А.Моулави - Иранские реформаторы решаются на опасный шаг, пытаясь остановить консерваторов 08:12 18.07.2003
ИРАНСКИЕ РЕФОРМАТОРЫ РЕШАЮТСЯ НА ОПАСНЫЙ ШАГ, ПЫТАЯСЬ ОСТАНОВИТЬ КОНСЕРВАТОРОВ
Афшин МОУЛАВИ – журналист, живет и работает в Вашингтоне, специализируется на освещении событий в Иране и на Кавказе.
Иранские реформаторов предпринимают, как выражаются некоторые комментаторы, отчаянную попытку помешать осуществлению планов становящегося все более агрессивным консервативного меньшинства, контролирующего важнейшие рычаги власти в Исламской Республике. Реформаторы направили послание духовному лидеру страны аятолле Хаменеи, в котором призвали его к поддержке демократических реформ, "чтобы спасти страну и отразить внешние угрозы".
В последние годы реформаторы терпят одну неудачу за другой, проигрывая своим соперникам из консервативного лагеря, которые активно сопротивляются любым попыткам модернизации, предлагаемым парламентом и правительством президента Мохаммеда Хатами. Неудачи реформаторов привели к потере ими значительной части электората.
Составленное в сильных выражениях обращение к Хаменеи, направленное 15 июля и подписанное 350 сторонниками реформ, является попыткой остановить захват консерваторами власти. Обращение призывает к немедленному освобождению политзаключенных, возобновлению выпуска запрещенных газет, существенному пересмотру деятельности находящейся под контролем консерваторов судебной системы и сокращению полномочий не избиравшихся демократическим путем органов, деятельность которых "вступает в противоречие с волей народа".
В послании поднимается вопрос о "жизненно важной дилемме", стоящей перед Исламской Республикой: выбором между демократией и диктатурой. Подписавшие письмо интеллектуалы призывают Хаменеи не "поддаваться консервативной интерпретации ислама и конституции, не поддерживать людей, которые не пользуются авторитетом в общественном мнении" и выступить на стороне "демократического истолкования основного закона".
"Очень важно, чтобы наше мнение было услышано", – заявил EurasiaNet Али Реза Алавитабар, влиятельный реформатор-интеллектуал и издатель нескольких запрещенных газет.
"Население Ирана разочаровано движением реформаторов, нашей неспособностью добиться успеха в осуществлении программы политической и общественной либерализации. Консерваторам удалось обратить систему против нас самих", – сказал Алавитабар. "Они должны прекратить свои действия, либо следует внести изменения в существующий порядок, чтобы укрепить демократическую природу Исламской Республики и не позволить им действовать вопреки воле народа".
Политическая система Исламской Республики наделяет непропорционально широкими полномочиями не избираемые населением органы и учреждения власти, что мешает развитию пока еще слабого демократического движения. Некоторые деятели, подписавшие обращение, в том числе Алавитабар, пошли на значительный риск, поскольку ранее против них были начаты следственные действия.
"Свобода имеет свою цену, – сказал Алавитабар. – Некоторые из нас обязаны заплатить за нее".
В обращении реформаторов объектом критики стали три не избираемых населением государственные учреждения: Совет стражей, Совет целесообразности и высший судебный орган. Совет стражей, состоящий из шести представителей духовенства и шести непрофессиональных юристов, располагает правом вето в отношении законов, принимаемых парламентом. В последние годы Совет стражей несколько раз применял это право, отменяя законопроекты, которые предлагались реформаторским парламентом и были направлены на укрепление иранской демократии. Совет стражей рассматривает все кандидатуры на государственные должности, и он неоднократно отменял назначения на них реформаторов-радикалов, а также националистов и демократов светского толка.
Высший судебный орган Ирана консерваторы используют для заключения в тюрьму, преследования и запугивания своих политических оппонентов. Журналисты, дела которых рассматривает специальный общественный суд по делам прессы во главе с Саидом Мортазави, считают последнего далеким от беспристрастности судьей, "великим инквизитором".
Совет целесообразности во главе с бывшим президентом Акбаром Хашеми-Рафсанджани был создан в конце 1980-х гг. для разрешения споров между Советом стражей и парламентом. Вместо этого он стал на сторону консерваторов и крайне редко поддерживает реформаторов.
Благодаря этим не избираемым населением органам в Иране создан режим двоевластия, который одна из поддерживающих реформаторов студенческих группировок называет "системой политического апартеида".
Реформаторы, в том числе президент Хатами, неоднократно призывали к сокращению полномочий не избираемых населением органов власти, заявляя об их вмешательстве в политический процесс. Хатами внес на рассмотрение законы, которые должны были ослабить власть Совета стражей и укрепить власть президента.
В письме от 15 июля содержится предупреждение в адрес Хаменеи и консерваторов не прибегать к насилию и не преследовать студентов и реформаторов, которые стремятся к переменам. "Такого рода методы не только незаконны и не пользуются поддержкой народа, не подкреплены религиозными и моральными соображениями, но также бесполезны и неэффективны", – говорится в письме.
За последний месяц иранские консерваторы усилили нападки на своих оппонентов, заключив в тюрьму нескольких влиятельных журналистов и задержав до 4000 иранцев, принявших участие в прошедших в июне массовых акциях протеста. 16 июня иранские власти признали факт избиения до смерти журналистки, арестованной за фотографирование тюрьмы в Тегеране. Консерваторы предприняли также шаги, направленные на ужесточение контроля над СМИ, редактора которых часто получают предписания не освещать те или иные события.
Расстроенный редактор одной из газет заявил EurasiaNet: "Как можно работать в таких условиях? Мне все время приходится задавать себе вопрос, не приведет ли очередная статья в газете к тому, что меня посадят в тюрьму?" Недавно четырем редакторам были осуждены на тюремное заключение, что увеличило общее число посаженных за решетку журналистов до двадцати человек.
Обращение реформаторов последовало вслед за письмом в адрес Хаменеи, которое было направлено несколько недель назад реформаторски настроенными членами парламента и в котором поднимались примерно те же проблемы. В предыдущем письме говорилось: "огромное большинство населения недовольно происходящим и даже доведено до отчаяния. Большинство представителей элиты либо молчат, либо приняли решение эмигрировать. Наблюдается массовый отток капитала, страна полностью окружена вооруженными силами иностранных государств". Формулируя свои мысли в терминах национальной безопасности, авторы письма заявляли, что только реальная демократия может гарантировать безопасность государства и предохранить его от внешних угроз и внутренних кризисов. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight].
Иранские реформаторы сами находятся в состоянии кризиса, отмечают наблюдатели. Инфляция, достигающая двузначных цифр, и хроническая безработица приводят к разочарованию населения неэффективным экономическим менеджментом. Неспособность реформаторов выполнить свои предвыборные обещания вызвали разочарование многих поддерживавших их граждан. Во время недавних студенческих акций протеста появились лозунги, призывающие Хатами либо действовать более решительно, либо уйти в отставку.
В дополнение к этому лагерь реформаторов расколот на две фракции. Одна выступает за серьезные структурные реформы, другая – за более осторожный курс, говорит Алавитабар. По его словам, реформаторы, настаивающие на "структурных реформах", предлагают более решительные меры продвижения реформ. Несколько реформаторов этого крыла в парламенте "могут уйти в отставку в течение ближайших месяцев", сообщил EurasiaNet реформаторски настроенный член иранского парламента, пожелавший остаться неназванным.
"Не уверен, что это что-либо изменит, однако все же продемонстрирует, что мы не можем мириться с антидемократическими мерами", – сказал член парламента. "Возможно, эти шаги возымеют свое действие в долгосрочной перспективе".
Иранские консерваторы пока не изъявляют никакого желания идти на компромиссы. Недавняя победа на выборах в муниципалитет Тегерана послужила дальнейшему укреплению их позиций, считают аналитики. [Дополнительную информацию см. Архив рубрики Eurasia Insight]. Жители Тегерана в массовом порядке игнорировали голосование, и консерваторы, редко получавшие более 20 процентов голосов, сумели мобилизовать своих сторонников и одержать победу на выборах, отмеченных низкой явкой избирателей. Консерваторы надеются применить ту же формулу успеха на парламентских выборах в 2004 г., добавляют аналитики. 17.07.2003
|