В российском МИДе создан департамент по "новым угрозам" - афганскому наркотрафику и т.п. 06:32 18.07.2003
Лишить террористов их "трубопровода" В Министерстве иностранных дел РФ создан департамент по новым угрозам
Анатолий Сафонов, заместитель министра иностранных дел РФ:
Создание департамента по новым угрозам означает многое. Вопросы безопасности и ее акцентирования в сторону новых рисков, вызовов и угроз - это не дань моде нынешнего дня. Отголоски этих угроз были ощутимы гораздо раньше. И Россия как раз одна из первых почувствовала эти угрозы. Когда стал меняться мир, то стало ясно, что на смену идеологической и политической конфронтации приходит новая угроза - угроза международного терроризма.
Еще до печально известных событий 11 сентября в российском МИДе уже функционировало управление по новым вызовам и угрозам, а после оно было преобразовано в самостоятельный департамент, где были сосредоточены действительно крупные и важные по сегодняшним меркам темы. Во-первых, это проблема международного терроризма в самом широком ключе, начиная от ОМУ-терроризма, то есть терроризма с возможным применением компонентов оружия массового уничтожения. Во-вторых, наркотрафик, наркоугроза, тоже в широком смысле - от конкретных каналов и маршрутов до непосредственно стран и территорий, где выращиваются основные наркотики, например, Афганистан и ряд других регионов. В-третьих, это вопросы отмывания "грязных" денег и в целом проблема финансирования и терроризма, и организованной преступности. Департамент также занимается проблематикой международной трансграничной преступности, у которой собственное, чрезвычайно опасное лицо.
По образному выражению одного из западных дипломатов, международная преступность представляет собой своеобразную трубу. А в эту трубу можно закачать все, что угодно: сегодня по ней перемещают "живой товар", завтра - оружие, послезавтра - уже компоненты оружия массового уничтожения... И вот этот "трубопровод", соединяющий между собой обширные сети международной преступности - не что иное, как "мягкое подбрюшье терроризма". Это значит, что террористам в определенных странах и регионах уже не надо создавать на местах свои собственные сети. Они просто пользуются тем, что уже есть, активно задействуя контакты с криминалитетом. Вот такие прочные связи между терроризмом как политическим явлением и криминальным миром, несмотря на то, что иногда их цели расходятся, образуют одну живую ткань.
Ну а департамент по новым вызовам и угрозам - это внешнеполитический инструмент нашего министерства, главная функция которого - прокладывать политический курс сотрудничества, и двустороннего, и регионального, и в глобальном, мировом масштабе. А этот курс должен наполняться, реализовываться, развиваться, акцентироваться многими министерствами и ведомствами. И в этой связи у нас есть очень широкие контакты с другими государствами по реализации этого курса. Мы создаем межведомственные рабочие группы именно с теми странами, где остро стоит проблема терроризма. В частности, такие контакты мы поддерживаем с США, Китаем, Японией, Пакистаном, Индией, Великобританией, Канадой, Францией, Италией.
Наша делегация побывала в Боснии, Хорватии, Албании. Весь наш балканский визит, проходившие в ходе него многочисленные переговоры и контакты показывают, что сегодня обнадеживающих факторов выздоровления региона гораздо больше, нежели поводов для каких-либо сомнений и пессимистических прогнозов. Вместе с тем думаю, что все уже понимают, что на смену "горячей" фазе межнациональных конфликтов и сепаратистских тенденций на Балканах приходит новый грозный фактор в лице организованной преступности. Причем это не просто проблема здешних правоохранительных органов, это проблема прежде всего политическая. Не избавившись сначала от коррупции, которая проникает и развращает саму структуру, суть государства, проблему криминальных сетей в регионе не решить. Поэтому политические институты должны воспринимать данную задачу не в качестве второстепенной, а наоборот - самой приоритетной. В связи с этим необходимо наладить тесное международное сотрудничество, гармонизировать международно-правовую базу для совместной борьбы с новыми угрозами.
Подытоживая, скажу, что впечатление от близкого знакомства с Балканами в большей мере позитивное. Здесь есть понимание, политическая воля, есть люди, которые готовы бороться с новыми угрозами и рисками. Одновременно в наших контактах мы всячески поддерживали мнение, что необходимо терпение, необходима комплексная система ответа на подобные глобальные вызовы...
Записал Сергей Рудченко, корр. "РГ" в Тиране. 18 июля 2003 г., No 143 (3257)
|