Какая страна, такой и Омбудсмен. Победы и беды Турсунбая Бакир уулу (Кыргызстан) 01:12 07.08.2003
Омбудсмен таков, каковы мы сами
Замир ОСОРОВ
Омбудсмен страны Турсунбай Бакир уулу на пресс–конференции в информационном агентстве "АКИpress", которая состоялась в минувшую пятницу, сделал отчет о деятельности своего института за первые полгода.
Уже открыты представительства в Оше, на Иссык–Куле, на днях открывается офис в Джалал–Абаде.
Похоже, что Турсунбай Бакир уулу постепенно выходит на единственно возможный путь как для самореализации на высоком посту Акыйкатчы, так и для успешного функционирования самого института.
Напомним, что с самого первого дня избрания на этот пост Турсунбай Бакир уулу оказался между молотом и наковальней двух диаметрально противоположных группировок, определяющих политическую жизнь в стране. Это сторонники существующей власти, готовые ради продления полномочий существующего режима и усиления его пожертвовать Конституцией и будущим страны, и те, кто продолжает верить и надеяться, что в Кыргызстане еще возможно построить подлинно демократическое правовое общество. Именно этим обстоятельством и объясняется явно недружественное восприятие института Омбудсмена почти всеми без исключения проправительственными газетами, в то время как независимые издания стараются поддерживать его, а международные организации оказали ему солидную материальную поддержку. В итоге разочарованными оказались как бы все стороны. Демократы хотели бы в одночасье увидеть в новом Омбудсмене нового гаранта Конституции, политика, который может стать достойным противовесом самому президенту страны. Этого не произошло и вряд ли могло произойти. Тем более что едва учрежденный институт, не решив своих финансовых проблем, оказался в подвешенном состоянии. Что же касается зарубежных грантов, то они, как это заведено, могут быть использованы в лучшем случае лишь на приобретение оборудования и проведение "круглых столов" и обучающих семинаров. Исполнительная власть тем самым ясно дала знать новоявленному Акыйкатчы, кто хозяин в доме.
То, что происходит с Омбудсменом, это, конечно же, далеко не первый провал кыргызских парламентариев. Именно законодатели в далеком уже 1993 году позволили осуществиться тихому конституционному перевороту, в результате чего произошло резкое усиление исполнительной власти, а затем состоялся и роспуск парламента. Новый парламент только продолжал соглашательскую линию своих предшественников, постепенно превращаясь в послушный инструмент в руках президента и его администрации.
Что оставалось делать в такой ситуации Турсунбаю Бакир уулу? Когда здравомыслящие люди в Кыргызстане понимают, что страна катится в пропасть авторитаризма, но не видят смысла бороться в открытую с этим явлением? Поскольку не только народные избранники в лице депутатов ЗС и СНП Жогорку Кенеша представляют из себя аморфную массу, но и сам народ Кыргызстана отнюдь не настроен (или пока еще просто не обучен) бороться более решительно и организованно за отстаивание своих прав и свобод.
В то же время этот самый народ более чем красноречиво выразил свое отношение к новому институту и Турсунбаю Бакир уулу обилием поступающих писем, запросов и жалоб.
За минувшие полгода к Омбудсмену обратились 2246 человек, 1244 заявления принято к рассмотрению. Около 600 посетителей выслушаны лично Омбудсменом, устные консультации получили 354 обратившихся. Примерно треть всех принятых заявлений успешно решается, заявил Турсунбай Бакир уулу. Больше всего жалоб поступает по вопросам гражданского и уголовного права. На третьем месте хозяйственные споры и конфликты. Положительным моментом в работе можно назвать и то, что Акыйкатчы регулярно посещает пенитенциарные учреждения республики, где часто нарушаются права человека. А условия содержания в них иначе как ужасающими назвать нельзя. Особенно плохо обстоит дело с ИВС в районах и областях юга страны. Повсеместной проблемой является то, что задержанные сплошь и рядом не имеют возможности воспользоваться услугами адвокатов, содержатся в ИВС месяцами, а в некоторых случаях даже годами. "Только в Тонском ИВС благодаря нашему вмешательству, - пояснил в связи с этим Турсунбай Бакир уулу, - удалось наладить горячее питание для задержанных, в остальных же ИВС страны временно задержанные на период проведения следствия живут только на хлебе и воде".
Любопытно, что от беззакония и произвола часто страдают сами работники ИВС. Омбудсмен, в частности, обнародовал факт незаконного задержания и привлечения к уголовной ответственности бывших руководителей Кара–Кульджинского ИВС Рыскулова и Ташполотова после того, как водворенный в ИВС заключенный скончался из–за болезни. Тогда как к ответственности надо бы привлекать тех, кто направлял в ИВС тяжело больного человека. В связи с этим Рыскулов и Ташполотов, содержащиеся в данное время в Ошском ИВС, объявили голодовку, которая была прервана на седьмой день по просьбе Омбудсмена, обещавшего помочь им и привлечь к их проблемам внимание прессы и общественности.
Омбудсмен также назвал несколько других крупных проверок, которые проводит в данное время его организация в ответ на обращения и письма граждан. В частности, подтвердились факты многочисленных нарушений, допущенных руководством Джалал–Абадской областной больницы. В настоящее время проверка уже близится к завершению, и возобновилась организация трехразового питания больных, улучшено качество их обслуживания. Вмешательство Акыйкатчы позволило выявить антизаконную деятельность сотрудников экологического поста в городе Балыкчы. Когда фактически частная фирма "Асманат–банк" занималась сбором денег с въезжающих на территорию Иссык–Кульской области, причем собранные свыше 600 тысяч сомов использовались не по назначению. Тогда как по положению деньги на проезд должны были взиматься только с жителей Казахстана. И теперь Генеральная прокуратура страны расследует эти нарушения. Омбудсмен также сообщил, что по его инициативе создана инспекция по защите религиозных свобод в Кыргызстане, которая будет отстаивать не только конституционные права некоторых исламских течений, огульно обвиняемых в экстремизме, но и многие христианские конфессии, которым отказано в проведении миссионерской деятельности в областях и районах.
Приведенные факты говорят о том, что институт Омбудсмена по большому счету оправдал свое предназначение, это вынуждено было оценить и правительство, которое наконец–то решило выделить 15 млн. сомов для его функционирования. Что удовлетворит более половины всех его материальных запросов и вернет к нормальной работе тех сотрудников, которые были вынуждены из–за материальных проблем уволиться или выйти в отпуска без содержания.
5.08.03
|