Откуда появляются шатинские балбалы? Загадки киргизских "мыслящих камней" 00:41 21.07.2003
Балбалы появляются в полночь
Гуля ЖУМАЕВА, Юрий АЛЕКСАНДРОВ.
Жители села Шаты Тюпского района привыкли к чудесам. Окружающий мир полон для них сказочных персонажей, духов предков, необъяснимых проявлений потусторонних сил, до сих пор неразгаданных природных тайн. Об одном таком феномене здесь знает всяк, от мала до велика. Он связан с балбалами - каменными изваяниями, зорко стерегущими первозданные просторы горного края.
"Лестница" в неведомое
"Шаты" в переводе с кыргызского означает "лестница". Находящийся вдалеке от главной иссык–кульской автотрассы Балыкчы - Каракол - Балыкчы, этот горный населенный пункт имеет весьма любопытную историю. Отражена она в экспонатах школьного музея. Оказывается, братья–шатинцы Супатай и Осмонаалы одними из первых иссыккульцев в 1912–1913 годах совершили хадж в Мекку, продолжавшийся полгода. Примерно в те же годы здесь появился кожевенный заводик, построенный предпринимателем Калугиным. Опять–таки одними из первых в 1928 году местные жители дружно вступили в организованный ими колхоз, спустя восемь лет запустили мини–ГЭС, а еще через два года отстроили здание начальной школы.
Более всего отличает от остальных жителей Иссык–Кульской области обитателей "лестницы" их особо уважительное отношение к старинным традициям. К тому же они завзятые собиратели древностей. Чего стоит коллекция старинных серебряных и медных женских украшений, способная украсить выставочные стенды любого музея. Бережно передаются из поколения в поколение посуда из кожи и дерева, каменные жернова, детали верхового снаряжения, наконечники стрел, фрагменты боевой кольчуги. Вовсе не случайно в последние годы в Шаты зачастили "знатоки" старины. Берут реликвии якобы на реставрацию - и исчезают бесследно. Но наиболее ценными и в то же время маняще–неведомыми считаются собранные в школьном музее многочисленные балбалы - каменные изваяния предков, о которых среди сельчан ходят самые невероятные истории.
Посланцы веков
Шатинские балбалы при ближайшем рассмотрении поражают воображение. Они настолько выразительны и портретны, что, кажется, принадлежат резцу великого неизвестного Мастера. Сквозь бесстрастную каменную поверхность проступают реальные черты живых людей, живших на берегах Иссык–Куля тысячи лет назад. Что удивительно и абсолютно не характерно для этого вида творчества пракыргызов, вблизи села оставлены многочисленные женские гранитные истуканы. В них проступает образ прекрасной восточной красавицы с большими раскосыми глазами, точеным носом, нежными пухлыми губами. И вовсе неожиданный поворот фантазии художника - на плоском камне изображение маленькой детской ручонки. Каменная галерея перекочевала к школьным стенам из местечка Кара–Баткак, расположенного между селами Шаты и Сары–Булак. Об этой, отданной под выпас, местности старожилы предпочитают много не распространяться. А если и уступают настойчивым расспросам любознательного гостя, то рассказ прерывают многозначительными паузами, выдерживая на лице таинственное выражение. И все потому, что творятся в этом экзотическом и малопосещаемом урочище малопонятные вещи. Связаны они с посланцами веков - балбалами, которым в жизни шатинцев отводится особое, проникнутое мистическим преклонением место.
Гости ниоткуда
Относительно балбалов до сего дня бытует немало спорных мнений. Наиболее расхожим является точка зрения, что в давние времена предки нынешних кыргызов после смерти знатного соплеменника насыпали над его могилой высокий погребальный холм. А на его вершине устанавливали каменную статую, обращая ее лицом на восток. Таким образом, умерший материализовывался в граните, становился покровителем всего рода. А потому работы местных скульпторов наделялись многими качествами, присущими живым соплеменникам, и в то же время относили их к категории духов, способных творить чудеса.
Но что поразительнее всего, кара–баткакские балбалы появляются в облюбованном ими первозданном уголке совершенно неожиданно и невесть откуда. Особенно ночью. Любой житель Шаты расскажет вам немало историй о том, как на еще вчера пустом месте поутру сельчане, отгонявшие скот на пастьбу, натыкались на выросшую, словно из–под земли, статую предка. О подлоге или мистификации не может идти и речи - отношение к "каменным людям", как зовут здесь изваяния, мистически–трепетное, шутить с ними может позволить себе только сумасшедший.
Камень разумный
Местная школьница Перизат Курманова рассказала нам о том, что люди не перестают удивляться тому, что на том самом месте, где еще совсем недавно мирно паслись буренки, ни с того ни с сего вдруг объявляется лежачий камень, обработанный рукой древнего ваятеля. - Но что интересно, так это поведение собак рядом с такой находкой, - продолжает девушка. - Они панически боятся приближаться к неодушевленному камню. Словно какая–то неведомая сила исходит от него, заставляя животных жалобно скулить, поджимать хвосты и поспешно убираться восвояси.
Слушая подобные рассказы наших добровольных гидов, невольно всплывают в памяти истории о ползающих валунах Долины Смерти в Калифорнии. Там движение глыб заметно визуально, а за ними остается явно различимый глубокий след. В анналы уфологических исследований вошел Камень Короля Артура в Уэллсе, который (камень) непостижимым образом перемещается с места на место. Не менее знаменит Синий Камень на берегу Плещеева озера, который самопроизвольно выбрался из воды на сушу, чему существуют многочисленные свидетельства. Исследователи аномальных явлений считают, что подобные феномены в чем–то сродни телекинезу или полтергейсту. Интересно, что и представители официальной науки признают передвижение камней, предпочитая давать этому факту более–менее приемлемые реалистические объяснения. Но существует и другая гипотеза, основанная на особых свойствах кристаллической решетки минералов.
Братья по разуму?
Суть ее в том, что кристаллическая решетка, подобно мозгу человека, может не только накапливать большой объем избранной информации, но и оперировать ею по собственному усмотрению. Другими словами, мыслить. Как следствие - вывод о том, что мы имеем дело с совершенно иной формой жизни, в корне отличающейся от нашей белковой. Уровень и качество информации, получаемой белковыми структурами и минералами из окружающей среды, настолько различен, что вряд ли может идти речь о каком–либо прямом контакте. Тем не менее в быту мы часто общаемся с камнями, используя их в качестве украшений. При этом непременно учитываем их прямое воздействие на человека, наш организм. Можно сделать фантастическое предположение, что на одной планете бесконфликтно сосуществует два вида разумной жизни - белковые соединения, наделенные интеллектом, и мыслящие камни. Последние сами выбирают способы взаимодействия с окружающей средой. Вплоть до самостоятельного поиска места своего постоянного обитания.
Линии жизни
Но почему, спросит читатель, камни двигаются лишь в определенных, весьма избранных местах земного шара?
Здесь следует вспомнить о так называемых лей–линиях, якобы представляющих из себя гипотетические энергетические потоки, идущие над поверхностью земли, и сеткой, опоясывающей нашу планету. Эти силовые каналы с помощью специальных приборов были, как утверждают, обнаружены и зафиксированы в 60–х годах английскими учеными, изучавшими святилища друидов. В своих пересечениях лей–линии делают местность сказочной, придавая ей феноменальные возможности. Может быть, и шатинская аномалия как раз находится на таком "энергетическом перекрестке", где за счет пока неведомых нам таинственных сил подвергнутые обработке рукой человека каменные глыбы "оживают", проявляя свои удивительные способности.
Так или иначе урочище Кара–Баткак ждет пытливых исследователей, которые смогут приблизить нас к разгадке тайны появляющихся здесь загадочных балбалов. *135 за 18.07.2003
|