А.Моэвени - Братья по вере. Иран стремится взять под контроль иракских шиитов 05:54 05.09.2003
РАН СТРЕМИТСЯ РАСШИРИТЬ СТЕПЕНЬ СВОЕГО ВЛИЯНИЯ НА ИРАКСКИХ ШИИТОВ
Ардешир МОЭВЕНИ – независимый журналист, специалист по Ирану и Афганистану.
С того времени как силы под командованием США свергли режим Саддама Хусейна, Иран начал негласную работу по расширению своего влияния в тех районах Ирака, где доминируют шииты. С точки зрения Тегерана, курс на укрепление культурных и религиозных связей с иракскими приверженцами шиитского направления в исламе отвечает насущным национальным интересам страны.
Положение в Ираке остается одной из самых обсуждаемых тем в Тегеране. Обсуждение, однако, вращается главным образом вокруг вопроса об отношениях между Ираном и американскими оккупационными властями. Некоторые иранские лидеры считают, что благодаря сложившейся в Ираке ситуации Иран сможет наладить отношения с США. Другие видят в сегодняшних беспорядках в Ираке доказательство того, что Соединенные Штаты вообще не следует рассматривать как надежного партнера. Критики американской оккупации говорят, что Ирану следует заняться вместо этого изучением вопроса об альянсах с Китаем, Россией и даже Северной Кореей.
Независимо от разногласий по вопросу об отношениях с США, подавляющее большинство иранских политических деятелей исходит из прагматических соображений. Оказание помощи общине иракских шиитов рассматривается не только в религиозном контексте, но считается также чем-то вроде геополитического императива. Благодаря усилению влияния на иракских шиитов, считают многие иранцы, Тегеран получит возможность оказать влияние на формирование будущего облика Ирака.
Насер Хадиан, политолог из Тегеранского университета, полагает, что политика Ирана в отношении Ирака "направлена на защиту интересов шиитов в Ираке, создание дружественного правительства и возвращение иракских беженцев". [Историю вопроса см. здесь].
Исходя из прагматических соображений, Иран направил в южный Ирак товары и продовольствие, большая часть которых была распределена через мечети. В соответствии с тактикой, разработанной организацией "Хезбаллах" в южном Ливане, иранские религиозные фонды, как правило выполняющие указания консерваторов, выступили в качестве главной движущей силы социальной помощи иракским шиитам.
В основе действий Тегерана лежат многовековые связи между шиитскими общинами в Иране и Ираке. Иранцы – преимущественно шииты, а святые места шиизма находятся в Ираке. Целые поколения персидских паломников считали своим религиозным долгом посетить исламские святыни иракских городах Эн-Наджаф и Кербела. Многие оставались в этих местах и обзаводились семьями. Кроме того, Иран в настоящее время служит домом для влиятельной общины ссыльных иракских шиитов. По некоторым оценкам, примерно 200 000 иракских шиитов нашли убежище в Иране в период правления Саддама Хусейна. Многие из этих иракских иранцев занимают высокие посты в иранских структурах, находящихся под контролем консерваторов, включая судебную власть и Корпус стражей исламской революции.
Стремясь расширить свое влияние, Тегеран опирается на важного союзника в Ираке – Высший совет исламской революции Ирака, или ВСИРИ. Со дня своего возникновения в 1982 г. и до последнего времени ВСИРИ, в котором доминируют шииты, опирался на поддержку Ирана. Так, развернув вооруженное сопротивление режиму Хусейна, Иран обеспечил подготовку военного крыла ВСИРИ – бригады "Бадр". В дополнение к этому лидеры ВСИРИ часто использовали для поездок за рубеж иранские паспорта.
Свержение Саддама Хусейна, осуществленное под командованием США, внесло изменения в задачи ВСИРИ. Тем не менее, как сообщается, организация продолжает поддерживать тесные отношения с иранским правительством. Хамид аль-Баят, один из представителей ВСИРИ, недавно выступил в защиту особых отношений между ВСИРИ и Тегераном. "Мы благодарны им [иранцам] за помощь, оказанную в трудные времена". Аль-Баят поспешил добавить: "Мы благодарны им так же, как благодарны американцам за их вклад в наше освобождение".
Расклад политических сил в Иране, по-видимому, изменится после убийства в конце августа, в результате мощного взрыва, устроенного в священном городе Эн-Наджафе, духовного лидера иракских шиитов Мохаммеда Бакра аль-Хакима. Аль-Хаким имел репутацию умеренного священника, выступавшего в поддержку политического активизма, и был тесно связан с иранскими духовными лидерами.
Несмотря на первоначальный успех инициатив Тегерана, ему пока не удалось добиться значительного расширения своего влияния на иракских шиитов. В период до убийства аль-Хакима настроение иракского шиитского духовенства оставалось разнородным и непредсказуемым. Одни выступали за "квиетизм", или отказ от участия в политической жизни, а другие, такие как аль-Хаким, – за активное участие в процессе восстановления Ирака.
Часть общины иракских шиитов придерживается "нативистских" убеждений. С точки зрения "нативизма", видное религиозное и политическое положение вправе занимать только те, кто имеет чисто иракские корни. Однако применение таких норм на практике привело бы к оставлению многими иракскими шиитами занимаемых ими постов. Значительное число иракских шиитов испытывает также давление со стороны Тегерана, который призывает их отказаться от национальных устремлений и выступить на стороне иранской исламской революции. Кроме того, в последние месяцы стремительно растет "школьное" соперничество между священными городами шиитов – Эн-Наджафом в Ираке и Кумом в Иране.
В иракский Правящий совет из 25 министров, состав которого был оглашен 1 сентября, входят 13 шиитов. Учитывая имеющиеся между шиитами разногласия, остается неясным, насколько влиятельное положение будут занимать члены кабинета – шииты. Многое зависит от того, кто станет духовным преемником аль-Хакима. Великий аятолла Али аль-Систани, например, является известным сторонником "квиетизма". Между тем другой потенциальный претендент, Муктада ас-Садр, неоднократно выступал с критикой американской оккупации и, по-видимому, настроен на более решительное продвижение политической программы иракских шиитов.
В июне ас-Садр посетил Иран. Его поездка была организована иракским эмигрантом из Кума Каземом аль-Хусейни аль-Хаири, являющимся одним из духовных лидеров шиитов. В ходе визита ас-Садр, как сообщается, встретился с рядом влиятельных иранских политических деятелей. По некоторым неподтвержденным сообщениям, ас-Садр получил заверения в поддержке от некоторых представителей силовых структур Ирана. В прошлом у ас-Садра были напряженные отношения с консервативным иранским духовенством, однако, по сообщениям источников EurasiaNet, стороны решили покончить с прежними разногласиями.
4.09.2003
|