Исламский взгляд: окружающая среда и права животных 00:38 13.09.2003
О правах животных в Исламе www.islamicity.com
Коран и Сунна Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) предписывает мусульманам, независимо от их образования и социального статуса, проявлять доброту к животным. Сердечность того, кто исповедует Ислам, должна распространяться не только на людей и животных, но и на все живое.
Безусловно, основной заботой Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) было благосостояние его общины. Он много трудился для того, чтобы обеспечить людям безопасность и пропитание. Перед его смертью мусульмане, где бы они ни находились, были обеспечены всем необходимым для жизни.
Однако его забота распространялась также на животных и окружающую среду. Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) видел слабое, избитое или измученное работой животное, он находил его владельца и просил позаботиться о своем питомце.
Однажды Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) вошел в рощу, принадлежавшую одному из ансаров, и увидел там верблюда, который подошел к нему. Слезы текли из глаз животного. Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) погладил его по голове, верблюд успокоился. Затем Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: "Кто владелец верблюда?" Молодой человек из ансаров ответил: "Он принадлежит мне, о Посланник Аллаха!" И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) воскликнул: "Разве ты не боишься Аллаха, который подчинил тебе это животное?! Твой верблюд жаловался мне, что ты не кормишь его и заставляешь слишком много работать". Сказав это, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) добавил: "Что ты собираешься с ним делать?" - "Мы хотим заколоть его на мясо", - ответил молодой человек. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Не делай этого! Продай его мне". "Он твой, о Посланник Аллаха!" - ответил тот. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправил животное пастись с другими верблюдами до тех пор, пока он не умрет своей смертью (Ибн Хатир "Шама’ил ар-Расул").
Ахмад Ибн Ханбал сообщает, что однажды Умар ибн аль-Хаттаб захотел поесть свежей рыбы. Его помощник Ярфа’, ничего не сказав, прыгнул на спину одного из верблюдов, принадлежавших Умару, и отправился в долгий путь на двое суток, вернувшись с корзиной свежей рыбы для Умара. Приехав домой, он вымыл верблюда. Но когда Умар узнал о том, что сделал его помощник, то сказал ему: "Дай мне сначала взглянуть на своего верблюда". Он подошел к животному и внимательно осмотрел его. Неожиданно он обернулся к помощнику: "Ты забыл вымыть его пот и его уши. Ты мучил это животное ради желания Умара! Клянусь Аллахом, Умар даже и не притронется к рыбе, забери от меня эту корзину".
Основываясь на огромном богатстве исламского учения, касающегося в том числе и вопроса уважения и защиты животных и окружающей среды, известный мусульманский юрист Изз ад-Дин абд ас-Салам сформулировал следующее положение, касающееся прав скота и других животных по отношению к человеку:
"Человек, владеющий скотом, должен предоставлять ему то пропитание, которое необходимо для него, имея в виду то количество пищи, которое характерно для данного вида. Даже если животное состарилось или болеет, не принося никакой пользы, он не должен нагружать их сверх того, что оно способно перенести. Владелец должен оберегать своего питомца от тех животных, которые могут принести ему вред, – как того же, так и других видов. Он не должен ранить их и ломать костей животных. Забивать скот хозяин имеет право, проявляя доброту и милосердие. После забоя он не должен сдирать с них шкуры и ломать их кости до тех пор, пока их тела не остыли, он не должен приносить в жертву детенышей на глазах у их родителей. Владелец обязан устраивать для животных безопасные места отдыха и водопоя, во время брачного периода он должен предоставлять возможность встречаться самцам и самкам. Человеку не следует выбрасывать тех животных, которых он берет ради забавы. Он не должен забивать животных таким способом, который делает их мясо непригодным для еды".
*****
Исламский взгляд: окружающая среда и ее ценность С. Первез Мансур www.islamonline.net
Быстрое разрушение окружающей человека среды есть не что иное, как кризис ценностей. Это, фактически, наиболее шокирующее проявление развития западной цивилизации. Нельзя не сделать вывода, что современные наука и технология создали нам физическую возможность полного самоуничтожения, в буквальном смысле этого слова. Угроза самому фундаменту нашего земного существования – проявление этой возможности.
Современная ситуация
Современная цивилизация характеризуется потрясающим масштабом владения теми физическими и природными силами, которые на протяжении истории человечества были источниками бедствий и страданий разного рода. Современный человек, не являясь больше беспомощным перед капризами дикой природы, уже подчинил себе всю земную среду обитания и теперь бросает свой алчущий взгляд на звезды. Такое беспрецедентное господство над природой является уникальной впечатляющей чертой современной западной цивилизации. Каждая другая существующая в настоящее время цивилизация пытается подражать науке и технологии Запада и приобретать аналогичные средства устрашающего владычества. Политические идеологии, религиозные убеждения, культурное наследие и исторические традиции приносятся на алтарь "современности". Оказывается, что каждое нынешнее общество борется за трофеи западного захвата природы, не ограничивая себя какими-либо моральными соображениями.
По иронии судьбы, в то время как весь остальной мир ослеплен сиянием западного могущества, сам Запад более не уверен в моральном фундаменте своей цивилизации. Столкнувшись с огромным масштабом проблем, стоящих перед сегодняшним миром – проблем, не поддающихся техническому решению – люди на Западе проявляют все симптомы нервного срыва. Полная невозможность поддержания вечного существования нации "прогресса" бросает жуткую тень сомнения: сможет ли человечество как вид выжить на этой планете. Зловещее предчувствие грядущих стихийных бедствий – возможно, самой большой опасности, с которой сталкивается человечество сегодня – заставляет умерить свой пыл западных ученых. Короче говоря, сегодня исчезает то иллюзорное чувство господства, которым человек довольствовался на протяжении короткого периода времени. Безусловно, ушла в прошлое вчерашняя убежденность в могуществе Прометея.
Экологическая этика и религиозное сознание
Человек как существо никогда не находится в "естественном" состоянии, поскольку к тому моменту, когда его можно назвать человеком, он уже является носителем определенной культуры. Таким образом, стремление человека навязать природе свою волю можно истолковать, как его желание остаться в "человеческом" состоянии. Способ взаимодействия человека с природой – его поиски господства над ней или же попытки умилостивить ее жалкими подачками – отражает, таким образом, понимание человеком своего места в этом мире и те ценности, которых он придерживается. Без сомнения, окружающая человека среда – та часть природы, в которой человек обитает и которую он приспосабливает для удовлетворения своих потребностей – несет на себе печать мировоззрения, присущего данной цивилизации. Корни подхода к экологическим вопросам уходят в моральное и этическое сознание человека в данной культуре.
В последнее время люди, все более озабоченные ухудшением природной среды в глобальном масштабе, часто задают вопросы: "Насколько нынешний экологический дисбаланс отражает отсутствие духовных корней у современной культуры? Каковы философские предпосылки того отношения к окружающей среде, которое привело современное человечество на грань катастрофы? Что отличает интеллектуальное и духовное наследие Запада в его этическом подходе к природе и окружающей среде от более ранних и других современных культур? Является ли истощение природных ресурсов и ухудшение состояния окружающей среды всего лишь "оборотной стороной" индустриального общества, которое выпустило из бутылки джина технического прогресса и теперь не может его контролировать? Виновен ли в экологической драме человек, породивший слишком большое количество себе подобных? Возможно, корни наших сегодняшних проблем с окружающей средой – в том, что человек до сих пор распространял этические принципы лишь на отношения между людьми?"
Провокационный ответ на этот вопрос дает Линн Вайт Джр, выдвигающая тезис о том, что корни наших сегодняшних экологических проблем лежат в иудео-христианской этике. Вайт утверждает, что, согласно библейской традиции, человек – над природой. Он является особым творением Бога, и ему предписано владычествовать (наполнить землю и подчинить ее, господствовать над всякой рыбой в море, над всякой птицей в воздухе и над всем, что движется по земле). Христианство, продолжает Вайт, придает захвату природы человеком "священный" характер, и на этом базируются естественные науки. Своим возникновением западная наука и технология, как фактически и нынешний светский мир, обязаны библейской концепции: это – естественное развитие того, что было заложено в Христианстве. Здесь рассуждения Вайт приобретают обвинительный характер: Христианство, как она полагает, должно понести ответственность за нынешние проблемы с окружающей средой, поскольку корни современного экологического кризиса заложены в первой же главе книги "Бытие". Придерживаясь этой точки зрения, Вайт находит достаточно смелости для того, чтобы требовать изменения сегодняшней "этики господства", злоупотребление которой привело к экологическому кризису, и замены ее "францисканским консерватизмом".
Идолопоклонство и поклонение природе
От крестового поход против греха идолопоклонства, заключающегося в поклонении природе, также (по мнению Вайт) следует отказаться, поскольку "сомнительно, чтобы такая вещь, как идолопоклонство в форме поклонения природе, когда-либо существовала в заметной мере за пределами восприятия этого явления (часто - ошибочного) иудео-христианской культурой". Напротив, "лишенная "священности" природа, наша природа, стала идолом – "объективной реальностью", считавшейся окончательной и самодостаточной: высшей, единственной реальностью". В нынешнем экологическом кризисе, постигшем человечество, обвиняется вся пророческая традиция – от Авраама (мир ему) до Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Однако в данном диспуте, касающемся проблемы окружающей среды и "монотеистического унижения природы", как обычно, едва ли упоминается Ислам, как будто бы это – религия, свалившаяся с Луны, а сегодняшняя миллиардная численность мусульман Земного шара – статистическая иллюзия. Считается по умолчанию, что "Ислам, как и марксизм, является иудео-христианской ересью", которая вряд ли может содержать в себе что-нибудь оригинальное. Для тех, в голове которых находится пара мыслей о расцвете исламской науки в средние века, имеется немедленное "объяснение" этого факта: "оказывается, что основные концепции и содержание исламской науки происходят всецело из греческих источников", и "изучение роли мусульманской науки в контексте данной дискуссии уведет нас в сторону от обсуждаемого вопроса".
Вопрос о взаимоотношении Ислама с естественными науками до сих пор ожидает надлежащего изучения. Если развитие науки в Исламе не приводило к тем же последствиям, что и на Западе, то это – благодаря тому, что она не отрывалась от этической основы.
Роль религиозного сознания в формировании отношения к окружающей среде заслуживает первоочередного внимания. Утверждения об идентичности позиций Библии (в том виде, как она существует на данный момент) и Корана по этому вопросу безосновательны. Здесь требуется тщательное изучение и сравнительный анализ. Несмотря на обычный для монотеистической религии словарь: Бог, создание, человек, история и Откровение, Кораническое понимание конечной цели существования человека, а, следовательно, и взгляд на его отношение к природе, отличается не только формально, но и, по сути, от Библейского. Природа и этика находятся в самом центре коранической концепции. Согласно Корану, влиять на естественный мир в соответствии с божественной этикой – главная цель человека.
Спасение или проклятие
Фактически спасение или проклятие человека полностью зависит от его способности взять на себя моральную ответственность в отношении к окружающей среде. Тема взаимосвязи природы и этики занимает настолько важное место в Коране, что даже сторонние наблюдатели не могут не заметить этого. Сегодняшний экологический кризис сделал Ислам особенно актуальной этической традицией. Ослепленные в свое время сиянием современности, сегодняшние мусульмане, количество которых в мире огромно, видят последствия экологической расточительности Запада и возвращаются к собственным духовным корням. Вся так называемая светская философия со своей ложной верой в вечность прогресса и процветания оказывается неадекватной реальности, если посмотреть на эту проблему в свете коранической этики ответственности и умеренности. Не случайно мусульманские интеллектуалы одними из первых подали голоса против злоупотреблений в обращении с природой, которые совершались во имя науки и прогресса.
В ближайшие годы мусульманские мыслители, я надеюсь, будут все более активно выступать по вопросам, касающимся окружающей среды и ее ценности. Я надеюсь, что исламское самосознание сделает их достойными партнерами в том диспуте, который до недавнего времени был прерогативой Запада.
В то время, как некоторые поносят всю монотеистическую традицию, обвиняя ее в нынешних экологических катаклизмах, истина требует, чтобы продолжался поиск "монотеистических" решений проблемы, хотя и за пределами библейской традиции. Я верю, что Ислам обладает необходимым "монотеистическим" лекарством от сегодняшних экологических болезней человечества.
|