Доктор Асанканов рассказывает о памятниках кыргызского великодержавия, обнаруженных на Алтае и в Сибири 02:35 18.08.2003
"Алтай, Тува, Хакасия".
К.АСКЕРОВА
Таков был маршрут первой международной археолого-этнографической рекогносцировочной экспедиции, прошедшей по местам древнего и средневекового расселения кыргызов.
В экспедиции принимали участие ученые нашей республики и России. Сегодня гость нашей редакции - руководитель экспедиции, ректор Кыргызского государственного педагогического университета им. И. Арабаева, член-корреспондент НАН Кыргызской Республики, доктор исторических наук, профессор А. Асанканов.
Корр. - Абылабек Асанканович, какие цели ставила перед собой экспедиция?
А.А. - Она была включена в программу правительственных мероприятий по проведению Года кыргызской государственности, утвержденную распоряжением Президента нашей республики, а ответственность за ее проведение была возложена на наш университет. Подготовка экспедиции курировалась Госсекретарем О. Ибраимовым и была поддержана в финансовом отношении Госагентством по науке и интеллектуальной собственности, Госкомитетом по туризму, спорту и молодежной политике и авиакомпанией "Кыргызстан аба жолдору". То, что экспедиция проходила под патронажем Госсекретаря и при спонсорскокой помощи названных организаций, сделало возможным ее успешную работу. Но, несмотря на это, большая часть расходов по осуществлению экспедиции легла все же на наш университет. Поэтому при организации будущих экспедиций хотелось бы надеяться на гораздо более активную поддержку. Ведь инвестиции в интеллект никогда не оказывались проигрышными.
Экспедиция ставила целью исследовать археологические памятники Алтая, Тувы и Хакасии, связанные с древней и средневековой историей кыргызов, а также раскрыть и исследовать этнические схожести и параллели в духовной и материальной культуре.
Корр. - Исходя из какого принципа комплектовался состав экспедиции?
А.А. - Отбирались ученые, занимавшиеся проблемами этногенетических связей кыргызов с народами Саяно-Алтая. Например, российские доктора исторических наук Ю. Худяков и В. Бутанаев широко известны своими научными трудами в этой области. Другие участники экспедиции - доцент, кандидат исторических наук КНУ О. Каратаев и доцент нашего университета С. Алымкулова - исследуют различные проблемы этнической истории, духовной и материальной культуры кыргызов и народов Саяно-Алтая. Известный тележурналист, обозреватель Гостелерадиокорпорации Кыргызской Республики и автор программы "Доор аяны" С. Абдыракманов вел видеосъемки всей экспедиции.
Корр.- Расскажите, пожалуйста подробнее о вашей работе.
А.А. - На всем протяжении маршрута мы вели не только полевые исследования, но и встречались с историками, археологами, этнологами, фольклористами, филологами и др., а также обязательно осматривали экспозиции музеев. В Хакасии исследовали такие памятники, как Чулымский и Уйбатский чаатасы, Салбыкский царский курган. Салбыкский курган (государство Гэгуньго,111 в. до н. э.) имеет 0,5 километра в окружности, 25 метров высоты. Его раскопки были произведены в 1954-1956 гг. профессором С. В. Киселевым.
Выяснилось, что каменоломни, откуда скалывали и привозили камни, находились в 50 километрах от кургана. Какие приспособления использовали для привоза и установки этих камней, остается загадкой. Некоторые из них в весе достигают 40 тонн. Сегодня они стоят как молчаливые свидетели былого могущества наших предков. Уйбатский чаатас - памятник эпохи Кыргызского великодержавия IX в. Были обследованы родовые тамги кыргызов, петроглифы на камнях памятников, определены направления последующего исследования.
В частности, большой интерес вызвали материалы уйбатской культуры, где в чаатасах нашли более 40 родовых тамга кыргызских родоплемен, которые ярко свидетельствуют об этногенетических связях кыргызов с народами Саяно-Алтая. Также определены этимологии исторических названий окрестностей: Каратас, Шивелер, Улуг-Уй-Таг, Кичиг-Уй-Таг, Ок, Саксаар, Карадаг, Уйбат, Ызыг (ыйык), Сары-Жаз и мн. др. Экспедиция проследовала также по историческим местам, известным нам из таких памятников письменности, как надписи в честь Культегина и Тоньюкука.и связанным с трагическими страницами истории кыргызского народа: по долине реки Аны вдоль гряды гор Кегмен, к месту гибели кагана енисейских кыргызов легендарного Барсбега.
В Минусинском и Абаканском музеях обследовали и сделали видео и фотосъемки экспозиций, связанных с древней и средневековой историей кыргызского народа. Здесь же приобрели российские научные издания для кабинета кыргызоведения и эстампажи со знаменитой стелы Барсбега и Сулекской писаницы для музеев нашего университета и КНУ им. Ж. Баласагына. Работа с информаторами позволила провести этнолингвистический анализ диалектов хакасского языка.
В Туве исследовали топонимические названия и провели их сравнительно-сопоставительный анализ, осмотрели экспозиции и изучили памятники древнекыргызской эпохи в республиканском краеведческом музее им. Алдан Маадыра, встретились с учеными Тувинского института гуманитарных исследований. Каждая экспедиция, как и любая поездка, - это и встречи с интересными людьми. Именно такой встречей и было знакомство в Кызыле с доктором исторических наук Монгушем Бораковичем Кенин Лопсаном, автором многих трудов по шаманизму. Примечательно, что он официально носит титул верховного шамана.
В Республике Алтай обследовали богатую историческими памятниками Каракольскую долину, объединенную в настоящее время в единый этноприродный парк. Исследовали знаменитые Башадарские курганы, памятники древнетюркской эпохи, носившие сакральный характер и связанные с культами предков. Собрали полевые материалы об этнических параллелях и схожестях, проанализировали аналогии в быту, пище, видах жилища.
Корр. - Однако на этом точка в работе экспедиции не поставлена?
А.А. - Нет, конечно. Со всеми университетами и научными учреждениями, с которыми мы встречались на протяжении маршрута, подписаны меморандумы о дальнейшей совместной работе.
Многие вопросы этнической истории, проблемы материальной и духовной культуры (например, изучение родовых тамг кыргызов), требуют коллективного усилия исследователей Кыргызстана, Тувы, Хакасии и Алтая. На Алтае только исследование топонимических названий, связанных с эпосом "Манас", может стать темой отдельных полевых работ. Предстоит также изучить и сравнить топонимику Каракольской и Чуйской долин Алтая. Постоянная учеба в этих регионах наших аспирантов, сопряженная с активными полевыми исследованиями (о чем достигнута договоренность), конечно, принесет свои плоды.
Готовится телефильм об экспедиции - его покажут осенью этого года. Еженедельно, по субботам, в программе "Доор аяны" транслируется передача о ходе работы экспедиции. Участники экспедиции готовятся выступить с докладами на международной научно-теоретической конференции, посвященной Году кыргызской государственности, которая состоится в ноябре, а также научные статьи для сборника по итогам экспедиции.
Корр. - Какие впечатления остались лично у вас от участия в экспедиции?
А.А. - Работа в ней - несомненная научная удача для этнографа. Воочию увидеть такие величественные памятники, как Уйбатский чаатас, Салбыкский царский курган в Хакасии Башадарские курганы на Алтае, побывать в местах, где в 1721-1722 гг. скандинавский, путешественник Д. Мессершмидт с пленным шведским офицером Т. Страленбергом впервые в истории натолкнулся на доселе неизвестные надписи, позднее оказавшиеся реликтами письменной культуры наших предков, - эти ; впечатления трудно -,, передать словами. Их надо пережить. Именно в такие минуты становятся близки и понятны выражения "дуновение времени", "зов эпохи", "прикосновение с духовностью предков". Ценнейший источник вдохновения для этнографа - работа с информаторами, людьми, хорошо знающими быт, прошлое своего народа. Именно такими были встречи на хакасской земле с семьей Спириных-Самотока из рода кок -сакы и Маки из рода ах-хырхыз, на алтайской земле - с представителями родов кара- и когулнайман, хотон-кыпчак, тоолос, кыдат-сойон и др.
Больше всего поразило, пожалуй, сохранение в памяти народной понятия об едином государстве. В Хакасии и на Алтае люди, далекие от исторической науки, говорили о некогда бывшем единстве с современным кыргызским народом, как о неоспоримом факте. До сих пор предметом творческих дискуссий является причина миграции енисейских кыргызов. Была ли это откочевка в поисках новых пастбищ или к тому вынудили военные столкновения, или природные изменения...
Корр. - Вы назвали свою экспедицию первой. Значит, есть надежда, что будет и вторая, и третья?
А.А. - Да, безусловно. Наша экспедиция - первая ласточка в ряду таких исследований. Ее результаты свидетельствуют о необходимости продолжения начатой работы. Предстоит поднять целый пласт проблем изучения этнокультурных и этногенетических связей кыргызов Синьцзян-Уйгурского автономного района, исследовать этнический состав тюркоязычного автохтонного населения Монголии.
Решение этих проблем без практического подтверждения полевыми материалами не будет иметь научной ценности и новизны. Необходимо исследовать район озера Лобнор, озера Вашися, весь Кара-Суйский район СУАР (КНР), район озера Кыргыз-Нур (северо-западная часть Монголии). В этих районах на будущий год планируется работа научной экспедиции. Поэтому очень важен опыт работы российских коллег, для которых принцип: "Этнолог или археолог без полевых практических исследований - не специалист своего дела" является не расхожей фразой, а лежит в основе дела.
15 августа 2003 года.
|