Н.Берч: Хомейни-внук предрекает начало беспорядков в Иране и Ираке 02:40 13.08.2003
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВНУКА АЯТОЛЛЫ НАВОДЯТ НА МЫСЛЬ, ЧТО В ИРАНЕ И ИРАКЕ МОГУТ НАЧАТЬСЯ БЕСПОРЯДКИ
Николас Берч – эксперт по Турции, Ирану и Ближнему Востоку.
Аятолла Рухолла Хомейни, основатель иранской теократии, смотрит на вас сверху вниз с плакатов, расклеенных в шиитских районах Багдада. Иранское правительство, официально занявшее позицию нейтралитета во время вторжения в Ирак войск союзников во главе с США, вознегодовало, когда американский президент Джордж У. Буш потребовал, чтобы оно не вмешивалось в ситуацию, создавшуюся после окончания войны в Ираке. Однако, как показывает сделанное 5 августа 45-летним внуком Хомейни, Сайидом Хусейном Хомейни, заявление, воцарившийся там хаос может заставить иранское духовенство перейти в оборону.
"Иранцы настаивают на свободе, но они не знают точно, откуда она придет", – заявил Хомейни 5 августа журналистам в Эн-Наджафе. "Если она придет изнутри, они будут ее приветствовать, но если было необходимо, чтобы она пришла из-за рубежа, а именно от Соединенных Штатов, народ с этим тоже согласится". Информация об этих поразительных заявлениях была вскоре распространена по всему миру, подтвердив мнение о стоящем перед иранским духовенством беспрецедентным вызовом, заставляющим усомниться в его легитимности. Сделав прозвучавшее на весь мир заявление, Хомейни, вполне возможно, стал лидером миллионов недовольных молодых иранцев. Если за ним последуют также и жаждущие свободы иракцы, Хомейни может оказаться в центре беспорядков в обеих странах.
Год с небольшим тому назад казалось, что мощь иранского фундаментализма неуклонно возрастает. Располагающее реальной властью духовенство продолжает использовать разочарование реформаторски настроенных избирателей президентом Мохаммедом Хатами и его союзниками. Однако консерваторы тщательно избегали каких-либо инициатив в отношении Ирака. Иранское правительство отреагировало на нагоняй, устроенный ему администрацией Буша, заявив, что "никто не имеет права вмешиваться в дела другой страны". Амир Мохеббиан, обозреватель консервативной газеты "Ресалат", утверждает, что власть в Тегеране "не намерена" навязывать свою "политическую модель" Ираку. Высказывания Хомейни, возможно, означают, что упомянутая модель сталкивается со слишком серьезными проблемами на своей родине, чтобы претендовать еще и на экспорт.
Некоторые наблюдатели оспаривают это мнение, замечая, что старшие аятоллы в Куме поддерживают молодого Хомейни из священного иракского города Эн-Наджафа и что, как известно, духовный лидер аятолла Али Хаменеи находился в тесном контакте с членами поддерживаемой Ираном группировки Высший совет исламской революции в Ираке. В мае представитель Хаменеи сопровождал лидера движения аятоллу Бакр аль-Хакима, когда тот решил возвратиться в Ирак. Сейид Мустафа Мухаккик Дамад, знаток исламского права из Тегеранского университета, утверждает, что иранское консервативное руководство считает вполне возможным установление в Ираке "точной копии иранской теократии". Избавление от Саддама, считает Дамад, дало шанс "тем, кто желал бы следовать древним рецептам шиитов, поддерживая благочестивые, аполитичные отношения между старшими аятоллами и их последователями". Такие отношения не обязательно означали бы политическую децентрализацию. Вскоре после своего прибытия в Ирак, сообщила иранская пресса, аль-Хаким выступил в роли "религиозного деятеля", а не политика.
Неясно, каким образом иранские фундаменталисты могли бы использовать таких иракских деятелей, как Хаким, который время от времени предлагает пойти на примирение с администрацией Буша. Западные наблюдатели, сосредоточившие внимание на неспособности Хатами провести реформы через властные структуры, скорее всего, преувеличивают опасность захвата власти правящим духовенством. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight]. По оценке одной из базирующихся в Лондоне оппозиционных религиозных группировок, лишь 80 из примерно 5000 иранских аятолл искренно поддерживают режим. А среди 14 иранских "великих аятолл" многие сегодня вообще сомневаются в совместимости государственной власти с религиозной чистотой. Высказывания Хомейни насчет свободы указывают на то, что невнятной идеологии соответствует и не вполне внятная политика духовенства.
Некоторые иранские аналитики говорят о появлении признаков недовольства среди традиционно проправительственного духовенства. В качестве примера они приводят высказывания, сделанные в мае 2002 г. аятоллой Эбрахимом Амини, заместителем главы консервативной Ассамблеи экспертов. "Режим не может держаться на силе, – заявил тот перед аудиторией в Куме. – Общество находится на грани взрыва". С тех пор прошло больше года, но эти заявления официального представителя органа, имеющего право назначать и смещать Духовного Лидера, уже не могут рассматриваться как простое проявление алармизма.
Выступление молодого Хомейни высветило еще одно обстоятельство, а именно несопоставимость авторитета Хомейни-старшего и нынешнего духовного лидера Ирана. Хомейни-старший, несмотря на всю свою желчность, имел репутацию блестящего ученого. У Хаменеи такой репутации нет. "Высшее духовенство относится к его богословским высказываниям с пренебрежением", – говорит Надим Казми, представитель лондонского филантропического Фонда имама аль-Хоеи, благотворительной организации, связанной с весьма почитаемым, но аполитичным аятоллой из Эн-Наджафа. По словам критиков, Хаменеи восполняет недостаток доверия к себе, подавляя инакомыслие среди духовенства. После 1989 г. по постановлениям специальных судов, рассматривающих дела духовенства, был казнен целый ряд обвиненных в инакомыслии религиозных деятелей. Общее число казненных составило, возможно, 60 человек.
В этом контексте заявления молодого Хомейни о том, что Соединенные Штаты могут рассматриваться как приемлемая сила освобождения, перекрывают всякие пути проникновения в Ирак, на что, возможно, еще надеялось иранское духовенство. Высказываются сомнения и в способности шиизма воодушевить иранцев, которые на протяжении жизни целого поколения находились под властью духовенства и испытывают сегодня разочарование в последнем. "Молодые люди гораздо больше интересуются Киром Великим и тому подобным националистическим вздором", чем учением шиитов, говорит Али Ансари, преподающий историю восточного средневековья в Даремском университете. Вполне возможно, что идеи Сайида Хусейна Хомейни будут подхвачены теми молодыми иранцами, которые стремятся к установлению новой политической модели. А это могло бы вызвать дестабилизацию в Иране и Ираке.
13.VIII.2003
|