"Asrushon-Asia" - Русские вертолеты обстреляли пшеничное поле мирных таджиков 03:00 06.09.2003
Турко Дикаев, независимый журналист, Куляб, Таджикистан
11 августа, примерно в 8.00 2 вертолета СНГ (так в сводке - Т.Д.) направлялись со стороны кишлака Кавок по направлению Московского района (основная база дислокации Московского погранотряда Федеральной пограничной службы РФ в РТ). …Пролетая над кишлаком Ходжадаранда, ущельями Тангдара, Шулашдара, вертолеты произвели запуск 10 - 12 отвлекающих ракет.
КУЛЯБ. Областная больница №2. Отделение реанимации и интенсивной терапии. Дежурный врач - реаниматолог Сулаймон Темуров, говорит, что 11 августа 2003 года запомнит надолго. "Спокойно, к сожалению, у нас никогда не бывает. Но в тот день к 12.00 дня начался какой-то кошмар. С интервалом в 10 - 20 минут привезли 4 жителей из селения Джилга Шуроабадского района, в том числе - двое подростков. Началось с трагедии - 11 - летний Наврузмади Раджабмад скончался буквально у нас на руках, не успели даже помощи должной оказать. 100 % ожога ребенок получил, в том числе - и дыхательных путей".
Файзулло Шарипов, заведующий отделением реанимации: "Безжалостное пламя не пощадило и 13-летнего Гулбудина Амирова, к великому сожалению, не уверен, что мы сможем помочь ему выкарабкаться, почти 90 процентов ожогов 3 и 4-й степени, сильно пострадали его дыхательные пути. 63 процента ожога у Кабира Ермадова, 36 процентов - Тошмата Абдуллоева. Они еще не вышли из ожогового шока. Ни на минуту не ослабляем внимания: проводим все необходимые противоожоговые, антибактериальные мероприятия, ведем интенсивную терапию. Аналогичный случай у нас в прошлом году, когда привезли тоже 4 человек из кишлака Туту Муминабадского района, двоих сумели спасти".
ДЖИЛГА. Средней руки селение на 60 дворов в горах Шуроабадского района, в нескольких километрах от границы с Афганистаном. Достопримечательности - средняя школа №31 и медпункт. Когда - то здесь был совхоз, сейчас - хозяйство имени Бобо Носирова. Имеет 6000 голов овец, 150 лошадей и около 300 коров. Растениеводством не занимается, сдало земли в аренду жителям, только налоги собирает. Работа у людей только у чабанов. Живут разведением скота, сеют пшеницу, пахать приходится в основном, запрягая быков-коров, тракторист - частник редко сюда забредает, а у родного хозяйства техники нет. В этом кишлаке и произошла трагедия, хотя событие своим грозным языком пламени коснулось большей части населенных пунктов джамоата Сари - Чашма.
ЧТО ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ В ДЖИЛГЕ?
КУЛЯБ. Из милицеской сводки: "11 августа, примерно в 8.00 2 вертолета СНГ (так в сводке -Т.Д.) направлялись со стороны кишлака Кавок по направлению Московского района (основная база дислокации Московского погранотряда Федеральной пограничной службы Российской Федерации в РТ).
…Пролетая над кишлаком Ходжадаранда, ущельями Тангдара, Шулашдара, вертолеты произвели запуск 10 - 12 отвлекающих ракет. От их попадания возник пожар. Сгорело 18 гектаров пшеничного поля, выгорели леса и разнотравье на 5000 гектарах лесного хозяйства".
ДЖИЛГА. Люди бросились спасать единственную ценность, равную в этих условиях самой жизни - пшеницу, лежащую, уже скошенной в валках, выставленную для сушки в копны. И впереди всех в ряду спасателей те, для кого этот порыв завершился трагически. Когда казалось, что хоть что-то они спасут, подул сильный ветер, 4-х буквально "облепил" огонь, сразу и выйти из плена пламени они не могли. Во всей округе нет возможности оказать первую медицинскую помощь, как и нет под рукой автомашин, чтобы тут же до больницы довезти. Поэтому и привозили - то их не всех сразу, а как - только возможность выпадала, транспорт находился.
КУЛЯБ. Санг Бобоев, помощник начальника Кулябского зонального подразделения УВД Хатлонской области, подполковник". Как только сигнал поступил, сразу же выехал на место происшествия. Создали следственно - оперативную группу. Приехали, здесь уже было все районное начальство. Создали оперативный штаб. Убедили людей возможными подручными средствами попытаться погасить пламя. Никаких нормальных условий для этого здесь нет. Не говорю о пожарных расчетах, даже вода за 2 километра от места пожара. 8 ракет попали недалеко от селения Джилга, еще 4 - в окрестности селений Худжаисок, Морганида, Сангови дулова, Зранг. Все горит вокруг, невозможно подойти. Недалеко находится застава №10 Московского погранотряда РФ в РТ, но их представителей, военнослужащих я не видел на месте пожара…".
ОБСТРЕЛЫ С ВЕРТОЛЕТОВ - ОБЫЧНОЕ ЯВЛЕНИЕ
ДЖИЛГА. Люди раздавлены горем. Но слов проклятий на голову экипажа коварных вертолетов никто не посылает. Не здешнего человека это не может не удивить. Но, оказалось, что к этому их уже твердо приучили. Вертолеты, да и "пешие" военнослужащие в округе творят беспредел. Мусохон Амиров, 60 лет. Говорит, что не было года, чтобы не горело все вокруг. С вертолета вдруг обстреляют ракетами, окурок солдаты бросят, а еще и сознательно подожгут, якобы, прозрачности территории ради, чтобы контрабандистов разных, нарушителей госграницы издали видно было. А страдает народ.
"Вертолеты и безобидную овечью кошару за боевую точку противника свободно могут принять. 5 кошар ракетами разрушили в кишлаках вокруг нашего селения. И никто с них не спросит". 50 - летний Мирзомурод Джумаев 4 раза с 1997 года начисто лишался с таким трудом выращенной в горах пшеницы из-за пожаров, устроенных военнослужащими. И такие истории печальные может рассказать каждый житель кишлака - и не только Джилги. Районные власти, если скудный бюджет позволяет, помогут людям, но дальше этого не идут.
А вот какую историю поведал исполняющий обязанности директора Дашти - джумского заповедника Раджаб Назиров, чей офис находится в кишлаке Гулистон, недалеко от Джилги. "Заповедник занимает территорию в 20000 гектаров. Медведи, снежные барсы, бараны, козлы, свиньи разные, дикобразы, фазаны и куропатки, некоторые занесены в Красную книгу страны, - все эти дикие животные являются нашей гордостью. Очень богата флора, есть вообще редкие растения. Но вся эта редкая красота природы постепенно гибнет. И что обидно, мы не в состоянии помочь животным. Минимум 50 процентов территории заповедника… заминировано военными. Животные часто подрываются на минах. На наши постоянные запросы с таким же постоянством военные - и российские, и таджикские отвечают отписками: не можем разминировать. Как это объяснить медведю, когда видишь его скособоченной мордой от разрыва мины? Большой ущерб терпим и от постоянных пожаров".
…Вечером 11 августа, в районе кишлака Джилга замечены были автомашины военных - 1 Урал и Газ-66. Без военнослужащих. Возможно, приехали за солдатами, которые 8 августа здесь проследовали в направлении кишлака Кавок. Возможно, замести следы происшествия потребовалось, инсценировав крупные учения, какие, или прорыв противника на территорию Таджикистана. Точно одно, тушением пожара военные не занимались. Как и раньше. Люди со своим горем остались один на один. Как и прежде. Они не верят, что и после смерти Наврузмади Раджабмада кто-нибудь за эту смерть ответит. Они оплакивают его и ждут новых ракетных ударов…
P.S. Пять дней и ночей врачи будут вести борьбу за жизнь людей, но усилия реаниматоров окажутся бесполезными: на больничной койке, надо полагать, с проклятиями в адрес проклятых вертолетов, умрут еще двое пациентов - Амиров и Ермадов. Российские пограничники, как и можно было ожидать от военных, к тому же, попросту дуреющих в Таджикистане от безнаказанности, отреклись от ракетного удара. Удивляет в этой связи позиция таджикской стороны: представительная комиссия из чинов с многозвездными погонами, в угоду русским военным, стали искать другую версию возникновения пожара, опустошившего несколько тысяч гектаров. А правдоподобная версия не находится, поэтому до сих пор и не обнародована. Объясняется все просто. Россия - стратегический партнер Таджикистана, обижать нельзя. А смерть людей можно списать на издержки самой жизни, мало ли от чего может умереть человек. 03.09.2003
|