С.Новопрудский: Ашхабад - четвертый Рим… Туркменбаши, как Герой-одиночка 06:36 05.09.2003
Ашхабад - четвертый Рим…
Семен НОВОПРУДСКИЙ
Немногим людям на земле выпадает счастье творить историю. В том буквальном, грубом, прикладном смысле, как кондитер печет торт или токарь вытачивает втулку. Одним из таких людей по праву является 63-летний президент Нейтрального Государства Туркменистан Сапармурат Туркменбаши (в миру - Ниязов).Упразднив балет и цирк, воздвигнув великолепные дворцы и фонтаны, назвав своим именем города, улицы, планеты и дни недели, сочинив новый туркменский коран "Рухнама", Туркменбаши учредил Министерство справедливости.
В русских сказках и американских фильмах справедливость на земле устанавливают герои-одиночки, они же супермены - Иванушка-дурачок, Терминатор, Емеля (чуть было не написал "Пугачев"), Рэмбо и т.п. Но то сказки. А мы имеем дело с реальным творцом реальной истории. Один человек с задачей построения царства справедливости в одном отдельно взятом нейтральном государстве не справится. Тут нужен не человек, а Орган. Поэтому и создано целое министерство справедливости с управлениями справедливости на местах.
Управлять справедливостью в ранге министра назначен мужчина Таганмурат Гочыев. Гочиев Таганмурат и вверенные ему жрецы справедливости будут следить за соответствием документов министерств, ведомств и региональных властей Нейтрального Государства Туркменистан законам этого государства. Кроме того: министерству поручено контролировать справедливость использования всего государственного и частного имущества - от газовых скважин до мелкой посуды в квартирах граждан. Кроме того: министерству справедливости отныне подчиняются нотариальные конторы, коллегия адвокатов, загсы и централизованная служба экспертов-криминалистов.
При этом определять, что справедливо, а что несправедливо, в Нейтральном Государстве Туркменистан, разумеется, будет не славный государственный муж Таганмурат Гочиев, а еще более славный верховный жрец справедливости Сапармурат Туркменбаши. И это правильно.
Что ждет от правителя простой народ? Чуда и справедливости. Чудо - оно одномоментно, однократно, страшно сказать - случайно. А справедливость должна быть постоянной, всеобщей и неуклонной. Теперь туркменам есть куда жаловаться, если они, не приведи Аллах, столкнутся с несправедливостью. Аллах высоко, Туркменбаши далеко, а региональное управление справедливости - вот оно, рядом. Аллах все видит. Туркменбаши все знает. Жрецы справедливости не спят день и ночь, уж они-то не дадут спуску тем, кто сеет несправедливость.
Есть люди, для которых власть - профессия. Но это ведь так скучно, когда власть всего лишь "профессия". Гораздо занятнее сделать из власти мистерию, высшее таинство. Мы ведь все это испытали в своей собственной истории. Все эти дворцы и культы личности, закатанные в асфальт враги народа, все эти великие жертвы во имя великих целей, все эти сказки о земном рае и пятилетние планы по неуклонному строительству рая на земле… Мы сами прошли эти этапы большого пути в коллективную могилу.
Наивная погоня за земным царством справедливости завораживала и продолжает завораживать целые народы. Вожди безошибочно спекулируют на тяге толпы к "правильному устройству мира", к равенству и братству, к наказанию чужих преступлений и закрыванию глаз на свои. Вожди технично спекулируют надеждой и верой. "Нет, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад" - гениальная формула всей политической истории человечества. Потому как правда скучнее вымысла.
А правда в том, что справедливость невозможно сделать всеобщей и установить силой. Что даже правитель, возомнивший себя Богом на земле, смертен. Что человек сам строит свою судьбу, и глупо роптать на обстоятельства, если судьба не складывается. Что любой человек по крайней мере однажды - в момент неизбежной смерти - одинок. Что невозможно покарать всех, кого считаешь виновными. Что главная вина всегда твоя. Что единственная возможная в земной жизни справедливость - самому постараться обидеть как можно меньше людей. Что представления о справедливости у всех разные.
Правда и в том, что люди в большинстве своем не хотят признавать правды. А посему всегда будут присягать на верность, творить кумиров, ждать чуда от власти. Будут "покупаться" на проект строительства царства справедливости. И вслед за первым, вторым, третьим Римом будет четвертый, пятый, сотый. К тому же творить историю своими руками - искушение куда более сильное, чем печь торт, вытачивать втулку или писать газетный текст.
04.09.2003
|