Марк Штейнберг - Бродит призрак. Исламский экстремизм в Латинской Америке 00:53 24.08.2003
НА БЛИЖНИХ ПОДСТУПАХ К США НЕСПОКОЙНО Призрак коммунизма в Америке мирно сосуществует с исламским экстремизмом
Марк ШТЕЙНБЕРГ - независимый журналист (США).
Контролируя третью часть колумбийской территории, местные борцы за справедливость не любят красоваться перед камерами.
Латинская Америка - идеальный плацдарм для развертывания масштабной террористической деятельности против Соединенных Штатов. Почти во всех странах этого континента и Карибской зоны - огромное количество политико-экономических проблем, порождающих острейшую социальную несправедливость, безработицу и нищету в отсутствие сколько-нибудь реальных перспектив перемен к лучшему. Деятельности экстремистов способствуют колоссальные массивы необжитых пространств, сопоставимых по площади с европейскими государствами, которые могут служить убежищем целым армиям террористов.
Из 20 наиболее крупных стран этого региона, только четыре могут похвастаться отсутствием террористических организаций, партизанских формирований и боевых диверсионных отрядов. В остальных странах терроризм уже почти 50 лет доминирует в практике антиправительственных партий и групп.
Повстанцы и террористы Латинской Америки придерживаются различных, порой вполне противоречивых идеологических установок: марксизма, троцкизма, маоизма, индейских боевых традиций и криминальных законов. Они действуют в странах с совершенно различными режимами - от конституционной демократии до военной диктатуры.
В настоящее время, по данным ЦРУ, таких экстремистских группировок, организаций и партий в Латинской Америке около 50. В Пуэрто-Рико это Армия национального сопротивления; в Сальвадоре - Силы национального освобождения и Национально-освободительный фронт; в Боливии - партизанская армия Катари и Национальный фронт; в Эквадоре - группировка "Красное Солнце"; в Гватемале - Фронт национального единства; в Гондурасе - Моразинстский Союз; в Венесуэле - Альянс правых...
Особую тревогу сегодня вызывает ситуация в Колумбии, где партизанская война имеет самый длинный "стаж" на континенте - с 1949 г. Столь ожесточенной борьбы не наблюдается ни в одном латиноамериканском государстве. В стране действуют более 25 тысяч повстанцев, которые захватили почти третью часть ее, по площади равную Швейцарии. За 53 года в результате боевых действий погибло более 200 000 человек, в основном - мирных жителей. Об уровне насилия красноречиво свидетельствует такой показатель: если в Южной Америке на каждые 100 000 человек приходится не более 30 убийств ежегодно, то в Колумбии убивают более семидесяти.
Самой мощной, многочисленной и стабильной группировкой являются "Революционные вооруженные силы Колумбии" (РВСК), созданные в 1964 г. как военное крыло Колумбийской компартии. Эта группировка насчитывает более 20 000 хорошо обученных бойцов. Бессменным лидером является команданте Мануэль Маруланда. Первый заместитель команданте - весьма популярный на всем континенте (как Чапаев в былом СССР) полевой командир Джорга Брисено. Еще в середине 80-х гг. прошлого века произошла смычка этих воинствующих марксистов с колумбийскими наркобаронами. Хотя такое сотрудничество и портит имидж борцов за социальную справедливость, но зато приносит партизанам десятки миллионов в год.
Повстанческая армия захватила и удерживает большую часть "красной зоны", где утвердила свои законы, малейшее нарушение которых карается смертью. А по части разрушительной мощи в колумбийской сельве с партизанами может сравниться разве что ураган. Так, к примеру, был уничтожен городок Арболедо, в котором находились 25 полицейских: его вместе с жителями партизаны сожгли, обстреляв из минометов баллонами с пропаном - вполне современными боеприпасами объемного взрыва.
В сельской местности действуюти другие группировки партизан.
Одной из самых мощных террористических организаций Латинской Америки является перуанская "Сендеро луминосо" ("Сияющая тропа"), которая до 1978 г. была маоистской группировкой местной компартии. Возглавивший ее профессор Абимаэль Гусман нацелил свою организацию на создание в Перу "индейского социализма" насильственным путем, в первую очередь за счет "удушения городов". И только за первые три года этой операции было проведено более 2500 терактов. К 1991 г. число убитых превысило 12 тысяч, но только в 1996 г. удалось поймать самого команданте Гусмана, арестовать более 2500 боевиков. К 2000 г. численность "Сияющей тропы" сократилась, по данным разведки, до 300 боевиков.
В Перу действует еще одна маоистская группировка "Тупак Амару", чье наименование происходит от имени знаменитого в 18 в. вождя индейцев Южной Америки. Первые террористические атаки этой организации начались в 1983 г., лидером ее является команданте Нестор Серпа, задачей - коммунизм в духе Мао Цзэдуна, наиболее желанные объекты - американцы.
Наиболее громкая операция - захват японского посольства в Лиме в 1996 г. В заложники попали более 50 зарубежных дипломатов и сам министр иностранных дел Перу. Их долго удерживали и освободить удалось лишь с помощью операции местной и американской спецслужб.
Группировка с похожим наименованием "Тупаамарос" была создана в 60-х гг. прошлого столетия в Уругвае теоретиком партизанской войны Раулем Сендиком. Беспощадная борьба продолжалась 17 лет и завершилась победой правительства. Руководители террористов, в том числе и команданте Рауль Сендик, были схвачены. Однако отдельные вылазки происходят и сегодня. Только в 2002 г. в самом Монтевидео произошло 12 террористических нападений, взрывов и захватов заложников.
В Чили на путь вооруженного экстремизма первым стало "Левое революционное движение" - маоистская группировка, практиковавшая убийства, похищения, взрывы. С приходом к власти Пиночета маоисты вынуждены были уйти в подполье. Многие члены "Движения" эмигрировали в США и создали его филиалы в Нью-Йорке, Чикаго и Вашингтоне, откуда осуществляли посильную поддержку соратников на родине. Небольшая часть маоистов, во главе с Паскалем Альенде и в наше время проводит теракты против полицейских, военных и сотрудников американских фирм. Действует в стране и другая экстремистская организация - молодежная группировка ЛАУТАРО.
В Аргентине лидером экстремизма до начала ХХI в. являлась Революционная народная армия (ERP), сформировавшаяся в 1970 г. Она придерживается крайне троцкистской идеологии. Выкуп заложников в среднем за год приносит лидерам ERP до 150 млн. долларов.
Принимая в свои ряды остатки разгромленных полицией организаций, ERP стала инициатором создания весьма мощной и влиятельной структуры латиноамериканского экстремизма - Хунты революционной координации. С момента своего формирования в 80-х гг. Хунта поддерживает террористические организации и группы всего континента, распространила свое влияние и на Северную Америку, пользуясь поддержкой Фиделя Кастро. Но особо опасными в последнее время стали ее тесные связи с исламскими террористическими формированиями, которые дали о себе знать двумя масштабными акциями, взорвав в 1992 и 1994 гг. национальный еврейский культурный центр и посольство Израиля в Буэнос-Айресе. Сегодня выявлено, что к этим терактам причастны члены многочисленной общины шиитов, которые поддерживают тесные контакты с иранским посольством в столице Аргентины. Именно в их среде нашли приют и помощников исполнители терактов, члены проиранской организации Хезболла.
По сведениям ЦРУ, основные ее базы в Аргентине находятся в двух небольших городах: Пуэрта-Игуасо ( провинция Кордова ) и Санта-Роса-де-Каламунита, на стыке трех границ - аргентинской, бразильской и уругвайской. Эти базы были созданы еще в 1992 г. и места для них избраны потому, что в них проживает большая община выходцев из Ирана, Ливана и Сирии.
Это обстоятельство привлекло внимание еще двух мощных террористических организаций: аль-Каиды и Исламского джихада. Их агентура наладила сбор денег и отправку добровольцев в учебные лагеря на территории Афганистана и Ливана. Подготовленные там боевики возвращались в Аргентину. Еще одна крупная исламская община, численностью более 30 тысяч человек, осела в районе стыка границ Аргентины, Бразилии и Парагвая. Здесь имеется свой лагерь для подготовки шахидов. Эти террористы направляются в Северную Америку и латиноамериканские страны, пополняя тамошние "спящие" и действующие группы экстремистов. Не приходится сомневаться в том, что такое разнообразие и изобилие террористов несет прямую угрозу стабильности Америки. 22.08.2003
|