Ну, Блумберг, погоди! Казахстанские хакеры подают в суд на ГосДеп США 02:44 04.09.2003
Ложь во лжи
Сергей ТОНКИХ
Правда: "Мэр Нью-Йорка против казахстанских хакеров" В марте этого года Кимба Вуд, судья манхэттенского окружного суда Нью-Йорка, вынесла решение о невиновности алматинца Игоря Яримаки и обязала ФБР и госдепартамент США выдать ему авиабилет в любой конец земного шара. Спустя неделю Игоря в наручниках привезли в аэропорт и выдворили из США без единого штампа в паспорте.
Он вернулся в Казахстан, чтобы поставить в своей судьбе жирную запятую. Чтобы разыграть на шахматном поле Фемиды Казахстана и США грандиозную рокировку. Игорь Яримака со своим адвокатом готовится к процессу по возмещению государственным департаментом США морального и материального ущерба. Кроме того, в роли ответчика выступит миллиардер Майкл Блумберг, основатель и владелец одноименной компании и по совместительству мэр Нью-Йорка. Основания, по словам истца, веские: перечеркнуты три года жизни преуспевающего казахстанского юриста. Сумму морального и материального ущерба Игорь не уточнил. Но подробности скандального уголовного дела ныне сотрудник одной из алматинских фирм изложил в мельчайших деталях.
Пролог Освободившись, в первую очередь Игорь Яримака навестил родителей в России. На родину вернулся пару месяцев назад. Сузил здесь круг общения до преданных друзей. Стал презирать прессу за необъективное освещение процесса и экс -"подельника" Олега Зезева за подставу. Зато как многообещающе все начиналось.
Есть контакт - Ха-ха-ха, - расхохотался мне в лицо Игорь, когда мы с ним встретились в кафе, чтобы договориться об интервью. - Везет же мне на "случайных" знакомых, подсаживающихся за столик. (Нас познакомили друзья Яримаки, которые сообщили о его возвращении и помогли устроить эту встречу. - Авт.) - Примерно так началась и моя "хакерская" эпопея.
Первый диалог юриста и компьютерного гения, по словам Яримаки, состоялся в кафе. Дело было летом 2000 года. Олег появился именно в тот момент, когда Игорь потягивал после работы пиво и мечтал об отпуске. Странноватый парень, впрочем, как и все программисты, заговорил первым, показав при этом удивительную осведомленность. Взамен предложил крайне скупые данные о себе. Мол, работает в филиале одного из банков. Заработная плата устраивает, но хотелось бы большего. А упрямое начальство ну никак не желает разглядеть огромный потенциал за рядовым компьютерным клерком. Словом, банальный мужской треп. В этой же непринужденной форме Зезев предложил поучаствовать Яримаке в лондонском проекте, сулящем немалые барыши. Дескать, гению светит достойное его место в международной компании. Одна проблема. Светило клавиш и "железа" ничегошеньки не смыслит в подписании серьезных контрактов. А вдруг облапошат?
- Я удивился информированности этого товарища, - вспоминает Игорь. - Ему нужен был юрист со стажем. Надо признаться, он пришел точно по адресу. Знал Зезев и о том, что у меня намечается отпуск. А дальше… Кто откажется слетать на пару недель за границу за чужой счет? Тем более, с его слов, вся черновая работа уже выполнена. Деньги для поездки якобы лежат на счете. Осталось найти грамотного "адвоката", что предусматривается предварительной договоренностью сторон.
Яримака согласился. Не валяются на дороге такие клиенты. Нужно было всего-то проследить за тем, чтобы "этот хакер" вывел свой автограф на бланке в нужном месте. Вознаграждение: три тысячи долларов, не считая авиаперелета, проживания и питания. Плюс экскурсия по берегам Туманного Альбиона. На том, собственно, и расстались, чтобы встретиться вновь. Придя домой, Игорь поделился с женой планами на будущее. Получив одобрение на семейном совете, стал готовиться к вояжу. Навел об Олеге кое-какие справки. Рассказанные Зезевым скупые данные подтвердились. Однако что-то здесь не клеилось. Уж слишком много случайностей. Их очередная встреча носила закрепительный характер. Работник потребовал от заказчика аванс - половину обещанной суммы. С этого начались первые нестыковки.
- Он стал увиливать. Заявил, что выплатит всю сумму после подписания. Между тем, как выяснилось позже, в ходе судебного процесса, Олег снял в банке 17 тысяч долларов. Заметьте, не семь и не четыре, как писали в прессе, а 17. В итоге мне удалось выжать из него 500 долларов, которые оставил семье на пропитание. Был момент, когда хотелось отказаться. Червь сомнения точил-таки изнутри. Впрочем, залог был взят, а вместе с ним и обязательства. Мы вылетели в Лондон, хотя владелец фирмы некий Майкл Блумберг - американец и генеральный офис его одноименной компании находится в США.
Небо Лондона… в клетку Столица Великобритании встретила казахстанцев дождем. Непогоду отчасти компенсировал трехзвездочный отель. "Компьютерный гений" засел за телефон, но "контактный номер", оставленный доверенными лицами Блумберга, молчал. Высвободившееся свободное время убивали праздными шатаниями по окрестностям вотчины английской королевы. Так незаметно приблизился день Х.
…Центр Лондона. Отель "Хилтон". Фойе. Зезева и Яримаку встретили у входа и проводили в конференц-зал к столу, за которым их уже ждали.
- Четверо мужчин. Блумберга, как выяснилось, среди них не было. Хотя предполагалось личное присутствие миллиардера. Зезев объяснял это своей гениальностью и крайней полезностью данной компании. И действительно, через некоторое время Блумберг появился. Мы представились, пожали друг другу руки. К переговорам подключился переводчик, а точнее, телохранитель магната. Этот человек с трудом изъяснялся по-русски. Тем не менее ему удалось перевести, что господину Блумбергу кто-то посылал плохие письма с угрозами и поэтому он считает невозможным вести деловые переговоры. Здесь же прозвучало предположение о нашем участии в вымогательстве. На мои вопросы, почему применяется такая формулировка, господа неоднократно заявляли, что я неправильно их понимаю, чтобы забыл эти фразы, что мы все бизнесмены и просто ведем переговоры. Кроме того, плохих писем мне никто так и не показал.
…Майкл Блумберг резко встал, сослался на чрезвычайную занятость и покинул конференц-зал. Однако прежде миллиардер усадил на свое место компаньона, господина Секунду, и заявил: "Если помощь Олега удовлетворит его (Секунду. - Авт.) как специалиста, то я готов заплатить деньги". Чтобы убедиться в состоятельности Зезева, ему предложили здесь и сейчас войти в программу компании при помощи ноутбука. Тщетно. Усилия потенциальных работодателей натыкались на вопросы Яримаки: "На каком основании клиент должен это делать? Контракт не подписан, нет гарантий, что это законно".
…"Переговоры", а точнее, предварительный допрос в "Хилтоне" длился полтора часа. Сомнения, закравшиеся в душу Яримаке еще в Казахстане, подтверждались с каждой минутой. Выяснилось, что Зезев нашел брешь в компьютерной системе мощной финансово-информационной компании. Затем "хакер" буквально засыпал господина Блумберга "провокационно-угрожающими" письмами по электронной почте. За имеющиеся сведения он назначил цену 200 тысяч долларов. Как ни странно, но программист действительно рассчитывал получить работу. Вместо уютного местечка в межконтинентальной корпорации Зезеву нацепили наручники и препроводили в участок. Сковали и Яримаку, чтобы потом "депортировать за незаконное участие в переговорах с Майклом Блумбергом". Всего в операции по задержанию участвовали 28 агентов под прикрытием, в том числе двое из ФБР. При сопротивлении вызвали бы спецназ.
- Да, это было первое обвинение, предъявленное мне, - продолжает Игорь. - Казалось, что мы с клиентом вляпались в какую-то провокацию. Я защищал его до последнего. Потребовал пригласить консула и адвоката, а увидел здание суда того самого, в котором судили небезызвестного Березовского. Депортировать передумали.
Английские служители Фемиды исполнили мечту алматинского коллеги. Показали ему небо Лондона... только в клетку. К тому времени весть о задержании "наглых граждан Казахстана", вымогавших доллары у кристально честного мэра Нью-Йорка, облетела весь белый свет. Может, поэтому в Англии "хакеров" приравняли к террористам и посадили в соответствующие казематы. Наши соотечественники попали в тюрьму строгого режима Брикстон. Находится цугундер чуть ли не в центре столицы Великобритании. Впрочем, близость ко дворцу королевы никак не сказывается на внутреннем интерьере и отношении конвоиров к арестантам. Единственная радость - нет тараканов. Быть может, потому, что питание за забором куда калорийнее.
- Чистый блеф!!! Телевизоры, супергуманистическое отношение к заключенным, - вспоминает Игорь. - В Брикстоне нас кормили рисом. Ежедневных прогулок как таковых не было. Дожди. Прибавьте сюда постоянные скитания по камерам. Два раза в неделю после посещения суда и прокуратуры. Впрочем, столь же регулярно позволяли звонить родным и близким. Однако драгоценные минуты переговоров, гарантированных законом, я лично тратил на сбор своего алиби. Каждую бумажку жена и друзья нотариально заверяли и пересылали заказной почтой. Так пролетели год и восемь месяцев, пока нас не выдали США.
Нью-Йорк, Нью-Йорк… Экстрадиция в США - не самое страшное, что ожидало Яримаку и Зезева в их дальнейшей судьбе. Пожалуй, страшнее было американской Фемиде, которая впервые столкнулась с казахстанскими ответчиками. Но прежде "компьютерных террористов" унизили, и не раз. В Нью-Йорк Игоря с Олегом доставили обычным гражданским рейсом. В отличие от остальных пассажиров они не могли вольготно расположиться в креслах - мешали цепи и наручники.
- Приземлились в аэропорту Кеннеди. У трапа встречали четверо US-маршалов (конвой в США. - Авт.). Нас берут в плотное кольцо и везут к зданию аэропорта. Затем скованных протащили через весь зал. Вокруг люди стоят, ждут своего рейса или провожают кого, а нас ведут. Кроме того, вокруг куча репортеров.
Репортеры исчезли, когда за спинами казахстанцев щелкнули замки тюрьмы МСС-Манхэттен. И снова бесцеремонность администрации. Вновь прибывших, не объясняя причины, ровно на три недели закрыли в карцер с постоянно горящим светом. Перевод в обычную камеру лишь прибавил проблем. Оказалось, что по прибытии заключенный обязан купить себе одежду и предметы первой необходимости. При этом никого не волнует, что ты иностранец с абсолютно пустыми карманами. На помощь пришли отпетые бандиты, мошенники, убийцы, наркоторговцы - сокамерники. Впоследствии они стали самыми близкими людьми на чужбине, так как в американской тюрьме на 120 арестантов разрешается подсаживать только двоих "русскоязычных".
- В Англии нам, неработающим "сидельцам", платили по 2,5 фунта стерлингов в неделю. На сигареты хватало. В Америке заставили закупаться. Где брать деньги? Конечно, родственники могли переслать на специальный счет. Но это долго. Кое-как справились. Помогли сочувствующие люди и "собратья по несчастью". С миру по нитке, но указ тюремщиков выполнили.
Между тем все эти три года сначала в Англии, а после и в Америке шел суд. Такова система. Прокуроры, судьи и адвокаты годами разгадывают головоломки. Обвиняемых возят в суды на предварительные заседания. И каждый раз либо пан, либо пропал. Главное, чтобы не обвинили в заговоре, за который здесь накручивают бешеные сроки. Именно поэтому Игорь Яримака постоянно добивался отдельного рассмотрения слушаний по своей персоне.
- Очень тяжело было доказать, что мы с Зезевым никогда раньше не были знакомы. Но получилось. Думаю, в этом заслуга судьи Кимбы Вуд. Женщина она верующая. Кстати, ее считают самой красивой судьей в Америке. Теперь и самой объективной. Вот за это я ей благодарен. В течение первых четырех месяцев она сняла первые два обвинения и лишь спустя еще четыре месяца - последнее.
Зачитав оправдательный приговор гражданину Казахстана Игорю Яримаке, госпожа Вуд распорядилась выписать ему авиабилет на любое направление. Однако алматинец еще несколько дней провел на нарах, пока янки улаживали формальности. На прощание кто-то из сокамерников задумчиво произнес: "А в целом тебе, Игорь, повезло. Ты единственный, кто за 30 лет выиграл процесс против ФБР. Кстати, в двух кварталах отсюда разрушенные небоскребы стояли, а мы тут сидим…".
…В аэропорт его привезли в наручниках, но без цепей. Посадив в самолет, "браслеты" сняли. При этом US-маршал добавил: "Я знаю твое дело и тебя тоже. Я рад, что ты выиграл. Все-таки система иногда работает". После этих слов впервые за три года Игорь почувствовал себя человеком. В результате "тяжелого отпуска" у профессионального юриста начались проблемы со слухом и зрением. Хотя он и понимает, что отделался легким испугом. Родители помогли частично снять нервное напряжение, собраться с мыслями. В Алматы на помощь пришли друзья, обеспечили работой. Сегодня экс-"сиделец" работает в фирме, пишет книгу о своих злоключениях и ждет первых ласточек от американских коллег.
P.S. Игорь Яримака: "Все три года я только защищался вместе со своим адвокатом и не шел ни на какие сделки с ФБР. У меня был один шанс из тысячи, и он оказался мой. Когда тебя месяцами и годами пытаются сломать психологически, давят сумасшедшими сроками, подсаживают стукачей… Остается только твоя вера, твоя любовь к близким и любимым и твое отношение к самому себе. В любой ситуации нужно просто оставаться человеком. Подробности будут изложены в книге."
***
Как казахстанцы вступили в неравную схватку с миллиардером
Наталья БАЙГОЖИНА
Какая бы глупость ни пришла человеку в голову, у него всегда найдется единомышленник. Иначе о несостоявшемся сотрудничестве двух алматинцев и мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга не скажешь…
Напомню, что Олег Зезев и Игорь Яримака были арестованы в августе 2000 года после встречи с медиа-магнатом, а ныне мэром Нью-Йорка Майклом Блумбергом. Незадолго до этого Блумберг получил несколько электронных писем, в которых некий Алекс предлагал ликвидировать "лазейки для хакеров" в компьютерной системе безопасности информационного агентства "Блумберг".
Блумберг ответил, что заинтересован в таких услугах, и назначил встречу в Великобритании. На переговоры прибыли Зезев и Яримака. Блумберг обвинил их в вымогательстве и шантаже. После ареста обоих экстрадировали в США.
Адвокат Зезева Роберт Баум пытался доказать, что его клиент хотел заключить контракт, согласно которому за определенную плату он бы усовершенствовал компьютерную систему "Блумберга". И о вымогательстве речи быть не могло, так как сумму в 200 тысяч долларов (именно столько якобы требовал программист) предложил сам Блумберг. Однако доводы защиты показались присяжным недостаточно убедительными. Олега Зезева признали виновным, а обвинения против Игоря Яримаки были сняты.
В этом деле до сих пор много недосказанного. О том, действительно ли имел место преступный сговор и попытка шантажа, говорить даже сейчас, после оглашения приговора манхэттенского суда, с полной уверенностью нельзя. Как неоднократно отмечали адвокаты защиты, в материалах, на которые опиралось обвинение, было допущено множество ошибок при переводе с русского на английский. В результате безобидно звучащее на русском языке предложение о сотрудничестве интерпретировалось американцами как открытая угроза. Неоднозначность ситуации подтверждается и приговором, вынесенным Олегу Зезеву. Четыре года и три месяца по сравнению с 20 годами тюремного заключения, которыми грозили Зезеву прокуроры, это скорее тяжелый урок, чем суровое наказание. Почти три года он уже отсидел в ожидании суда, поэтому адвокат Зезева Роберт Баум считает, что его подопечный сможет выйти на свободу уже через полгода.
Не ясно и то, кто какую роль играл в этой авантюре. Сегодняшние заявления Игоря Яримаки о том, что он отправился на переговоры с американским медиа-магнатом, ничего не ведая о предшествовавшей переписке по электронной почте, мягко говоря, вызывают недоверие.
Еще до отъезда в Лондон опытного юриста, коим себя считает Игорь Яримака, многое должно было насторожить. К примеру, почему Блумберг не согласился приехать для подписания договора в Казахстан или послать вместо себя доверенное лицо, если он действительно был заинтересован в сделке? (Очевидно, что целью Блумберга было выманить Зезева и Яримаку за пределы республики, чтобы они были более уязвимы). Почему на переговоры Блумберг вызывает их именно в Великобританию, предлагая оплатить все расходы? (Англия - это, пожалуй, единственная страна мира, которая с такой готовностью идет на экстрадицию иностранных подозреваемых в США по первому запросу американских властей). И, наконец, ознакомившись с деталями дела, опытный юрист должен был либо сделать все возможное, чтобы максимально обезопасить себя и своего клиента, либо отказаться от участия в переговорах.
№166 за 3.09.2003
|