Тайны западно-казахстанского городища Жайык. Археологи открыли ислам с местной спецификой 10:20 11.09.2003
Тайны древнего городища
Людмила КОРИНА, г. Уральск
Третий год на территории Западно-Казахстанской области ведутся археологические раскопки. Каждый полевой сезон можно без преувеличения назвать временем открытий. Не было исключением и лето этого года. Проникая вглубь курганов, ученые-историки и археологи получают все новые свидетельства о более ранней городской культуре народов, населявших эти территории много столетий назад.
Ученые давно предполагали, что междуречье Волги и Урала было средоточием средневекового развития культуры и ремесел, причем не в меньшей степени, чем в Семиречье. Но эта гипотеза долгое время не находила подтверждения. Было принято считать, что тюркские народы вели здесь исключительно кочевой образ жизни. Но логика подсказывала иное. Природно-климатические условия, издревле пролегавшие в этих местах торговые маршруты, в том числе и Великий шелковый путь - все это создавало условия и даже необходимость обустройства крупных стоянок, где производился торговый обмен. Доктор исторических наук, профессор Мурат Сдыков сумел доказать научную обоснованность этой гипотезы. Был создан областной центр истории и археологии, который он возглавил. В составе международной комплексной археологической экспедиции на базе центра работают ученые Казахстана и России. Об огромном значении этих исследований можно судить по составу научных учреждений, которые в них участвуют. Это Институт археологии имени Моргулана Национальной академии наук РК (г. Алматы), Уральское отделение Российской академии наук (г. Челябинск), Институт физико-химических и биологических проблем почвоведения Российской академии наук (г. Москва), Институт степи (г. Оренбург). В составе экспедиции работали также ученые из Уфы, Орска, Волгограда, Кемерово, Санкт-Петербурга.
Акиматом Западно-Казахстанской области выделены значительные средства для археологических изысканий. И вот уже в течение трех лет, бережно снимая пласт за пластом почвенные наслоения, археологи восстанавливают картину городища, бывшего в Средневековье крупным торговым центром. Неподалеку от Уральска, у подножия возвышенности, носящей странное название Свистун-гора, располагался город, который условно назвали Жайык. Рядом с жилыми усадьбами была обнаружена печь для обжига кирпича. Вскоре удалось установить, для чего этот кирпич использовался. Жилые же строения возводились из сырца, напоминающего по составу сегодняшний саманный кирпич. Но он был гораздо более прочным. Несмотря на то, что миновало шесть-семь веков, саман и до сих пор не утратил этого запаса прочности.
Первые вскрытые усадьбы состояли из трех-четырех помещений. Находку же этого года можно без преувеличения отнести к уникальным. В центре городища, занимающего, по предположению ученых, около 9 гектаров, находится усадьба, состоящая из 12 помещений. Такие размеры, а это почти 400 квадратных метров, не характерны для жилья того времени. Очевидно, в этой усадьбе жила семья правителя, главы рода. Бескаркасная система относится к так называемому монгольскому типу строительства, свойственному тому времени, к которому и относят ученые возникновение города - XIV век. Подтверждают это и найденные здесь монеты, также относящиеся к золотоордынскому периоду.
Как рассказал старший научный сотрудник Института археологии имени Моргулана Ербулат Смагулов, по планировке, строению и назначению комнат можно конструировать вполне научно обоснованные предположения о том, как жили и готовили пищу обитатели усадьбы. Обнаружены хозяйственные ямы с крышками, представляющие собой некое подобие погребов. В одной из них находились остатки истлевшего зерна. К городской бане восточного типа вел водопровод, то есть уже тогда населению города были не чужды зачатки цивилизации.
Жженый кирпич предназначался только для строительства куда более долговечного - некрополя. Само захоронение было обнаружено еще в прошлом году. Но тогда не предполагалось, что оно окажется столь грандиозным. Как и полагалось в те времена, на возвышенности стояла мусульманская мечеть размером 12 на 18 метров. Толщина ее стен достигала полутора метров. Высота сооружения была не менее 20 метров. Судя по всему, строение венчали не менее трех куполов. Имеются все данные для того, чтобы графически полностью восстановить облик мечети. Вне сомнения, что семейная усыпальница принадлежала богатому и знатному жителю городища. Это подтверждает теорию о более раннем распространении ислама в этих местах.
- Известно, что золотоордынские ханы приняли ислам как государственную религию в первые десятилетия XIV века, - поясняет Ербулат Смагулов. - К этому же времени относится и город, и некрополь, и мечеть, то есть это был мусульманский город. Но он был своеобразен, имел свои отличия от среднеазиатского, восточно-классического. По исламским канонам нельзя было хоронить в гробу, с вещами, одеждой, как это делалось здесь. То есть ислам имел местную специфику.
Работающие в составе отряда научный сотрудник Кемеровского государственного университета Михаил Трусов и студентка пятого курса исторического факультета этого же вуза Елена Ефимова считают, что для науки представляет большой интерес именно этот симбиоз мусульманства и язычества. Михаил уже работал на раскопках древних городов в Алматинской и Южно-Казахстанской областях. Но, по его мнению, такое обилие нового научного материала, какое обнаружено в городище Жайык, превосходит даже самые смелые ожидания ученых. Все это еще предстоит исследовать, классифицировать и систематизировать.
Самое странное то, что город, по мнению ученых, просуществовал совсем недолго - где-то не более 70-80 лет. Затем без всяких на то видимых причин, без следов пожара или каких-либо разрушений, по терминологии археологов "в спокойной обстановке" был покинут жителями. Что же случилась тогда, шесть веков назад, что было побудительным мотивом для того, чтобы оставить столь старательно возведенные сооружения, - эту тайну исследователям прошлого еще предстоит разгадать. Судьба мечети была не менее трагична. Предполагается, что она была разрушена для того, чтобы использовать кирпич на строительстве Яицкого городка, то есть Уральска. Подобные явления наблюдались в период Средневековья и в Поволжье, и в других регионах.
Ежегодно на раскопки приезжает директор Института археологии Национальной академии наук РК Карл Байпаков. Еще во время прошлого полевого сезона он с восхищением рассказывал о том, что на строительстве мавзолея работали настоящие зодчие. Об этом свидетельствовали найденные остатки изразцов и керамики, изготовленные с тонким художественным вкусом, большим умением и богатой фантазией. Стиль и манера отделки плит полностью совпадали с теми, которые были характерны для юга Казахстана. Уже тогда ясно прослеживалась связь регионов. Теперь она получила стройное логическое оформление. Основная причина состоит в близости к многовековому тракту, соединявшему Запад и Восток, Европу и Азию. Как рассказывает Карл Байпаков, отсюда шел путь в южнорусские степи и Поволжье. Что примечательно, параллельно ему пролегает сейчас железная дорога. Это еще одно подтверждение тому, что наши предки сумели выбрать оптимально удобную трассу, которая осваивалась с эпохи раннего Средневековья. Где-то здесь проходили посольства тюрков к византийскому императору и послы императора - к тюркам. Естественно, что вдоль этой дороги и располагались города. Поэтому ученые полагают, что открытый ими древний город только первая находка. Впереди еще целая череда открытий средневековых селений, являющихся центрами торговли и ремесел, административной и политической власти.
Великий шелковый путь позволял вести, как именуют его ученые, "смешанный" образ жизни. То есть люди на лето с юга с огромными стадами скота приходили на берега реки с богатыми пойменными и луговыми пастбищами, участвовали в строительстве городов, населенных пунктов, вели торговый обмен. А с наступлением холодов перегоняли стада в южные края.
Раскопки посетил аким Западно-Казахстанской области Крымбек Кушербаев. С самого начала возобновления археологических исследований он внимательно следит за ходом работ, оказывает ученым всестороннюю помощь и содействие. И это не только выделение необходимых средств. Крымбек Елеуович поддержал идею о создании здесь по окончании раскопок музея под открытым небом. Как оказалось, именно по этим местам должна была пройти линия трубопровода, соединяющая Карачаганакское нефтегазоконденсатное месторождение с Каспийским трубопроводным консорциумом. Руководство области обратилось к инвесторам, работающим на освоении месторождения, с предложением перенести строительство в обход исторического памятника.
Были рассмотрены два варианта. Предлагалось проложить трубу под городищем, что поставило бы под вопрос безопасность работы будущего музея и перенос трассы, что для строителей было гораздо более сложным. В итоге был принят второй вариант, более удобный для научных изысканий. Обсудив с археологами итоги сделанного и планы на будущее, руководитель области отметил, что работе созданного при акимате центра истории и археологии придается большое значение. В соответствии с Посланием Президента народу Казахстана местной исполнительной власти дано поручение разработать программу по сохранению культурного наследия.
- В содружестве с российскими коллегами наши археологи делают здесь большую работу, которая даст нам возможность рассказать будущим поколениям истинную историю родного края, - говорит К. Кушербаев. - Мурат Наурызгалиевич Сдыков назначен советником акима области и примет непосредственное участие в разработке программы.
Мурат Сдыков рассказал о том, что сейчас по заданию акима готовятся документы по музеификации комплекса. Это необходимо для последующей организации на месте городища музея под открытым небом. Конечно, понадобятся значительные денежные вложения. Но они будут найдены, как уже были найдены для создания музея под открытым небом в поселке Урда, на месте ставки хана Жангира.
- Эти два музея станут местом паломничества как туристов, так и всех, кому не безразлична судьба нашего уникального края, - говорит М. Сдыков. - Причем они представляют большой интерес для всех людей, независимо от их национальности и вероисповедания.
За три года археологами приподнята завеса тайн далекого прошлого. Но это только начало исследований по возрождению истории древних казахских поселений. Впереди большая работа, важность которой для новой истории независимого Казахстана трудно переоценить.
11.09.2003
|