А.Молави - Иран: почти СССР? Исламизм повторяет путь коммунизма 04:18 28.08.2003
Иран: почти СССР?
Афшин МОЛАВИ
По мнению Афшина Молави, многолетнего корреспондента The Washington Post в Иране, исламизм повторяет путь коммунизма
Череда террористических актов заставляет задуматься над тем, откуда в мусульманской среде берутся такие сильные протестные настроения? Почти во всех исламских странах группы экстремистов формируются по одной и той же схеме. Кстати, многие из этих стран американцы называют "несостоявшимися" государствами - их правительствам не удалось повысить жизненный уровень населения, побороть коррупцию, создать надежную правовую систему. Так вот, молодое поколение, жаждущее перемен и недовольное жизнью в "несостоявшемся" государстве, тянется к исламистам именно потому, что они бросают этому государству вызов. Сначала молодежь проявляет интерес к исламистским теоретикам, бичующим Израиль и Соединенные Штаты. Потом самые отчаянные от слов переходят к действиям и становятся шахидами. Эта схема повторяется во всем мусульманском мире, кроме Ирана.
Иран - единственное государство, где исламисты не борются за власть, а являются ею. Они управляют страной с 1979 года и за это время создали всего лишь очередное "несостоявшееся государство". Поэтому, когда люди протестуют против коррупции, бедности и бесправия, этот протест носит светский характер - у власти-то стоит духовенство. Палитра этого протеста весьма разнообразна, но он, как правило, носит умеренный, ненасильственный характер, проявляясь больше не в политической жизни, а в быту. Например, мусульманские священники в больших городах часто не могут поймать такси: таксисты в знак неуважения проезжают мимо них. Один мой собеседник, ветеран восьмилетней войны с Ираком, заметил: "Религиозные лидеры замарали себя в глазах народа. Мой собственный сын уже не оказывает им никакого уважения. Для своего собственного блага им лучше уйти".
Оказалось, что за двадцать четыре года власти ослабили влияние исламистов сильнее любого внешнего вмешательства. "Исламская республика" попала в те же ловушки, что и СССР. Это и насаждаемый государством культ личности лидера (Хомейни), и неумелые попытки создать "авангард" нового общества ("исламизация" университетов, тесты на знание Корана для чиновников). Плюс к тому чистки среди нелояльных чиновников, жесткий контроль над прессой, неэффективная государственная экономика.
Сегодня вся страна находится в состоянии тихого бунта, порой прорывающегося на поверхность. Степень недовольства населения видна уже в том, что исламисты-консерваторы несколько раз терпели поражение на выборах президента (в 1997 и 2001 гг.), парламента (2000 г.) и местных органов власти (1999 г.). "Перестроечная" иранская пресса пользуется большой популярностью. В стране моментально раскупаются книги оппозиционных лидеров, включая Акбара Ганджи, ныне отбывающего шестилетний срок за то, что он назвал консервативное духовенство "фашистами".
Впрочем, главная опасность для режима состоит не в диссидентском движении, а в продолжающемся снижении уровня жизни. Сегодня иранцы едят на 20 процентов меньше мяса, хлеба и риса, чем во времена нефтяного бума 1973 года. Безработица удвоилась, достигнув 16 процентов, по официальным данным, и 25 процентов, по мнению оппозиционных социологов. Обещание Хомейни обогатить среднего иранца за счет нефтяных богатств страны оказалось невыполненным.
В этих условиях привилегии духовенства вызывают особое недовольство населения. Реформистски настроенный ученый Хашем Агаджари, осужденный на смертную казнь за критику духовенства, выиграл в глазах общественного мнения одной фразой: "Я вожу "пейкан" (иранский аналог "жигулей"), в то время как имамы водят "мерседесы". В итоге на защиту Агаджари поднялись тысячи студентов, устроивших демонстрации с требованием его освобождения. Эти же молодые люди со свечами вышли на демонстрацию в память жертв сентябрьского теракта 2001 года.
Оказалось, что лучший метод борьбы с исламистами - оставить их у власти на несколько лет. Тогда выяснится, что они неспособны решить проблемы сегодняшних мусульманских стран.
(Полностью статья публикуется в журнале The Wilson Quarterly) №33 за август 2003
|