скором времени будет определяться не столько нефтью и газом, сколько водой, - считает посол Казахстана в РФ Алтынбек Сарсенбаев. - Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что проблемой водообеспечения региона активно занялись страны НАТО. Поэтому совместная с Россией программа развития гидроэнергетики в Центральной Азии могла бы сыграть значительную роль в создании будущей инфраструктуры безопасности".
История повторяется дважды
Однако многие российские политики и специалисты никаких перспектив в проекте переброски сибирских рек на засушливые земли Центральной Азии не видят. Мало того, по оценкам ряда экспертов, этот процесс, в свою очередь, может привести к экологической катастрофе в Сибири. Но, несмотря на это, в свое время в разработке проекта приняли участие 150 научно-исследовательских и проектно-изыскательских институтов, в том числе 23 института Академии наук бывшего Советского Союза. Правда, от реализации идеи вскоре отказались, мотивируя тем, что вода, взятая в Иртыше и Оби, вряд ли дойдет в нужном количестве до Арала и тем более южнее. При этом не только Россия и Казахстан, а также другие страны Центральной Азии изъявили желание пользоваться сибирской водой. "Сегодня в верховьях Иртыша Китай активно забирает воду, что уже приводит к напряженности между китайским государством и его соседями, - комментирует Вячеслав Игрунов. - И никто не сможет Пекину запретить забор воды. Поэтому вопрос о пользовании ресурсами сибирских рек с экологической точки зрения еще более сложен, чем 30 лет назад, когда планировался этот проект".
Действительно, Китай сейчас затевает очень серьезные гидротехнические действия относительно иртышской воды. Так, как по международному соглашению каждая страна может забирать себе 50% воды, которая течет по ее территории, Пекин самостоятельно распоряжается гидроресурсами Черного Енисея, что вызывает большое раздражение России и Казахстана, которые в рамках последнего заседания ШОС стали настаивать на определении консолидированной позиции по совместному рациональному использованию вод Иртыша.
Однако не только региональная безопасность и экологические проблемы, возникшие в связи с центральноазиатской засухой, сегодня беспокоят Россию - Кремль не многим меньше заинтересован в продаже водных ресурсов страны, так как, согласно прогнозам, самым ограниченным ресурсом в ближайшее десятилетие станет именно вода.
"Россия заинтересована в максимальной эффективности этой продажи, - считает г-н Игрунов. - Однако переброска рек с экономической точки зрения совершенно неоправданна, как, впрочем, и в прежние времена. Я не знаю даже приблизительной стоимости этого проекта, как, собственно, не знает никто, Но в своих экономических оценках опираюсь не столько на расчеты, сколько на здравый рассудок. Думаю, что поворачивать сибирские реки в Центрально-Азиатский регион все-таки не будут. Максимум, что можно сделать, это провести трубопроводы и продавать питьевую воду - вот пока единственный экономически обоснованный проект. Но нужно учесть, что, несмотря на все свое желание, центрально-азиатские страны сегодня не готовы покупать у нас воду, потому что им нечем за нее расплачиваться. Они, конечно же, могут приобретать ее в кредит, а Россия потом будет списывать долги".
Однако далеко не все российские умы согласны с позицией бесперспективности переброски сибирских рек. Например, председатель комитета по делам СНГ Госдумы РФ Андрей Кокошин считает, что, наоборот, процесс переброски Оби и Иртыша в Центральную Азию сегодня актуален как никогда. "В условиях "глобального потепления", когда Центральная Азия продолжает бороться с дефицитом воды, Россия начинает испытывать новую проблему - переизбыток водных ресурсов, о чем свидетельствуют ежегодно происходящие масштабные затопления ее территории, - комментирует г-н Кокошин. - Эти обстоятельства позволяют по-новому взглянуть на перспективы проекта переброски сибирских рек к Аральскому морю, Причем сегодня к финансовому участию в этом процессе готов присоединиться и Казахстан и профинансировать проект процентов на 30. Так же интересна и вполне приемлема идея проводки трубопровода, по которому сибирская вода потечет в Центральную Азию".
Денежный поток
"Продажа воды "за большие деньги" - это совершенно недопустимое упрощение российских экономических проблем, - комментирует Вячеслав Игрунов. - Жажда продавать природные ресурсы и жить за этот счет - просто самоубийство. Рытье водного канала из России в Центральную Азию - полное отключение мозгов и включение (еще одного экспортного. - Ред.) крана".
На самом деле, по оценкам ряда экспертов, вододефицитность в Центральной Азии настолько велика, что вряд ли значительная часть сибирской воды дойдет до Арала. Современные ученые дублируют выводы, к которым их коллеги пришли еще во времена СССР. Скорее всего, по пути вода будет израсходована на обеспечение производственных потребностей и на нужды населения. Оттого вряд ли проект сумеет сыграть какую-то существенную роль в оздоровлении Арала.
К тому же вряд ли такой экстенсивный метод поможет решить и проблему пресной воды для стран Центральной Азии, которые неграмотно используют свои водные ресурсы и, как и в советские времена, не согласовывают между собой правила и объемы использования местных водоемов. Поэтому перетоки сибирских рек вовсе избавят их от необходимости договариваться между собой о культуре водопользования.
По мнению экспертов, часть водной проблемы заключается в постоянном и стремительном росте населения центральноазиатских стран. Если Россия перебросит часть сибирских рек и использует их для питья, то все равно через 20 лет эта проблема опять встанет во весь свой нешуточный рост. За этот срок, во-первых, вырастет население, а во-вторых, климат станет более засушливым. В итоге снова придется изыскивать новые ресурсы. "Проект о переброске воды носит отвлекающий характер по отношению к решению самых больных, самых существенных проблем этого региона -он может только оттянуть наступление этого кризиса и увеличить количество населения, а значит, привести к еще большему взрыву, чем тот, который может произойти, если эта вода не будет направлена в Центральную Азию, - считает Игрунов. - Поэтому сегодня главная задача заключается не столько в переброске рек, сколько в том, чтобы экономно расходовать ту воду, которая есть, и решать демографические проблемы региона".
В принципе, с точки зрения геополитики России от переброски своих рек в южный страны Содружества выгода есть. Как считают некоторые нолитики и эксперты, в таком случае Кремль может довольно части рассматривать вопрос о приостановке водоснабжения, увязывая продолжение работы канала с политическими уступками. Кроме того, существуют серьезные опасения но поводу истинных мотивов предложений о решении водных проблем. Скорее всего, их инициаторы просто намереваются припасть к финансовым потокам, которые потекут из российской казны на осуществление довольно спорного проекта переброски сибирских рек в Центральную Азию.
17.07.2003
|