Багдадский вор. Хомейни-внук призывает США к интервенции в родной Иран 02:35 20.08.2003
ВОЗВРАЩЕНИЕ ХОМЕЙНИ Внук основателя Исламской Республики призывает американцев помочь иранскому народу
• Евгений ШЕСТАКОВ
"Если не существует другой альтернативы для обретения свободы, кроме американского вторжения, жителям Ирана стоит согласиться с таким решением". Эти слова принадлежат не ястребам из администрации Джорджа Буша. Их произнес Хассан Хомейни, внук основателя и духовного лидера Исламской Республики Иран. Прямой потомок аятоллы, который, искренне ненавидя Америку, объявил ее "большим сатаной".
Месяц назад Хассан пересек северную границу Ирака, спасаясь от секретных агентов иранского правительства, получивших, по его словам, задание "устранить его любым путем". Сейчас младший Хомейни живет в Багдаде, на шикарной вилле, принадлежавшей до недавнего времени одному из братьев экс-президента Ирака Саддама Хусейна. Отсюда, из "багдадской ссылки", он обвиняет правящий в Иране режим в "издевательстве над своим народом".
О внуке Хомейни известно немного. Сейиду Хассану Хомейни 45 лет. Духовное образование он получил в Эн-Наджафе, где с 7 до 14 лет жил вместе с находившимся в изгнании дедом. После исламской революции внук продолжил свое религиозное образование в одном из шиитских центров Ирана. На выборах в 1997 году президента страны Хассан активно поддерживал будущего главу государства Мохаммада Хатами, публично называя его "лучшим защитником учения его деда". Последние годы Хассан занимал должность хранителя музея аятоллы Хомейни и куратора института, готовящего к публикации труды основателя исламского государства.
Кстати, в этой должности Хассан сопровождал лидера кубинской революции Фиделя Кастро, который в мае 2001 года посетил Иран. После этой встречи Хассан Хомейни получил личное приглашение Кастро посетить торжества по случаю очередной годовщины штурма казарм Монкада как "достойного продолжателя антиамериканской и антиимпериалистической политики" своего деда.
До последнего времени Хассан Хомейни не отличался особой любовью к США. В своих выступлениях перед слушателями он любил повторять: "Дружеские отношения между США и Ираном настолько же невозможны, как любовь между волком и ягненком". В июне 2002 года, выступая на митинге по случаю 13-й годовщины смерти аятоллы Хомейни под крики толпы "Смерть Америке!", он, не стесняясь в выражениях, в очередной раз обрушился с критикой на политику США и Израиля в регионе.
Но все изменилось после разгрома студенческих выступлений, которые прокатились по Ирану в мае этого года, и арестов 4000 человек, принимавших участие в протестах. Эти демонстрации активно поддержал Хассан Хомейни. С этого момента внук аятоллы становится в Иране персоной нон грата. За ним начинают охоту иранские спецслужбы. И он вынужден бежать в Ирак "под защиту английских и американских войск".
Впрочем, свое появление в Багдаде внук Хомейни объясняет не столько грозящей ему в Иране опасностью, сколько возможностью впервые за долгие годы совершить паломничество к расположенным в этой стране шиитским святыням и желанием повидать старых, еще со времен учебы, знакомых, многие из которых занимают высокие посты в шиитской иерархии. Только теперь Хассан говорит все больше о свободе и Конституции, "символами которых была и остается Америка".
"Ислам - это политика", - любил повторять аятолла Хомейни, свергнувший режим шаха. Сейчас начинает "свою" борьбу с действующей иранской властью и его внук Хассан. Он считает, что духовные лидеры Ирана не сумели сохранить верность идеалам Хомейни. "Они лишь используют его имя для придания себе легитимности", - говорит журналисту французской газеты "Фигаро" младший Хомейни.
Существующую в Иране политическую систему Хассан называет "тоталитарной" и "далекой от желаний самих иранцев". От имени деда он предлагает радикальные преобразования - разделить политику и религию и создать в стране демократический строй, при котором "людей не будут преследовать за убеждения". И если для этого необходимо вторжение в Иран американских войск - внук Хомейни готов поддержать такой шаг.
|