В.Портников - Отцы и дети. Пример Алиева - наука всему СНГ? 01:22 08.08.2003
Отцы и дети
Виталий ПОРТНИКОВ
Пока Гейдар Алиев считал свое состояние здоровья если не удовлетворительным, то по крайней мере позволяющим не задумываться о ближайшем будущем, в Азербайджане могли обсуждаться самые разнообразные варианты преемственности.
Но когда Алиеву, судя по всему, действительно стало плохо - или он решил, что откладывать передачу власти более не стоит, - глава азербайджанского государства стал действовать уверенно, напористо и без каких бы то ни было вариантов. Он практически уже сегодня передал власть сыну, заставив депутатов парламента от правящей партии присягнуть Ильхаму. И все сражения за власть в Азербайджане откладываются на время, когда у Алиева-старшего уже не будет физической возможности никого ни в чем убедить, а Алиев-младший продемонстрирует, что до отца ему далеко.
Но одновременно передача власти в Азербайджане показала и другое - как быстро изменилось постсоветское пространство и какими правилами игры руководствуется его новая элита. Гейдар Алиев был, как казалось, представителем еще элиты старой. Никто из других постсоветских президентов не мог похвастаться таким послужным списком. Даже те из коллег Алиева, кто побывал в политбюро, стали его членами в период, когда оно уже ничего, по существу, не решало. Исключение составляет разве что Эдуард Шеварднадзе - но и его из кандидатов в члены политбюро перевел уже Горбачев. А Алиева переводил вызвавший его в Москву Андропов, и авторитет многолетнего первого секретаря ЦК компартии Азербайджана в его ставшей независимой республике базировался именно на этой необыкновенно долгой политической карьере, сделавшей Алиева политиком неазербайджанского масштаба. Кроме того, единственный из постсоветских лидеров - за исключением разве что Владимира Путина, - Алиев делал карьеру не в партийном или хозяйственном аппарате, а в КГБ. И - тут уж он точно единственный - в КГБ он дослужился до генерала. Стоит ли напоминать, что в наше время это кое-что означает?
Но, с другой стороны, можно ли представить себе, чтобы в советские времена первый секретарь ЦК республиканской компартии делал своим наследником собственного отпрыска? И при этом еще и заставлял бы членов ЦК единогласно голосовать за свой выбор? В советском обществе это выглядело бы откровенным неприличием. Дети вождей, если и попадали в аппарат, занимали второстепенные должности. Даже не отличавшийся особой скромностью Леонид Брежнев долгие годы не решался ввести сына Юрия - всего лишь заместителя министра внешней торговли - в состав ЦК. В Москве с раздражением отнеслись к решению болгарского генсека Тодора Живкова ввести в Алиев стал первым политиком, отказавшимся играть в прятки со своими подданными.
состав политбюро дочь Людмилу - также всего лишь председателя комитета по культуре. На Старой площади тогда утверждали, что стареющий Живков хочет передать власть дочери. Но Людмила умерла молодой, а Живкову, пережившему дочь и сметенному перестройкой, было не до наследников - так что все это осталось на уровне политической фантастики.
А вот в чем не приходится сомневаться - так это в том, что член политбюро Гейдар Алиев в то время выгнал бы из своего кабинета любого, кто осмелился бы обратиться к нему с предложением передать должность близкому родственнику, тем более сыну, да еще и оформить эту передачу парламентским решением. Гейдар Алиев нашего времени шаг за шагом передает власть сыну. Именно потому, что изменилось и сузилось само понятие корпоративности. Во времена Алиева - первого секретаря оно базировалось на общности номенклатурных интересов. Люди, попавшие в обойму, если и боролись друг с другом, то чаще всего не до крови - даже потерпевшим поражение сохранялись квартиры в цековских домах, дачи, спецобслуживание, короче говоря, место среди избранных, пускай и не такое почетное. В наше время общность интересов объединяет представителей уже не слоя, а группы - семьи. И Алиев, классик советской политики, стал классиком постсоветской. Он не стал искать "азербайджанского Путина" и не стал проводить конституционную реформу с целью уменьшения полномочий будущего президента. Он просто решил передать власть сыну - так оно, конечно, надежнее.
Со стороны это решение азербайджанского президента может выглядеть далеким от демократии, и оппоненты непременно сравнят его с решением товарища Ким Ир Сена, который также заблаговременно передал власть собственному сыну. Но почему же непременно сравнивать с Ким Ир Сеном? Ведь и Соединенными Штатами руководит человек, отец которого не так давно был президентом страны - и ничего. В отличие от Ким Чен Ира Ильхам Алиев собирается участвовать в президентских выборах, и у него будут оппоненты, которые готовы критиковать сына главы государства гораздо яростнее, чем Алиева-старшего. И если Ильхам победит на этих выборах, то это будет не только заслуга отца, но и его личная заслуга. И еще заслуга системы, позволяющей такую преемственность власти обеспечивать с участием избирателей.
Потому что если США - обыкновенная демократия, а КНДР - заурядная коммунистическая диктатура, то Азербайджан - обычное постсоветское государство. На пространстве бывшего СССР удалось построить особое общество (не знаю, как бы его точнее назвать - может быть, феодальная демократия, может, семейная?), в котором еще можно передавать власть от отца сыну (не обязательно сыну физическому, можно и просто политическому, главное, отыскать такого), но уже нельзя сделать это просто на пленуме ЦК партии, приходится рассчитывать на всенародное одобрение, проводить выборы, регистрировать оппозиционных кандидатов. Даже сегодня нельзя с абсолютной уверенностью сказать, что Ильхам Алиев победит на президентских выборах - в конце концов, для избирателя он всего лишь сын Алиева, но не сам Гейдар Алиев. И при этом нет никакой абсолютной уверенности в том, что после передачи власти режим сохранится в неизменном виде и гарантирует спокойную жизнь всем тем, кто обеспечивал процесс передачи (по-моему, лучшим доказательством этого является именно российский опыт).
Семья как политическое явление есть отнюдь не только в Азербайджане, ее роль велика в большинстве других бывших советских республик. Но Гейдар Алиев оказался первым политиком, отказавшимся играть в прятки со своими подданными. Он сказал им четко и ясно: вами правит семья Алиевых. Сегодня - я, завтра - мой парень. И теперь уж дело азербайджанской элиты и азербайджанского общества принимать этот вердикт как неизбежность или попытаться ему хотя бы что-то противопоставить. 7.08.2003
|