Рабы XXI века. Как четверо кыргызстанцев оказались в китайском рабстве 00:08 25.08.2003
Рабы из Кыргызстана
Александр КИМ, Юрий ГРУЗДОВ
Перед Министерством иностранных дел КР неожиданно встала очень серьезная проблема. Нашим дипломатам предстоит попытаться убедить через своих китайских коллег правоохранительные органы, суды КНР с пониманием отнестись к судьбе четырех так называемых "долговых заложников" из Кыргызстана. А также вызволить из рабства в Синьцзяне других наших сограждан, счет которых, по оперативным данным, уже идет на сотни человек.
Долговая яма
Кыргызстанцы в Китае. На днях некоторые кыргызстанские и зарубежные СМИ распространили информацию, что нарядом Нарынского погранотряда при незаконном переходе китайско–кыргызской границы были задержаны трое нарушителей - граждан КР. Эти данные не соответствуют действительности. Как сообщили в пресс–службе ПС КР, наши сограждане действительно пытались нелегально пересечь китайско–кыргызскую границу, но были задержаны китайскими пограничниками на территории КНР в местности Топо.
Нарушителей границы было не трое, а четверо. Но журналисты не ошиблись в другом - кыргызстанцы действительно бежали из КНР, где их использовали в качестве рабов.
Не секрет, что в целях взаимодействия между кыргызскими и китайскими пограничниками проводятся регулярные встречи. Помимо согласования различных мероприятий, связанных с охраной границы, во время этих контактов, как правило, стороны обмениваются и оперативной информацией. Именно на одной из таких встреч китайские пограничники и сообщили о задержании кыргызстанцев.
Документов, удостоверяющих личность, у нарушителей не было. Кто эти люди на самом деле, сейчас выясняют китайские спецслужбы. Имеющаяся в редакции информация об этих людях крайне скудна. Основывается она пока на показаниях китайской стороне самих задержанных. Один из них назвался Мирланом. Родом он из Нарына. В КНР находится с 2000 года. Второй задержанный - земляк Мирлана. Имя его Ынтымак. Сказал, что ему 25 лет. В Китае - с 2001 года. Такой же срок незаконно пробыл в КНР и 20–летний караколец по имени Алмаз. Об Абрахманове Темирбеке известно только то, что ему 26 лет. Нашим пограничникам было также сообщено, что нелегально пересечь границу пытались 6 человек. О судьбе двоих пока ничего не известно.
Что касается кыргызских пограничников, то на протяжении последнего времени лично они задержали двоих нарушителей. Первый - гражданин России - некто Седанцев. Родом он из Липецка. На допросах задержанный показал, что намеревался из Кыргызстана попасть в КНР, затем - в Гонконг и дальше - в США. В последней стране он планировал просить политическое убежище. У пограничников сложилось впечатление, что у россиянина не все в порядке с головой. Впрочем, это предстоит выяснить врачам. Пока же нарушитель дает показания следователям СНБ.
Второй нарушитель шел из Китая. Точнее, не шел, а ехал в кузове одной из большегрузных фур, двигавшихся из КНР в Кыргызстан. Его пограничники нашли между ящиками с запчастями. Водитель фуры о пассажире ничего не знал. Требуется выяснить, как кыргызстанец Молдобаев попал в кузов грузовика.
У пограничников есть подозрение, что задержанный - один из тех шести беглецов. Первые фразы нарушителя границы сводились лишь к тому, что он был вынужден нелегально бежать из Китая, чтобы до конца своих дней не остаться рабом.
Согласно все той же оперативной информации, на столь отчаянные шаги задержанных на границе кыргызстанцев толкнули ежедневные издевательства и истязания. В КНР они попали разными путями, но в конце концов были вынуждены отрабатывать у китайских предпринимателей, крестьян свои долги.
Выполняли, как правило, по 14-15 часов в сутки самую грязную и тяжелую физическую работу. Жили в нечеловеческих условиях. Законный путь возвращения на родину им был закрыт из–за отсутствия паспортов. Их отобрали у рабов хозяева.
По некоторым данным, сегодня в Синьцзян–Уйгурском автономном округе Китая находятся несколько сотен жителей Кыргызстана, столкнувшихся с подобной проблемой. Среди них не только те, которые нелегально выехали в Китай в поисках работы. Есть и мелкие "прогоревшие" предприниматели. Но костяк все–таки составляют жертвы посредников, которые обещали кыргызстанцам в КНР большие заработки. В итоге обманутые люди вынуждены отрабатывать деньги, якобы затраченные мошенниками на доставку их в Китай.
Кыргызские пограничники считают, что если в ближайшее время не удастся решить проблему через дипломатические каналы, то уже завтра им придется столкнуться с многочисленными нарушениями границы со стороны попавших в Китае в долговую яму соотечественников.
Отныне не рабы, а трудовые мигранты
Кыргызстанцы в Казахстане. На протяжении последних лет корреспонденты "МСН" неоднократно поднимали проблему работорговли на казахстанских табачных плантациях. Напомним, речь шла о попавших в кабалу кыргызстанцах из южных регионов нашей республики. В основном это были молодые женщины и мужчины, имеющие традиционный опыт выращивания табака. Из–за отсутствия работы на родине они были вынуждены выезжать на заработки в соседний Казахстан.
Как правило, вербовали их, как и в Китай, по той же схеме посредники. Обнищавшим сельчанам они сулили различные блага, но заканчивалось все той же кабалой.
Худо–бедно, но правительству нашей страны эту проблему все же удалось решить. Как сообщили в Департаменте миграционной службы МИД, Кыргызстаном и Казахстаном подписано и ратифицировано межправительственное соглашение, касающееся трудовой деятельности и социальной защиты трудовых мигрантов. Разработан порядок въезда, выезда.
Отныне работодатели на казахстанских табачных плантациях при найме иностранной рабочей силы должны иметь соответствующие разрешительные документы и соблюдать все пункты действующего в Казахстане трудового законодательства.
Что касается частных вербовщиков, то они, в русле достигнутых договоренностей, объявлены в Кыргызстане вне закона. Их призваны сменить три уже созданные на юге нашей республики фирмы. Фирмачи взяли на себя обязательства решать все вопросы, связанные с доставкой кыргызстанцев до места работ, их регистрацией и т. д., чтобы у последних не было проблем с казахскими миграционными службами. Насколько действенными окажутся достигнутые договоренности, покажет время.
Необходимо также отметить, что в реализации межправительственного соглашения больше была заинтересована кыргызская сторона. Дело в том, что в Кыргызстан из Казахстана, как правило, едут не трудовые мигранты, а только предприниматели. С учетом темпов экономического роста у соседей (не в пример нашим) отток рабочей силы из Кыргызстана в Казахстан будет увеличиваться. Остается надеяться, что судьбу кыргызстанцев на чужбине хоть как–то смягчат достигнутые договоренности.
Свободные предприниматели
Кыргызстанцы в России. После развала Советского Союза Россия вышла на третье место в мире после США и Германии по величине притока мигрантов. За последние 10 лет, по данным "Форума переселенческих организаций России", в эту страну въехали до 11 миллионов человек. Число мигрантов из стран Центральной Азии составляет несколько миллионов. Причем это как русские, так и представители титульных наций.
Если русским переселенцам удается по мере возможностей хоть как–то обустроиться, то казахи, узбеки, таджики попадают в основном на стройки и рынки в качестве дешевой рабочей силы. Выходцев из Центральной Азии в Москве и области нелегально используют на самых тяжелых физических работах, не требующих никакой квалификации, а платят им настолько мало, что этого едва хватает на скудную еду и комнатенку в общежитии на десятерых.
С одной стороны, для преодоления опасных последствий неблагополучной демографической ситуации Россия нуждается в ежегодном притоке до одного миллиона мигрантов из сопредельных стран. Но с другой - перед миграционными потоками Россия пытается поставить заслон. Эксперты не скрывают, что для российской государственности и экономики предпочтительнее легальные переселенцы из Украины и Белоруссии, как правило, хорошо образованные и обладающие необходимыми профессиональными навыками.
В отношении мигрантов из центральноазиатских государств, среди которых больше всего таджиков, зачастую делаются жесткие заявления. Утверждается, что большинство мигрантов предпочитают жить и работать нелегально, постоянно нарушают паспортный и санитарный режимы, нередко втягиваются в преступную деятельность. Что приезжих из стран Центральной Азии часто уличают в причастности к доставке и распространению наркотиков.
Положение основной массы мигрантов с принятием в Российской Федерации нового законодательства и ужесточением миграционного контроля только усугубилось. Но тем не менее, по часто декларируемым в Кыргызстане данным, в России ищут своего места под солнцем свыше полумиллиона наших соотечественников.
Звучала информация, что кыргызстанцы, причем титульной нации, не без помощи местных властей уже создали в Сибири процветающие сельскохозяйственные коммуны, вкалывают артелями на газонефтепромыслах за Полярным кругом, добывают алмазы на Севере. Но, как отметили в Департаменте миграционной службы МИД КР, основной процент - это все же мелкие предприниматели, так называемые челноки.
Что касается их защищенности в России, то существует подписанное в 1996 году соответствующее соглашение. Не так давно к нему был приложен новый протокол, который нашел полное понимание со стороны правительства Российской Федерации. Суть его сводится к тому, что кыргызстанцы могут свободно перемещаться по территории России, заниматься любой деятельностью, не противоречащей законам РФ, но в рамках новых миграционных правил.
В последнее время имели место факты, связанные с гибелью наших сограждан в Москве и в Екатеринбурге. Но в данном случае речь идет не о пугающей тенденции, требующей неотложного вмешательства дипломатов, а о частностях, связанных с разборками между земляками и банальным хулиганством.
22.08.03
|