"Континент" - Жемчужина Джаркента. История уникальной уйгурской мечети в Казахстане 09:49 24.07.2003
Жемчужина Джаркента
Фархад ХАМРАЕВ, Алматы
В центре небольшого казахстанского города Джаркент (ранее Панфилов, а еще ранее Яркент) находится небольшая по нынешним временам, но оригинальная и единственная в своем роде в Центральной Азии мечеть. Ныне это архитектурно-художественный комплекс "Джаркентская мечеть", и история его создания стоит того, чтобы о ней рассказать.
В далеком 1887 году на одном из стихийно возникших собраний переселенных в Семиречье илийских уйгуров было принято решение о строительстве в Яркенте городской мечети. Решение это было не случайно. Переселенные в край несколько лет назад илийские уйгуры активно осваивались на новом месте: строили дороги, дома, налаживали торговые отношения с другими регионами.
Дело было за малым – изыскать средства для строительства. Большую их часть выделил один из наиболее уважаемых переселенцев-уйгуров купец первой гильдии Вали Ахун Юлдаш. Именно под его патронажем, и во многом на его деньги стало сооружаться здание новой мечети. И это не осталось не оцененным благодарными соотечественниками. Над порталом мечети на уйгурском языке арабской вязью были начертаны слова "Если вы хотите знать хозяина этого величественного здания, то им являюсь я – Валивай Юлдаш".
К строительству Яркентской мечети были привлечены лучшие мастера-строители не только края, но и приглашенные издалека. Здесь работали и несколько переводчиков, из чего следует, что состав строителей был интернациональным. Именно переводчики и координировали строительство, так как сами работы велись практически без чертежей. Между заказчиком и мастерами имелись лишь устные договоренности, которые выполнялись неукоснительно. Этим же, по-видимому, объясняется и уникальность сооружения. Мечеть вобрала в себя особенности разных архитектурных стилей и направлений. Здесь встречаются элементы мусульманской культуры строительства, китайской и русской архитектуры.
Место для строительства определили практически сразу – рядом с базаром. Там всегда было многолюдно: собирались аксакалы, круглосуточно работала чайхана. Землю на месте строительства мечети утрамбовывали достаточно длительное время, создавая мощный стереобат. Такая основа позволила возводить предполагаемое сооружение без боязни серьезных природных катаклизмов. Время показало, что расчет строителей был вполне оправдан: основание у мечети вот уже больше века (основные монтажные работы были завершены в 1892 году) остается прочным. Сильнейшее землетрясение 1910 года, превратившее основную часть Яркента в развалины, разрушило центральный портал мечети.
Основным строительным материалом была древесина – доставляемые из Акусуйских и Кетменских гор бревна тянь-шаньской ели. Остов мечети составляют 122 поставленных на каменные опоры-базы деревянных столба примерно одной толщины. Они соединены между собой системой балок. Колонны оклеены в несколько слоев грубой материей и окрашены цветными лаками, что предохраняло дерево от гниения, делая его прочным и долговечным.
В боковых помещениях портала находились учебные комнаты – дэрисхана, к которым с северной и южной стороны пристроены хужри – жилые помещения для учащихся медресе.
При строительстве мечети работали и искусные резчики по дереву, ганчу, которые со вкусом выполнили резьбу во внутренних помещениях. Поверхность арок и стен покрыта тончайшей росписью и резьбой, что создает впечатление ажурной легкости и изысканности. До сих пор сохранились изображения диких и фантастических животных, птиц, рыб. В росписях гармонично сочетаются различные краски, преобладающие тона – черный и белый.
Впервые в нашем регионе при строительстве Джаркентской мечети появился такой элемент зодчества, как "парящая крыша" – характерный прием китайской архитектуры.
Советская судьба мечети мало чем отличается от судеб других памятников архитектуры. После 1918 года здание использовали как склад для различных предметов и материалов. В середине прошлого века этот выдающийся памятник архитектуры Семиречья был взят под охрану государства, а в середине 70-х годов были проведены реставрационные работы, позволившие хоть в какой-то мере восстановить мечеть в первозданном виде. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. В противном случае наши потомки будут вынуждены изучать свою историю только по пересказам.
№14 (101) 16 июля - 11 августа 2003
|